Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматы»

Сысертский городской округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9
имени Героя Советского Союза А.И. Крапивина» село Щелкун

Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Шахматы»
Возраст обучающихся: 8-14 лет
Срок реализации: 3 года.
Количество часов в год: 144 часа
1 год обучения (ознакомительный уровень)
№

Название темы

Количество часов
Теория

Практика

Всего

Форма
контроля

Вводное занятие

1

1

2

Устный опрос

1

Знакомство с шахматами

2

8

10

Наблюдение, устный
опрос

2

Шахматная доска

2

8

10

Тестовые задания

3

Расстановка фигур

1

9

10

Задачи, соревнование

4

Шахматная нотация

3

5

8

Тестовые задания

5

Основные шахматные фигуры

2

8

10

Устный опрос,
графический диктант

6

Шах королю

2

8

10

Задачи

7

Конь

2

6

8

Наблюдение, устный
опрос

8

Мат

2

8

10

Контрольная работа

9

Игра всеми фигурами

4

12

16

Наблюдение

10

Ценность фигур

2

6

8

Устный опрос

11

Начало партии

2

8

10

Наблюдение

12

Пат

1

5

6

Устный опрос

13

Рокировка

2

4

6

Контрольное задание

14

Различные виды матов

2

14

16

Шахматные задачи

15

Итоговое занятие Шахматный

-

4

4

Соревнование

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 779D1C0C4E6887D6B211F1C724C396CB05609621
Владелец: Орехова Светлана Юрьевна
Действителен: с 12.10.2020 до 12.01.2022

праздник
Итого

30

114

144

Тематический план (базовый уровень)
2 год
обуч
ения
№

Название темы

Количество часов
Теория

Практика

Всего

Форма
контроля

Вводное занятие

1

3

4

1

Различные виды матов

2

16

18

Наблюдение,
задачи

2

Запись партии

2

8

10

Наблюдение,
тестовые задания

3

Дебютные ошибки

2

10

12

Тестовые задания

4

Основные тактические
приемы

3

15

18

Наблюдение

5

Дебют

2

16

18

Наблюдение,
устный опрос,
контрольное
задание

6

Учебные партии

2

6

8

Наблюдение

7

Шахматный турнир

-

18

18

Соревнование

8

Разбор партий в шахматных
турнирах

-

16

16

Устный опрос

9

Шахматные комбинации

3

15

18

Контрольное
задание

10

Итоговое занятие
Шахматный праздник

-

4

4

Соревнование

17

127

144

Итого

Тематический план (продвинутый уровень)
3 год обучения
№

Название темы

Количество часов

Устный опрос

Теория

Практика

Всего

Форма
контроля

Вводное занятие

1

1

2

Устный опрос

1

Шахматная нотация

1

1

2

Тестовые задания

2

Учебные партии

1

9

10

Наблюдение

3

Взятие на проходе

2

8

10

Устный опрос

4

Правила игры в турнирах

2

6

8

Устный опрос

5

Матование при помощи
двойного шаха

2

10

12

Наблюдение

6

Мат по 8 (1 –й) горизонтали

2

12

14

Наблюдение

7

Операции с пешками

4

14

18

Устный опрос

8

Защита Алехина

2

4

6

Наблюдение

9

Шахматный турнир

1

1

2

Соревнование

10

Как играть эндшпиль

2

6

8

Наблюдение

11

Пешечные окончания

2

2

4

Устный опрос

12

Ферзь против пешки

2

2

4

Наблюдение

13

Активный король в эндшпиле

2

2

4

Устный опрос

14

Ладейные окончания

2

4

6

Наблюдение

15

Шахматный турнир

2

4

6

Соревнование

16

Окончания с лёгкими фигурами
и пешками

2

2

4

Наблюдение

17

Связка

2

4

6

Устный опрос

18

Двойная связка

2

2

4

Наблюдение

19

Комбинация, основанная на
взаимодействии фигур

2

2

4

Устный опрос

20

Хорошие и плохие фигуры

2

6

8

наблюдение

21

Участие в турнирах на
первенство района и области

-

2

2

наблюдение

40

104

144

Итого

Формы аттестации
Формы, методы контроля результативности обучения:

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости,
наблюдения педагога, решение этюдов, результативность участия в турнирах.
Способы фиксации учебных результатов программы:
- диплом;
- грамота;
- протокол соревнований.
Виды контроля:
- Предварительный контроль (проверка остаточных знаний учащихся на начало учебного года.
Проводится в начале года в виде фронтального, индивидуального и группового опроса по всем
видам учебной деятельности, выполнение упражнений, решение комбинаций и этюдов).
- Текущий контроль (проводится на каждом занятии в виде выполнения упражнений, решения
этюдов).
- Тематический контроль (проводится по мере освоения каждой учебной темы. Включает
фронтальный устный опрос, а также различные виды деятельности при индивидуальном и
групповом опросе).
- Итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков в конце учебного
года. Участие в турнире, соревнованиях).
Работа учащихся, оценивается по результатам освоения программы (высокий, средний и
низкий уровни).
1. Высокий уровень освоения программы. Учащийся демонстрирует высокую
заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием
программы; показывает широкие возможности практического применения в собственной
творческой деятельности приобретенных знаний, умений и навыков, высокий уровень
сформированности УУД.
2. Средний уровень освоения программы. Учащийся демонстрирует достаточную
заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием
программы; может применять на практике в собственной творческой деятельности приобретенные
знания умения и навыки.
3. Низкий уровень освоения программы. Учащийся демонстрирует слабую заинтересованность
в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; не стремится
самостоятельно применять на практике в своей деятельности приобретенные знания умения и
навыки.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.