Читательская грамотность

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Сысертский городской округ
МАОУ СОШ № 9

Приложение к
Адаптированной основной
образовательной программе
основного общего образования
обучающихся с ОВЗ (ЗПР)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Читательская грамотность»
для обучающихся с ЗПР 5 классов

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00904D6421DFB9BEC897355E125FE126D2
Владелец: Орехова Светлана Юрьевна
Действителен: с 03.03.2023 до 26.05.2024

с. Щелкун, 2023

Рабочая программа по учебному курсу "Читательская грамотность"
на уровне
основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
Федералной адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287,
зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер
— 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Федеральной рабочей программы воспитания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Читательская грамотность» (предметная область
"Русский язык и литература") адресована учащимся 5 классов общеобразовательной
школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин,
так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией
школьного образования в целом.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату,
заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования на уровне сформированности метапредметного результата как запроса
личности и государства.
В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и
критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации
своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность,
понимаемую сегодня, как способность человека максимально быстро адаптироваться во
внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и
жизненные
запросы
в
расширяющемся
информационном
пространстве.
Инструментальной основой работы с информацией является чтение, как универсальный
способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к
усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам,
поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую
при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Именно поэтому
читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной
грамотности. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и
специфического, но требующего применения обычных правил. Таким образом, можно
сделать вывод, что читательская грамотность - это фундаментальная база функциональной
грамотности.
Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом
относится к универсальным, основополагающим и является необходимым звеном в
программе формирования читательской грамотности.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может
способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности
использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение
чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение,
мышление, эмоции, формирует иразвивает эстетическиечувства, волевыекачества, навыки
самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже
в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и
совершенствоваться в течение всех лет обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Программа по формированию читательской грамотности ориентирована на
развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их
индивидуальных (возрастных,
физиологических, психологических,
интеллектуальных и
других)
особенностей,
образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это

достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного,
эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система
базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей,
которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся с
ЗПР.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
-формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной
потребности в чтении;
- формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей
достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы
школы;
- формирование читательской грамотности учащихся как элемента общей культуры
человека, живущего в открытом информационном пространстве.
Задачи
- развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать
духовно-нравственные основы личности;
- вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением,
активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
- развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки
самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
- освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом
деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого
чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в
работе с книгой и текстом как единицей информации;
- учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и
рефлексивной оценки информации на основе
– углубления базовых знаний по теории текста;
– использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
– использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и
жанров, соответствующих возрасту учащихся;
– использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего
использования;
– использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и
осмысления текстов.
Формы и режим занятий
Программа учебного курса реализуется на занятиях, отличающихся общей практической
направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы
даются дозировано и постигаются через практическую деятельность, которая не только
обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует
учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть
разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии,
технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии
проблемного и развивающего обучения и др. Важно, чтобы методы и приёмы организации
деятельности
учащихся
были

4
ориентированы наформированиеиразвитиепознавательнойактивности, интеллектуальное
развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.
Результативность освоения программы
Задания для выполнения, предлагаемые в учебном курсе "Читательская
грамотность", характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей
направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в
процессе деятельности и выделенные
в планируемых результатах.
Диагностика
уровня результативности осуществляется в ходе
решения учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе «Содержание
программы». Формой предъявления результата является также участие школьников в
мероприятиях, проведённых по этому направлению за год (целесообразно – в конце
каждой четверти).
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс «Читательская грамотность» (предметная область «Русский язык и
литература») в учебном плане входит в часть, формируемую участниками
образовательных отношений, и является обязательным для изучения.
По учебному плану на изучение курса «Читательская грамотность» в 5 классе
отводится 1 час в неделю. Изучение курса рассчитано на 34 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» 5 КЛАСС
Содержание обучения курса ориентировано на развитие читательской грамотности как
интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию
текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Содержание учебного курса
1.Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь
книжная и разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные
средства. Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея.
Авторская позиция. Заголовок текста. Вычленение из текста информации, конкретных
сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их
последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте.
Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план
текста. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки
объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации:
словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Виды чтения: ознакомительное,
изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники
информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста
(подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
2.Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование
выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод.
Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу.
Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение
предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Выступление перед аудиторией

