МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Сысертский городской округ
МАОУ СОШ № 9
Приложение к
Основным образовательным программам
основного и среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«Военно-патриотический клуб «Гвардеец»
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00904D6421DFB9BEC897355E125FE126D2
Владелец: Орехова Светлана Юрьевна
Действителен: с 03.03.2023 до 26.05.2024
с. Щелкун, 2023
Программа внеурочной деятельности «Военно-патриотический клуб «Гвардеец» разработана
на основе примерной программы «Основы военной подготовки» предназначен для
формирования у обучающихся предрасположенности к военно-профессиональной
деятельности, первичных знаний и навыков военного дела, необходимых для продолжения
дальнейшего обучения в военных образовательных организациях Министерства обороны
Российской Федерации, и замещения в них воинских должностей сержантского состава
курсантских
подразделений.
Содержание
программы
направлено
на
развитие
интеллектуального
и
творческого
потенциала,
формирование
нравственности,
дисциплинированности и патриотизма, общей культуры, высоких морально-психологических,
деловых и организаторских качеств, осознанного стремления к овладению профессией офицера.
Военная подготовка является одной из основополагающих дисциплин, служащих для
воспитания патриотизма. Для защитника Родины военные знания играют особую роль, что
обусловлено длительной историей формирования Российского государства, размерами и
географическим положением территории страны, природным, этническим и историкокультурным разнообразием, а также традиционно сложившейся ориентацией и направлениями
внутренней и внешней политики.
Информация по военной тематике является необходимой базой для выявления и решения
общегосударственных задач, возникающих в процессе укрепления обороноспособности
государства, становления его роли на международной арене, защите интересов страны в любых
уголках планеты.
Используемые практико-ориентированные технологии, основанные на проектноисследовательской, игровой, коммуникативной, самостоятельной деятельности, позволяют
сформировать у обучающихся ключевые компетенции, такие как проведение исследований,
многофакторного анализа, выявление причинно-следственных связей, прогнозирование, что
поможет достичь как общих целей образования, так и частных, связанных с военной
подготовкой.
Изучение программы позволяет сформировать комплексное, системное и социально
ориентированное представление о Вооружённых Силах РФ. Кроме того, готовит обучающихся
не только с основами военной профессии, но и к будущей военно-профессиональной
деятельности.
Содержание военного образования формирует у обучающихся знания основ службы в
Вооружённых Силах РФ, а также умения выполнять действия, соответствующие военной
практике.
Форма, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся
устанавливаются общеобразовательной организацией.
Цели и задачи курса
Образовательные:
1. Создать условия для приобретения обучающимися новых знаний, умений, навыков и
компетенций в области обороны и основ безопасности жизнедеятельности.
2. Углубить и обеспечить практическое закрепление теоретических знаний, полученных на
занятиях по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных
организациях, приобретение практических навыков, необходимых юношам для быстрой
адаптации к военной службе, знакомство с вооружением и военной техникой, основными
видами боевых действий и действиями военнослужащих в различных условиях, выполнение
практических стрельб.
3. Расширить знания об истории, назначении и структуре Вооружённых Сил Российской
Федерации, дать участникам сборов необходимые знания о повседневной жизни и быте
военнослужащих и практические навыки в этом направлении, сформировать понимание роли
дисциплины и воинских уставов в жизни Вооружённых Сил Российской Федерации.
4. Обеспечить изучение основных положений законодательства Российской Федерации в
области обороны государства: о воинской обязанности и воинском учёте, обязательной и
добровольной подготовке к военной службе, прохождении военной службы по призыву и в
добровольном порядке (по контракту), пребывании в запасе, правах, обязанностях и
ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе.
5. Создать условия для изучения основ безопасности военной службы, конструкции и правил
обращения с боевым ручным стрелковым оружием, основ тактической, строевой, инженерной
подготовки, основ оказания первой помощи, вопросов радиационной, химической
и биологической защиты войск и основ связи.
Воспитательные:
1. Содействовать формированию морально-политических и психологических качеств
гражданина, необходимых для прохождения военной службы.
2. Обеспечить
воспитание
у обучающихся
патриотизма,
глубокого
уважения
к государственным символам Российской Федерации, историческому и культурному прошлому
России, гордости за свою страну, Вооружённые Силы и их боевые традиции, готовности к
службе в их рядах и защите своей Родины.
3. Способствовать профессиональной ориентации, укреплению нравственных ориентиров и
формированию положительной мотивации к профессии защитника Родины.
Развивающие:
1. Способствовать формированию у обучающихся социальной активности.
