Сысертский городской округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9
имени Героя Советского Союза А.И. Крапивина» село Щелкун
Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Шахматы»
Возраст обучающихся: 8-14 лет
Срок реализации: 3 года.
Количество часов в год: 144 часа
1 год обучения (ознакомительный уровень)
№
Название темы
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Форма
контроля
Вводное занятие
1
1
2
Устный опрос
1
Знакомство с шахматами
2
8
10
Наблюдение, устный
опрос
2
Шахматная доска
2
8
10
Тестовые задания
3
Расстановка фигур
1
9
10
Задачи, соревнование
4
Шахматная нотация
3
5
8
Тестовые задания
5
Основные шахматные фигуры
2
8
10
Устный опрос,
графический диктант
6
Шах королю
2
8
10
Задачи
7
Конь
2
6
8
Наблюдение, устный
опрос
8
Мат
2
8
10
Контрольная работа
9
Игра всеми фигурами
4
12
16
Наблюдение
10
Ценность фигур
2
6
8
Устный опрос
11
Начало партии
2
8
10
Наблюдение
12
Пат
1
5
6
Устный опрос
13
Рокировка
2
4
6
Контрольное задание
14
Различные виды матов
2
14
16
Шахматные задачи
15
Итоговое занятие Шахматный
-
4
4
Соревнование
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 779D1C0C4E6887D6B211F1C724C396CB05609621
Владелец: Орехова Светлана Юрьевна
Действителен: с 12.10.2020 до 12.01.2022
праздник
Итого
30
114
144
Тематический план (базовый уровень)
2 год
обуч
ения
№
Название темы
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Форма
контроля
Вводное занятие
1
3
4
1
Различные виды матов
2
16
18
Наблюдение,
задачи
2
Запись партии
2
8
10
Наблюдение,
тестовые задания
3
Дебютные ошибки
2
10
12
Тестовые задания
4
Основные тактические
приемы
3
15
18
Наблюдение
5
Дебют
2
16
18
Наблюдение,
устный опрос,
контрольное
задание
6
Учебные партии
2
6
8
Наблюдение
7
Шахматный турнир
-
18
18
Соревнование
8
Разбор партий в шахматных
турнирах
-
16
16
Устный опрос
9
Шахматные комбинации
3
15
18
Контрольное
задание
10
Итоговое занятие
Шахматный праздник
-
4
4
Соревнование
17
127
144
Итого
Тематический план (продвинутый уровень)
3 год обучения
№
Название темы
Количество часов
Устный опрос
Теория
Практика
Всего
Форма
контроля
Вводное занятие
1
1
2
Устный опрос
1
Шахматная нотация
1
1
2
Тестовые задания
2
Учебные партии
1
9
10
Наблюдение
3
Взятие на проходе
2
8
10
Устный опрос
4
Правила игры в турнирах
2
6
8
Устный опрос
5
Матование при помощи
двойного шаха
2
10
12
Наблюдение
6
Мат по 8 (1 –й) горизонтали
2
12
14
Наблюдение
7
Операции с пешками
4
14
18
Устный опрос
8
Защита Алехина
2
4
6
Наблюдение
9
Шахматный турнир
1
1
2
Соревнование
10
Как играть эндшпиль
2
6
8
Наблюдение
11
Пешечные окончания
2
2
4
Устный опрос
12
Ферзь против пешки
2
2
4
Наблюдение
13
Активный король в эндшпиле
2
2
4
Устный опрос
14
Ладейные окончания
2
4
6
Наблюдение
15
Шахматный турнир
2
4
6
Соревнование
16
Окончания с лёгкими фигурами
и пешками
2
2
4
Наблюдение
17
Связка
2
4
6
Устный опрос
18
Двойная связка
2
2
4
Наблюдение
19
Комбинация, основанная на
взаимодействии фигур
2
2
4
Устный опрос
20
Хорошие и плохие фигуры
2
6
8
наблюдение
21
Участие в турнирах на
первенство района и области
-
2
2
наблюдение
40
104
144
Итого
Формы аттестации
Формы, методы контроля результативности обучения:
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости,
наблюдения педагога, решение этюдов, результативность участия в турнирах.
Способы фиксации учебных результатов программы:
- диплом;
- грамота;
- протокол соревнований.
Виды контроля:
- Предварительный контроль (проверка остаточных знаний учащихся на начало учебного года.
Проводится в начале года в виде фронтального, индивидуального и группового опроса по всем
видам учебной деятельности, выполнение упражнений, решение комбинаций и этюдов).
- Текущий контроль (проводится на каждом занятии в виде выполнения упражнений, решения
этюдов).
- Тематический контроль (проводится по мере освоения каждой учебной темы. Включает
фронтальный устный опрос, а также различные виды деятельности при индивидуальном и
групповом опросе).
- Итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков в конце учебного
года. Участие в турнире, соревнованиях).
Работа учащихся, оценивается по результатам освоения программы (высокий, средний и
низкий уровни).
1. Высокий уровень освоения программы. Учащийся демонстрирует высокую
заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием
программы; показывает широкие возможности практического применения в собственной
творческой деятельности приобретенных знаний, умений и навыков, высокий уровень
сформированности УУД.
2. Средний уровень освоения программы. Учащийся демонстрирует достаточную
заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием
программы; может применять на практике в собственной творческой деятельности приобретенные
знания умения и навыки.
3. Низкий уровень освоения программы. Учащийся демонстрирует слабую заинтересованность
в учебной и творческой деятельности, которая является содержанием программы; не стремится
самостоятельно применять на практике в своей деятельности приобретенные знания умения и
навыки.