5
сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты,
презентацию).
3.Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли
иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его
аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или
избыточная информация. Участие
в
учебном
диалоге
при
обсуждении прочитанного
или прослушанного текста. Соотнесение
позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек
зрения на информацию.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
«ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Изучение курса «Читательская грамотность» в основной школе направлено на
достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения Рабочей программы по курсу «Читательская
грамотность» для основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях
русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
Гражданского воспитания:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
 активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях;
 неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
 понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
 представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из
литературы;
 представление о способах противодействия коррупции;
 готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из
литературы;
 активное участие в школьном самоуправлении;
 готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь
людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
 осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в




контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также
литератур народов РФ;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих
в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.

Духовно-нравственного воспитания:
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора
с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
 готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков;
 активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
 восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе
изучаемых литературных произведений;
 осознание важности художественной литературы и культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
 понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
 стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт;
 ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
 осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;
 способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
 умение принимать себя и других, не осуждая;
 умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на
примеры из литературных произведений;
 уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
 сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
 установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность;







интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с
деятельностью героев на страницах литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при
изучении произведений русского фольклора и литературы;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:
 ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды;
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы;
 осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
 готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные
и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
 овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
 овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом
специфики школьного литературного образования;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Метапредметные результаты
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные
учебные действия.
Работа с информацией:
- элементарными навыками работы с книгой;
- умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид
чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
- элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь
научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность,направленнуюнапоискинформацииипониманиепрочитанного,
наоснове
умений:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и
жизненный опыт;
- находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
- находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную,
фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
- выделять термины, обозначающие основные понятия текста.

6
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе
умений:
- понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему
смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и
письменной форме главное в содержании текста;
- объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
-сопоставлятьиобъяснять основныетекстовыеивнетекстовыекомпоненты (внесплошных
текстах);
- интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте
информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи,
делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли
текста; - задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
- прогнозировать содержание текста;
- находить скрытую информацию в тексте;
- использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе
умений:
- составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
- делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с
коммуникативным замыслом;
- приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
- преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления
информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить
деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:
- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со
своими представлениями о мире;
- оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
- использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования
утверждений / тезисов;
- оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты
5 КЛАСС:
-использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках
разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных)
действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях
моделирования и проектирования;
- владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в
электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками
и другими справочными материалами, в том числе из числа верифицированных
электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень.
- участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для
оценки прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся с ЗПР);
- обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с
информацией (текстами) в разных предметных областях.

Учебно-методическое обеспечение образовательной программы
Методические материалы:
1.Тихомирова И.И. Добру откроем сердце: школа развивающего чтения. – М.: РБША,
2015. -344с.
2. Тихомирова И.И. Родом из военного детства: школа развивающего чтения. – М.: РБША,
2015. -336с.
3. Русский родной язык 5 класс. - М.: Просвещение: Учебная литература, 2020. - 176 с.
4.Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому - книга: основы информационнобиблиографической грамотности: учебное пособие для общеобразовательных организаций.
-М.: ООО "Русское слово - учебник", 2018. - 192 с.(ФГОС. Внеурочная деятельность).
5. Назарова Т.С. Концептуальные основания формирования функциональной грамотности
в образовании / Т. С. Назарова // Педагогика: научно-теоретический журн. - 2017. - N 10. С. 14-24.
6. Стефанова Л.М. Приемы формирования функциональной грамотности учащихся / Л. М.
Стефанова // Педагогическая мастерская. Всё для учителя: научно-методический журнал. 2019.
N
5/6.
С.
71-74.

8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематический блок,
тема п/п

1.

2.

3.

Основное
содержание

Умеем ли мы читать?
Вводное
занятие.
(Виды чтения)
Беседа
о
восприятии
1 час
информации, о видах
чтения,
чтение для
Как выбрать книгу? (Виды достижения своей цели.
чтения:
просмотровое, Ориентация в книге на
основе
знания
её
ознакомительное)
структуры. Обучение
1 час
использовать
чтение
для поиска и извлечения
нужной информации.
Выбор книги на основе
ее
просмотра,
выборочного
знакомства
с
информацией,
Учимся ставить цель
чтения («Знаю – хочу прогнозирования.
Теоретическое
узнать – узнал»)
обоснование
приёма
1 час
«Знаю – хочу узнать –
узнал». Комплексный
подход к содержанию
текста, тема которого
частично
знакома
учащимся.

