Аннотации к рабочим программам АООП
образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1)
МАОУ СОШ № 9
Предмет
Чтение и развитие
речи
Класс
1-4
Аннотация
Основная цель прохождения данной дисциплины: научить
обучающихся читать доступный их пониманию текст вслух и про себя,
осмысленно воспринимать прочитанное.
В рабочих программах на каждый год обучения представлена
примерная тематика литературных произведений, определен уровень
требований к технике чтения. Большое внимание уделяется развитию
связной устной речи. Учащиеся постепенно овладевают правильным,
полным, последовательным пересказом литературных произведений.
Тематическое планирование составлено с учетом особенностей
обучающихся 1-4 классов. В нем распределено количество часов на
изучение тем и конкретизирована тема каждого урока.
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от
его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
Цель: формирование и совершенствование знаний, умений,
навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
Грамматика,
правописание и
развитие речи.
1-4
овладение элементарными знаниями по грамматике для
приобретения практических навыков устной и письменной речи;
формирование основных орфографических и пунктуационных
навыков;
повысить уровня общего и речевого развития учащихся;
формирование познавательной
коррекция их недостатков;
формирование фонетически правильного письма и письма по
правилу;
подготовка школьников к жизни, к общению;
формирование у школьников навыков связной устной и
письменной речи;
развитие мелкой моторики рук и их координирования;
совершенствование техники письма;
воспитание интереса к родному языку.
деятельности
учащихся
и
В младших классах умственно отсталым школьникам даются
самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно
для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным
элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике
прежде всего необходимо для приобретения практических навыков
устной и письменной речи, формирования основных орфографических и
пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.
Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области
фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике
способствует их умственному и речевому развитию. Умения
анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже
элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения
должны
способствовать
коррекции
мышления,
развитию
познавательной деятельности школьников.
Программы учитывают особенности познавательной деятельности
обучающихся с нарушениями интеллектуального развития и
направлены на разностороннее развитие личности обучающихся,
способствуют их умственному развитию и коррекции познавательной
деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанию
трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости,
любознательности, формированию умений планировать свою
деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
-развитие образного и логического мышления, воображения;
Математика
1-4
- формирование предметных умений и навыков, необходимых для
успешного решения учебных и практических задач, продолжения
образования;
-освоение основ математических знаний, формирование
первоначальных представлений о математике;
-воспитание интереса к математике, стремления использовать
математические знания в повседневной жизни.
Труд (технология0
1-4
Обучение математике в коррекционной школе носит предметнопрактическую направленность, тесно связано с жизнью и
профессионально-трудовой подготовкой обучающихся, другими
учебными предметами. В процессе обучения школьники овладевают
оптимальным объемом знаний и умений, который необходим для
повышения уровня общего развития обучающихся коррекционной
школы и коррекции недостатков их познавательной деятельности.
Цель программы обучения: развитие самостоятельности учащихся
при выполнении трудовых занятий; подготовка учащихся к
профессионально-трудовому обучению.
На уроках трудового обучения решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
-ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
-предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать
логическую последовательность изготовления поделки, определять
приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
-контролировать свою работу (определять правильность действий и
результатов, оценивать качество готовых изделий).
Рисование
(Изобразительное
искусство)
1-4
В процессе трудового обучения осуществляется исправление
недостатков познавательной деятельности: наблюдательности,
воображения, речи, пространственной ориентировки, а также
недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Обучению изобразительному искусству придается большое
значение. Содержание его включает знание основ реалистического
рисунка, формирование навыков рисования с натуры, декоративного
рисования. Школьники знакомятся с отдельными произведениями
живописи, декоративно-прикладного искусства, изобразительное
искусство является одним из предметов, содержание которого
направлено на развитие у обучающихся художественного вкуса,
способствует их эстетическому воспитанию. Занятия изобразительным
искусством имеют большое коррекционно-развивающее значение,
способствуют совершенствованию познавательной, эмоциональноволевой и двигательной сферы обучающихся.
Согласно учебному плану на изучение предмета «Изобразительное
искусство» отводится 1 час в неделю (34 часа в год в каждом классе).
Цель программы обучения заключается: во всестороннем развитии
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре,
коррекции недостатков психофизического развития, расширении
индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Задачи программы обучения:
Адаптивна
физическая
культура
1-4
- коррекция нарушений физического развития;
― формирование двигательных умений и навыков;
― развитие двигательных способностей в процессе обучения;
― укрепление здоровья и закаливание организма, формирование
правильной осанки;
―раскрытие возможных избирательных способностей и интересов
ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной
деятельности;
― формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении
физических упражнений;
― формирование установки на сохранение и укрепление здоровья,
навыков здорового и безопасного образа жизни;
― поддержание устойчивой физической работоспособности на
достигнутом уровне;
― формирование познавательных интересов, сообщение доступных
теоретических сведений по физической культуре;
― воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими
упражнениями;
― воспитание нравственных, морально-волевых качеств(настойчивости,
смелости), навыков культурного поведения;
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные
задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности
школьников.
