Школьное самоуправление «Совет старшеклассников»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Сысертский городской округ
МАОУ СОШ № 9

Приложение к
Основной образовательной программе
среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«Школьное самоуправление»
10-11 классы

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00904D6421DFB9BEC897355E125FE126D2
Владелец: Орехова Светлана Юрьевна
Действителен: с 03.03.2023 до 26.05.2024

с. Щелкун, 2023 год

Школьное самоуправление - это участие обучающихся с различным уровнем активности в
школьной самостоятельной жизни класса, школы, в которой каждый обучающийся может
определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Ученическое
самоуправление обеспечивает развитие у учащихся самостоятельности в принятии и
реализации решений для достижения общественно значимых целей. Деятельность ученического
самоуправления в школе зависит от успешности решения целого ряда задач организационного,
программно - методического, социально-психологического характера, а также от
педагогического руководства.
Занятия внеурочной деятельности будут проводиться на базе «Точка роста», созданного в
целях развития и реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ ,
формирования социальной культуры, проектной деятельности, направленной не только на
расширение познавательных интересов школьников, но и на стимулирование активности,
инициативы и исследовательской деятельности обучающихся.
Занятия в рамках внеурочной деятельности по программе дают возможность саморазвития
как непрерывного процесса, в рамках которого учащиеся приобретают способность управлять
текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми,
последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию. В
ходе занятий по программе «Школьное самоуправление» обучающиеся смогут выявить свои
сильные и слабые стороны, склонности и возможности, которые помогут им стать грамотными
специалистами достойными членами общества, определить природу лидерства, изучить
стратегии и методы управления.
Цели программы:
 поддержка и развитие ученического самоуправления МАОУ СОШ № 9;
 выявление лидеров в школьной среде;
 получение подростками определенного минимума знаний и умений лидерского
профиля;
 формирование у старшеклассников активной гражданской позиции, организаторских
способностей, развитие лидерских качеств личности.
Задачи программы:
 выявлять и развивать лидерские и организаторские навыки учащихся;
 формировать чѐткую и осознанную гражданскую позицию и ценностное отношение к
себе и другим;
 способствовать реализации творческого потенциала учащихся;
 повышать творческую и деловую активность учащихся;
 воспитывать «чувство локтя», ответственности за себя и других;
 создавать ситуации стимулирующие проявление лидерского потенциала;
 стимулировать учащихся к участию в решении насущных проблем ученического
самоуправления.
Содержание программы внеурочной деятельности
«Школьное самоуправление «Совет старшеклассников»
10-11 класс
Введение – 1 час
Вводное занятие. Игры на сплочение.
Анкетирование «Я – ученик», «Каков я в школе?» Знакомство с членами актива. Игры и
тренинги. Игра: «Волшебный магазин», «Шарж», «Символика».
Ученическое самоуправление – 3 часа