Деятельность
учителя с учётом
рабочей
программы
воспитания
Развивать
у
обучающихся с ЗПР
познавательную
активность,
самостоятельность,
инициативу,
творческие
способности.

Основные виды
деятельности
обучающихся с ЗПР

ЭОР/ЦОР

1.Федеральный
портал
Анализ затруднений при «Российское образование»
чтении и прогнозирование, http://www.edu.ru
как чтение текста сделать
2. Интерактивные ЦОР
более результативным.
http://fcior.edu.ru
Извлечение
нужной ;http://schoolинформации
из
текста, collection.edu.ru
работа
в
группах.
3. Банк заданий для
Прогнозирование
содержания
книг
по формирования и оценки
заглавию,
по
авторам, функциональной
догадке, жизненному опыту. грамотности обучающихся
Определение вида чтения для с ЗПР основной школы (5выбора книги. Практическое 9 классы). ФГБНУ
освоение
способов Институт стратегии
просмотрового
и развития образования
российской академии
ознакомительного чтения.
Освоение
стратегий образования:
смыслового
чтения
с http://skiv.instra o.ru/bankприменением
технологий zadaniy/.
РКМЧП (приём «З-Х-У»,).
Заполнение
учащимися 4.Демонстрационные
оценки
таблицы «Знаю – хочу узнать материалы для
функциональной
– узнал».

9

4.
5.

6.

7.

8.

Что и о чём? (Углубление
понятия о тексте)
1 час
С чего начинается текст?
(Роль заглавия)
1 час

Понимания
термина
текст. Признаки теста.
Роль заглавия в текстах
и его связь с темой и
главной мыслью.

Зачем нужен эпиграф? Роль
заглавия
и
(Роль
заглавия
и эпиграфа.
эпиграфа)
Прогнозирование
содержания текста по
1 час
заглавию и эпиграфу.
Оформление эпиграфа
на письме.

Слово и его лексическое
значение.
Роль
выразительных
возможностей слов в
контекстном
употреблении.
Индивидуальная
помощь в подготовке
выразительного чтения.
конкурс Тематический конкурс
чтецов
«Осенние
страницы» (возможны
другие варианты тем).

Внимание к слову.
1 час

Тематический
чтецов.
1 час

Реализовывать
воспитательные
возможности в
различных видах
деятельности
обучающихся с
ЗПР со словесной
(знаковой)
основой:
самостоятельная
работа с книгой,
работа с научнопопулярной
литературой, отбор

Найти
признаки
текста.
Подготовка
к
конкурсу
чтецов по выбранной теме:
Прогнозирование
содержания
текста
по
заглавию,
сопоставление
прогноза с содержанием
текста.
Выявление понимания роли
эпиграфа в книге, тексте.
Прогнозируют содержание
читаемого текста по заглавию
и эпиграфу. Выбирают одно
из предложенных заглавий и
обосновывают свою точку
зрения. В работе с текстами
используют предтекстовые
вопросы и задания.
Лексический
анализ
выбранных для конкурса
чтецов произведений с целью
поиска всех непонятных слов
и выражений и выяснения их
значения.

Участие в конкурсе чтецов.

грамотности учащихся 5
класса. ФГБНУ «Институт
стратегии
развития
образования
российской
академии
образования»
(Демонстрационные
материалы
http://skiv.instrao.ru
/support/demonstratsionnyematerialya/.
5.Открытые
задания
PISA:
https://fioco.ru/примерызадач-pisa.
4.Сборники
эталонных
заданий
серии
«Функциональная
грамотность. Учимся для
жизни»
издательства
«Просвещение»: https://mysh
op.ru/shop/product/4539226.h
tml.
5.Электронный
банк
заданий по функциональной
грамотности:
https://fg.resh.ed u.ru/.
6.Электронный
банк
тренировочных заданий по
оценке
функциональной

10

9.

10.

11.