Развитие устной
речи на основе
изучения предметов
и явлений
окружающей
действительности.
Ритмика
1-4
1-4
Уроки физкультуры направлены на коррекцию психофизического
развития обучающихся, укрепление здоровья, повышение
работоспособности учащихся, на развитие и совершенствование
двигательных умений и навыков (силы, быстроты, ловкости,
выносливости и др.), приобретение знаний в области гигиены,
теоретических сведений по физкультуре, формирование навыков
правильной осанки.
Учебный предмет по развитию устной речи на основе изучения
предметов и явлений окружающей действительности является
специфическим для обучения школьников 1-4 классов. Занятия по этому
учебному предмету имеют интегрированный характер, рассматриваются
как коррекционные. Их целью является направленное исправление
дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной
деятельности. У учащихся формируются элементарные представления и
понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам,
расширяются и обогащаются представления об окружающем мире, они
получают некоторые представления о мире, который находится вне поля
их чувственного опыта.
Преподавание ритмики в специальном (коррекционном)
образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью
осуществления коррекции недостатков психического и физического
развития умственно отсталых детей средствами музыкальноритмической деятельности.
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные
ритмике, способствуют общему развитию младших умственно отсталых
школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и
речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию
положительных качеств личности (дружелюбия,
дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкальноритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку,
выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть
на простейших музыкальных инструментах.
Главной целью изучения данной дисциплины является –
максимальное преодоление дефектов развития обучающихся, их
социальная адаптация и интеграция в общество. Коррекция недостатков
психического и физического развития обучающихся средствами
музыкально – ритмической деятельности, научить детей согласовывать
движения рук с движениями ног, туловища, головы.
Задачи:
1.Умение ориентироваться в пространстве
2.Точное выполнение ритмико-гимнастических упражнений.
3.Научить обучающихся согласовывать движения рук с движениями
ног, туловища, головы.
4.Создавать полный музыкально – двигательный образ.
5.Привитие навыков четкого и выразительного исполнения движений.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Цель учебного предмета: Углубление сведений, раскрывающих
причинные, следственные, временные и другие связи между объектами,
явлениями и состояниями природы.
Мир природы и
человека.
1-4
Задачи учебного предмета:
- Уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой
природе, дать новые знания об основных её элементах.
- На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить
представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды.
- Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их,
составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и
опытных работ, отмечать фенологические данные.
- Формировать эстетические потребности путем наблюдения за
природой родного края.
- Формировать знания обучающихся о природе своего края.
- Формировать первоначальные сведения о природоохранительной
деятельности человека, научить обучающихся бережному отношению к
природе.
Основным методом обучения является беседа. Главным
компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учителю
необходимо использовать на уроках естественные бытовые и трудовые
ситуации, логические игры на классификацию, «Четвертый – лишний»,
картинное лото, домино и др.
На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и
явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на
основе непосредственных чувственных восприятий.
Практические работы помогают закреплению полученных на
уроках
знаний и умений, учат применять их в обычной
жизнедеятельности.
Основная цель курса « Речевая практика» в начальных классах –
развитие речевой коммуникации учащихся как способности
использовать вербальные невербальные средства для осуществления
общения с окружающими людьми в различных ситуациях;
- заложить основы интеллектуального, эмоционального, речевого,
духовно-нравственного развития младших школьников, их умения
пользоваться устной и письменной речью. Данный курс обеспечивает
достижение необходимых личностных и предметных результатов
освоения программы по « Речевой практике», а также успешность
изучения других предметов в начальной школе.
Задачи курса «Речевая практика»:
- развитие звукопроизносительной и смысловой стороны речи (
обогащение, закрепление, активизация словаря);
Речевая практика.
1-4
- совершенствование грамматически правильной речи,
формирование разговорной ( диалогической) и контекстной (
монологической) форм речи;
- профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное
пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню
подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования
универсальных учебных действий.
- создание условий у учащихся для развития умений отвечать на
вопросы учителя в процессе беседы;
- расширить представления детей о правилах поведения в
обществе;
- развивать интонационные и жестово-мимические умения
школьников в процессе инсценирования сказки;
- обогащать лексический запас учащихся словами;
- научить строить простые предложения и короткие рассказы с
опорой на символический план;
- научить составлять рассказы из личного опыта.