Основы самоуправления. Понятие о сущности и механизмах развития различных
самодеятельных добровольных объединений. Самоуправление – управление собой. Трудно ли
управлять школой? Кто и чем управляет в школе? Смогу ли я управлять школой? Игра
«Снежный ком».
7 ключей самоуправления. Программа «7 ключей самоуправления», практическая
работа по семи ключам.
Модель и структура органа ученического самоуправления «Совет старшеклассников».
Понятие о функциях органов самоуправления. Изучение существующей моделей ученического
самоуправления.
Лидер – 4 часа
Психология лидера. Понятие «лидер». Черты характера лидера. Как развить в себе
стрессоустойчивость, силу воли и решительность.
Многоликий лидер. Основные качества и способности лидера. Какими качествами
должен обладать лидер? Лидер - созидатель, лидер – разрушитель. Лидер – организатор, лидер
– генератор Лидер – инициатор, лидер – эрудит.
Разбуди в себе лидера. Тест «Лидер ли я?» Мои лидерские качества. Проработка
лидерских качеств.
Практикум «Чемодан лидера». Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики,
жестов, речи, памяти.
Самопрезентация – 3 часа
Самопрезентация. Основы самопрезентации.
«Школа ведущих». Основные навыки выступления. Работа над дикцией, разучивание
скороговорок. Тренинг «Как вести себя на сцене».
Тренинг «Успешная самопрезентация». Тренинг.
Общение – 4 часа
Общение. Деловое общение. Понятие «деловое общение». Навыки делового общения.
Отличия делового общения. Барьеры в общении.
Деловой стиль. Отличия делового стиля и его значение. Правила и принципы ведения
деловых переговоров.
Уверенный ли вы человек? Тест «Уверенный ли вы человек?» Методы развития
уверенности в себе. Приемы расположения к себе. Способы уверенного отказа.
Я самоуверенный человек. Как преодолеть свою застенчивость? Ролевые игры,
тренинги: «Прием на работу», «Мои сильные и слабые стороны», «Комплимент».
Команда лидера – 2 часа
Лидерство – я управляю собой и будущим! Беседа на тему что значит работать в
команде. Алгоритм создания команды. Связь лидера и команды.
Коллектив - основа организаторской деятельности. Игры на выявление лидерской
позиции, формирование команды. Тренинг «Создай команду».
Коммуникативные качества, самооценка – 3 часа
Коммуникативные качества. Самооценка. Понятие «коммуникабельность» Навыки
успешной коммуникации.
Разные пути общения. Приёмы ведения диалога. Пути повышения генерации идей.
Стимулирование идей, суждений. Промежуточное ведение диалога. Приёмы расширения и
корректировки мысли. Бесконфликтное общение. Овладение способами эффективного
общения.

Мой уровень самооценки. Тест на самооценку. Как повысить самооценку. Упражнения
на повышение самооценки.
Конфликт – 2 часа
Конфликт. Управление конфликтом. Спор – его цели и стратегии. Игра «Научись
говорить «СТОП», «Борьба с конфликтами».
Тренинг «Конфликт и пути его разрешения».
Виды и формы КТД – 4 часа
Коллективно-творческая деятельность. Основные идеи методики коллективно –
творческой деятельности. Этапы КТД. Знакомство с авторами методики КТД – И.П.Иванов,
Ф.Я.Шапиро. Что значит Коллективное, Творческое, Дело. Этапы подготовки и проведения
КТД.
Виды и формы КТД. Классические КТД и личностно – ориентированные КТД.
Трудовые, познавательные, спортивные, художественные, досуговые. КТД в работе лидера.
Шесть этапов организации КТД (по С. А. Шмакову). КТД-тренинги «Геометрическая
фигура», «Номера» и др.
Практикум «В копилку лидера». Игры коллективного знакомства и общения –
«Верёвочка», «Заводила», «Весёлые футболисты», « Кто ты будешь такой?». Игры – поединки.
Игры на сплочение команды.
Разработка КТД – 3 часа
КТД для старших школьников «Мы – лидеры!». Разработка КТД для старших
школьников.
КТД для старших школьников «Мы – лидеры!». Проведение КТД для старших
школьников.
Микро - игра «Киностудия». Разработка и проведение мероприятия для классного
коллектива.
Ученическое самоуправление в России – 2 часа
Ученическое самоуправление в России. История развития добровольных объединений.
Сущность и механизм самоуправления. Общественные детско-юношеские организации.
Подготовка проектов, презентаций. Защита проектов, презентаций.
Практикум «Оценим себя реально» - 1 час
Практикум «Оценим себя реально». Анализ результатов.
Итоговая игровая диагностика – 2 часа
Игра «Самоуправление - ключ к успеху». Интеллектуальная игра.
Презентация «Я – лидер». Подведение итогов работы.
Планируемые результаты программы внеурочной деятельности
«Школьное самоуправление «Совет старшеклассников»

Личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей, уважение ценностей иных культур, конфессий;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско­юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за
его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление проявлять качества творческой личности;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к
своему здоровью, потребность в физическом совершенствовании;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной социально направленной деятельности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учёту
общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального
характера экологических проблем;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества, активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;
языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социальноэкономической и политической коммуникации;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей
жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы
среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в
межличностном взаимодействии и при принятии решений;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за
своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать
типичные социальные роли;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать
её разносторонне;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения, выявлять
связь мотивов, интересов и целей деятельности;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся ресурсов и
возможных рисков;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, при выполнении
проектов.
Базовые исследовательские действия:
развивать навыки учебно­исследовательской и проектной деятельности, навыки
разрешения проблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в
познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей, комплекса социальных
наук, учебных и внеучебных источников информации;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и
задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
владеть навыками получения социальной информации, в том числе об основах
общественных наук и обществе как системе социальных институтов, факторах социальной
динамики из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации, включая
статистические данные, графики, таблицы;
оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм
представления, в том числе полученной из интернет-источников, её соответствие правовым и
морально­этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности
личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести
диалог, учитывать разные точки зрения;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить
и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных
ситуациях, включая область профессионального самоопределения;

самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив,
аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по
её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников,
обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые учебно­исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с
позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для
оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
учитывать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Предметные результаты:
 приобретает социальные знания, понимает социальную реальность и повседневную
жизнь;
 формирует позитивные отношения обучающихся к базовым ценностям общества и к
социальной реальности в целом.
 осваивает основы коллективно-творческой деятельности (сокращенно – КТД);
 осваивает основы социально-образовательного проекта (как образовательной формы),
которая учит находить достойное место инициативам молодежи в сложно
организованном, динамично изменяющемся социуме;
 включается в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
 развивает индивидуальные лидерские способности;
 формирует устойчивый интерес к социально преобразующей деятельности.

Тематическое планирование программы внеурочной деятельности
«Школьное самоуправление «Совет старшеклассников»
10-11 класс
№ П/П
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Раздел, тема
Введение
Ученическое самоуправление
Лидер
Самопрезентация
Общение
Команда лидера
Коммуникативные качества, самооценка
Конфликт
Виды и формы КТД
Разработка КТД
Ученическое самоуправление в России
Практикум «Оценим себя реально»
Итоговая игровая диагностика
Итого

Общее
кол-во
часов
1
3
4
3
4
2
3
2
4
3
2
1
2
34 ч

Приложение
Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности
«Школьное самоуправление «Совет старшеклассников», 10-11 класс
(1 час в неделю, всего 34 часов)
№
Кол-во
Дата по Дата по
Тема занятия
п/п
часов
плану
факту
Введение – 1 час
1. Вводное занятие. Игры на сплочение
1
Ученическое самоуправление – 3 часа
2. Основы самоуправления
1
3. 7 ключей самоуправления
1
4. Модель и структура органа ученического
1
самоуправления «Совет старшеклассников»
Лидер – 4 часа
5. Психология лидера
1
6. Многоликий лидер
1
7. Разбуди в себе лидера!
1
8. Практикум «Чемодан лидера»
1
Самопрезентация – 3 часа
9. Самопрезентация
1
10. «Школа ведущих»
1
11. Тренинг «Успешная самопрезентация»
1

Общение – 4 часа
12. Общение. Деловое общение
13. Деловой стиль
14. Уверенный ли вы человек?
15. Я - самоуверенный человек!
Команда лидера – 2 часа
16. Лидерство – я управляю будущим!
17. Коллектив - основа организаторской деятельности
Коммуникативные качества, самооценка – 3 часа
18. Коммуникативные качества. Самооценка
19. Разные пути общения
20. Мой уровень самооценки
Конфликт – 2 часа
21. Конфликт. Управление конфликтом
22. Тренинг «Конфликт и пути его разрешения»
Виды и формы КТД – 4 часа
23. Коллективно – творческая деятельность
24. Виды и формы КТД
25. Шесть этапов организации КТД (по С. А. Шмакову)
26. Практикум «В копилку лидера»
Разработка КТД – 3 часа
27- КТД для старших школьников «Мы – лидеры!»
28.
29. Микро - игра «Киностудия»
Ученическое самоуправление в России – 2 часа
30. Ученическое самоуправление в России
31. Подготовка проектов, презентаций
Практикум «Оценим себя реально» - 1 час
32. Практикум «Оценим себя реально»
Итоговая игровая диагностика – 2 часа
33. Игра «Самоуправление - ключ к успеху»
34. Презентация «Я – лидер»
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
34



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.