Наши
друзья
и Роль
словарнопомощники (Словари и справочной литературы
справочники).
и
современных
информационных
источников
в
1 час
формировании
стратегий смыслового
чтения.
Презентация
словарей
и
справочников.
Определение
назначения словаря.

Учимся читать учебный Практическое освоение
текст (Элементы учебного терминов
учебного/учебнотекста)
познавательного
1 час
текстов. Признаки как
свойства
предметов.
Определение термина
через общее понятие и
частное.
Главное и неглавное в
тексте (Виды информации
в учебном тексте)
1 час

Виды информации в
учебном тексте. Умение
осуществлять поиск и
находить
требуемую
информацию, применяя
технологии поискового
чтения.

и сравнение
материала по
нескольким
источникам.

Знакомство с словарями.
Работа
в группах
для
определение
назначения
словаря.
Подготовка
группового
проекта
презентации
словаря
(отсроченное
задание
к
ролевой игре «Заседание
Учёного
совета
лексикографов»):
обсуждение
плана
представления
словаря,
выбор
словаря
для
представления и подготовка
материалов.
Решение задач, выявляющих
и
формирующих
практические
умения
совершать интеллектуальные
действия.
Определение
понятия
попризнакам
(«Отгадай
загадки»).
Классификация понятий по
определённым
признакам
(«Третий лишний»).
Находить
требуемую
информацию,
применяя
технологии
поискового
(сканирующего) чтения.

грамотности:
https://fioco.ru/v ebinarshkoly-ocenka-pisa.
7.Урок
Справочная
литература
современных
информационных
источников
в
формировании
стратегий
смыслового чтения.
http://www.slovari.ru
,http://ru.wikipcdia.org,
http://feb-web.rii/feb/slt/abc
8.Служба русского языка,
словари,
справочная
литература:
http://www.slovari.ru
9.Электронная Библиотека
http://lib.ru

11

12.

Учимся читать учебный
текст
(Маркировка
информации)
1 час

Умение
ориентироваться
в
тексте.
Система
условных графических
символов
для
выделения
информации.
Выполнение
работы,
проверяющей умение
работать
с
информацией
по
заданным параметрам
поиска и нахождения
нужной информации
Несплошные тексты и
их виды. Значимость
умения
работать
с
несплошной текстовой
информацией.
Умение
читать
несплошной текст и
воспринимать
содержание, извлекать
информацию,
интерпретировать её.

13.

Практикум-диагностика
(работа по применению
умений
работать
с
информацией и выделять
главную мысль)
1 час

14.

Как читать несплошной
текст?
1 час

15.

Шифровка и дешифровка
текста.
Поиск
и
нахождение информации
в несплошных текстах.
1 час

16.

и их
Как
построен
текст? Типы речи
сочетание
в
текстах.
(Строение текстов разных
Логика развёртывания
типов речи)
информации.
1 час

Реализовывать
воспитательные
возможности в
различных видах
деятельности,
обучающихся с
ЗПР со
словесной
(знаковой)
основой:
систематизация
учебного
материала.

Чтение текста, маркирование
информации. (Выделение в
тексте
ключевых слов,
терминов, незнакомых слов;
нахождение
в
тексте
определения понятий).
Выполнение
совместная
результатов,
рефлексия.

работы,
проверка
анализ
и

Поиск
и
нахождение
информации в несплошных
текстах.
Поиск
и
нахождение
информации в несплошных
текстах. (Определение вида
текста; выделение ключевых
слов (знаки, символы и т.д.);
определение
основного
содержания; Упражнение на
формирование
умения
дополнять
таблицу
недостающими данными.
Составление
таблицы/опорной
схемы/опорного конспекта по
теории типов речи

12

17.

Ролевая игра «Заседание
Учёного
совета
лексикографов»
1 час

Проводится как отчёт
комиссий
лексикографов
(учащихся)
о
возможностях разных
словарей.
в тексте Установление
связи
в логических связей в
тексте.
Причинноследственные
связи,
аналогии и сравнения.

Защита групповых проектов,
представляющих
определённые виды словарей.
Обсуждение и оценивание
проектов.

18.

«Сцепления»
(Смысловые
тексте)
1 час

19.

Погружение в текст.
1 час

Развитие интеллектуальных
умений
выявлять
и
определять
причинноследственные
связи,
устанавливать аналогии и
сравнения
Анализ
текста
(главная
мысль текста, понимание, как
автор логически выстраивает
текст).

20.

Погружение в текст
1 час

21.

Воображение
прогнозирование.
1 час

22.

Воображение
прогнозирование.

Логико-смысловой
анализ
текста
художественного или
публицистического
стиля речи
Тезисы
и
аргументы/примеры в
тексте учебно-научного
стиля речи.

Выявление и маркирование
информации,
отражающей
строение текста. Подбор
собственных аргументов к
тезису.
и Изучение
приёмов Реализовывать на Прогнозирование в тексте с
прогнозирования
уроках
пропущенными буквами на
конце слов, установление
мотивирующий
потенциал юмора, слова на основе связей,
смысловых
ассоциаций;
разряжать
прогнозирование необычной
напряжённую
неожиданной,
обстановку в классе (смешной,
парадоксальной) концовки по
образцу предложенных.
Чтение
текста
и
и Прогнозирование
придумывание
содержания
текста.

13

1 час

23.

Диалог с текстом.
1 час

24.

Диалог
с
(«Толстые и
вопросы)
1 час
Диалог
с
(Выделение
мысли)
1 час

25.

26.

27.

28.

Технология «чтение с
остановками»
и
прогнозирование
дальнейшего развития
действия.
Составление вопросов
к тексту

(прогнозирование)
продолжений,
сравнение
продолжений с авторским
вариантом.
Обнаружение
в
тексте
скрытых
вопросов,
прогнозирование ответов на
них и вопросы, заданные
автором;
проверка
предположений и т.д.
Составление вопросов
к
тексту

текстом Умение
задавать
тонкие» вопросы. Шесть типов
вопросов.

текстом Понимание
логики
главной развития мысли автора,
выделение
главной
мысли.
Составление
различных
видов
вопросов
по
содержанию текста.
Игра-состязание
Проводится командная
«Аукцион вопросов и игра для закрепления
ответов»
умений
задавать
вопросы
к
тексту
.
1 час
Учимся читать «между Выделение главной и
строк»
(Скрытая второстепенной, явной
информация в тексте)
и скрытой информации
1 час
Что помогает понять Виды и формы плана
текст? (План текста)
1 час

Составление вопросов в
группах,
взаимообмен
вопросами между группами и
ответы на те из них, которые
не были учтены группой
Участие в командной игре

Привлекать
внимание
обучающихся с ЗПР
к
обсуждаемой
на
уроке информации,
активизации
познавательной

Анализ текста и выявление
скрытой
информации
в
тексте.
Структурируют информацию
во время и после чтения, и

14

деятельности
обучающихся
с ЗПР
29.

Что помогает понять Перекодирование
текст? (Перекодирование информации.
информации:
пометки,
выписки, цитаты)
1 час

30.

Шифровка и дешифровка
текста
(обработка
и
перекодирование
информации).
1 час

31.

32.

33.

Обучение
умениям
обрабатывать
информацию
и
фиксировать результат
обработки в разных
формах графического
оформления текста.
Подготовка
устного
Когда текст прочитан.
сжатого
пересказа
1 час
текста
повествовательного
характера с элементами
рассуждения
умения
Участие
в
учебном Развитие
диалоге при обсуждении соотносить
прочитанную
прочитанного текста
информацию со своим
1 час
жизненным опытом
Практикум
по Подведение
итогов.
комплексному
Самооценка учащихся и
применению
умений оценивание
их
работать с информацией
деятельности учителем.

фиксируют ее в
плана.

форме

Отбирают
материал
по
определённой теме, делают
выписки;
пометки
предлагают
варианты
использования
собранного
материала.
Преобразование
информации из сплошного
текста в таблицу. Заполнение
предложенных схем с опорой
на прочитанный текст.
Общаться с
обучающимися (в
диалоге),
признавать их
достоинства,
понимать и
принимать их

Обработка и предъявление
информации: план текста и
пересказ.

Выявление
личностной
позиции учащихся после
чтения
проблемного
публицистического текста.

Работа с текстом. Учебный
диалог

15

1 час
34.

Чему
я
научился? Повторение
Сопоставление различных изученного.
точек
зрения
на
информацию.
1 час
Итого: 34 часа

Участие в учебном диалоге.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.