2. Содействовать формированию знаний о правилах поведения военнослужащих, воинской
вежливости, основах воинского этикета и выполнения воинских ритуалов.
3. Способствовать военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учётными
специальностями и выбору профессии офицера.
4. Создать условия для формирования у обучающихся потребности в здоровом образе жизни
и желания быть полезным своей Родине.
5. Создать условия для самореализации личности путём включения в разнообразные виды
деятельности.
6. Способствовать формированию и развитию навыков общения и взаимодействия в
совместной коллективной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы внеурочной деятельности «ВПК «Гвардеец»
Личностные результаты
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности
в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в российском обществе правилами и нормами поведения. Личностные
результаты, формируемые в ходе изучения курса «Начальная военная подготовка», должны
способствовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней
позиции личности, патриотизма, гражданственности и проявляться прежде всего в уважении к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, гордости за российские достижения, бережном отношении к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
готовности к осознанному исполнению воинского долга и вооружённой защите Отечества.
Гражданское воспитание: сформированность осознанного отношения к необходимости
защиты Отечества, соблюдению законодательства Российской Федерации в области обороны
государства, воинской обязанности и военной службы;
осознание своих конституционных прав, обязанностей и ответственности по защите
Отечества;
готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма
и ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
готовность к взаимодействию с обществом и государством в интересах обеспечения
военной безопасности государства;
готовность к участию в деятельности государственных, социальных организаций и
институтов гражданского общества в области обеспечения безопасности государства.
Патриотическое воспитание:
сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу,
памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и
Вооружённые Силы Российской Федерации, прошлое и настоящее российской армии и флота;
ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому
наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооружённых Сил Российской Федерации,
достижениям России в области обороны;
сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость и
готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственное воспитание:
осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства; 6
сформированность представления о принципах гуманизма, правилах и методах ведения войны,
соблюдения прав участников вооружённых конфликтов, осознанное отношение к соблюдению
норм международного гуманитарного права;
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного
отношения к безопасности общества и государства;
ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре
и традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества.
Эстетическое воспитание:
эстетическое отношение к миру в сочетании с военной культурой;
понимание и принятие эстетики военной формы, воинских ритуалов и боевых традиций.
Физическое воспитание:
осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему
здоровью и здоровью окружающих;
знание приёмов оказания первой помощи и тактической медицины, готовность применять
их в случае необходимости;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
интерес к военно-прикладным видам спорта;
осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм
причинения вреда физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития личности,
общества и государства, обеспечения национальной безопасности;
готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в
процессе военной службы;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военнопрофессиональную деятельность;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни.
Экологическое воспитание:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального характера
экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности общества и государства;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе соблюдения
экологической грамотности и разумного природопользования в процессе военной службы;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий
и предотвращать их;
расширение представлений о деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития
военной науки, современных представлений о воинской деятельности;
понимание научно-практических основ военной службы, осознание значения военнопрофессиональной деятельности в жизни общества и государства;
способность применять научные знания в процессе выполнения обязанностей военной
службы, в том числе способность обоснованно и безопасно действовать в условиях ведения
боевых действий.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения должны отражать:
1) овладение универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки
объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты
информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинноследственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев);
базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский
инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану
опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования
(эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах;
работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной
задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы
(подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям,
предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
2) Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных
текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично
представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать
цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать
мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного
результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
3) Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения
в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи
(или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять
план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать
выбор и брать ответственность за решение;
самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать
адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть
трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать
соответствие результата цели и условиям;
эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и
эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого
человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций;
принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не
осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты
Предметные результаты должны обеспечивать умение:
1)
выбирать источники тематической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым
задачам;
2)
анализировать законодательную основу общевоинских уставов Вооружённых Сил РФ,
их основные требования;
3)
применять положения общевоинских уставов ВС РФ при выполнении общих
обязанностей военнослужащих и требований к обучающимся;
4)
описывать боевые свойства и поражающее действие ядерного, химического,
биологического и зажигательного оружия;
5)
точно выполнять и правильно применять положения общевоинских уставов при несении
службы в суточном наряде, в повседневной деятельности воинского коллектива, при
организации и обеспечении безопасности военной службы, сохранении и укреплении здоровья
обучающихся;
6)
ориентироваться в источниках тематической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить
и извлекать необходимую информацию;
7)
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие
объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по картам разного содержания и
другим источникам;
8)
выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую информацию,
представленную в одном или нескольких источниках;
9)
представлять в различных формах (в виде карты, плана, схемы, таблицы, графика,
тематического описания) информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач;
10)
использовать различные источники тематической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для
решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление зависимостей и
закономерностей, на основе анализа, обобщения и интерпретации тематической информации
объяснение явлений и процессов (их свойств, условий протекания и различий); расчёт
количественных показателей, характеризующих объекты, явления и процессы; составление
простейших прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или
оценке тематической информации;
11)
различать изученные объекты, процессы и явления, сравнивать их на основе известных
характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
12)
описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата, ручного пулемёта,
ручного противотанкового гранатомёта и ручных осколочных гранат; основные положения из
внутренней и внешней баллистики;
13)
использовать на практике правила стрельбы из стрелкового оружия, порядок проведения
стрельб и меры безопасности при обращении с оружием;
14)
владеть умениями готовить оружие и боеприпасы к стрельбе;
15)
применять на практике основы военной топографии;
16)
читать топографические карты и выполнять простейшие измерения по ним;
17)
определять своё местонахождение, ориентироваться на местности по карте и без карты;
18)
совершать движение по азимуту днём;
19)
составлять схемы местности и карточку огня отделения;
20)
описывать организационно-штатную структуру отделения и взвода, а также
организацию, вооружение мотопехотного отделения и взвода основных иностранных армий;
21)
определять цели, средства и способы маскировки, элементы и размеры индивидуального
окопа, окопа на отделение;
22)
выполнять приёмы и способы действий солдата в бою в пешем порядке;
23)
выполнять нормативы по тактической подготовке;
24)
подавать команды на открытие огня из стрелкового оружия;
25)
использовать знания о законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными
объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и
различий;
26)
соблюдать требования личной и общественной гигиены военнослужащих, применять
средства индивидуальной медицинской защиты военнослужащих для оказания первой помощи
пострадавшим и раненым;
27)
накладывать повязки, использовать табельные и подручные средства для остановки
кровотечения;
28)
проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание;
29)
описывать (читать) по карте положение и взаиморасположение объектов;
30)
владеть командирскими и лидерскими качествами, навыками командования
подчинёнными в повседневной деятельности;
31)
оценивать основные события истории Вооружённых Сил РФ в разные исторические
периоды;
32)
применять на практике методику работы командира отделения по воспитанию
подчиненных, укреплению воинской дисциплины, поддержанию внутреннего порядка в
подразделении, подготовки суточного наряда роты к несению службы и выполнению
требований общевоинских уставов в повседневной деятельности;
33)
применять основные положения Курса стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и
танков Вооружённых Сил Российской Федерации для обучения личного состава отделения
умелому и эффективному применению оружия;
34)
выделять защитные и тактические свойства местности и учитывать их влияние на боевые
действия войск;
35)
пользоваться средствами индивидуальной защиты военнослужащих (противогаз,
респиратор, общевойсковой защитный комплект ОЗК, легкий защитный костюм Л-1 от
поражающих факторов ядерного, химического, биологического и зажигательного оружия;
36)
проводить частичную специальную обработку: дегазацию, дезактивацию и дезинфекцию
личного состава, вооружения и военной техники подручными и штатными средствами
подразделений;
37)
работать на радиостанциях ротной сети; управлять отделением с помощью средств
радиосвязи;
38)
ориентироваться на местности по карте и без карты: по компасу, небесным светилам и
местным предметам;
39)
пользоваться приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического
контроля;
40)
применять на практике способы оказания первой помощи при поражении ядерным,
химическим, биологическим и зажигательным оружием;
41)
использовать знания о природных явлениях в повседневной жизни для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
42)
приводить примеры, показывающие роль военной науки в решении социальноэкономических и социально-политических проблем человечества; примеры практического
использования военных знаний в различных областях деятельности;
43)
подготавливать сообщения/презентации о выдающихся военачальниках, учёных,
общественных и политических деятелях, внёсших значительный вклад в строительство ВС РФ;
44)
воспринимать и критически оценивать информацию различного содержания в научнопопулярной литературе и средствах массовой информации;
45)
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
происходящих в мире;
46)
сопоставлять существующие в военной науке точки зрения о причинах происходящих
событий;
47)
оценивать положительные и негативные последствия современной военно-политической
ситуации в мире;
48)
оценивать возможные в будущем изменения структуры и задач видов и родов войск
Вооружённых Сил РФ;
49)
наносить на топографические карты, планы и схемы условные обозначения,
применяемые в боевых документах.
СОДЕРЖАНИЕ
программы внеурочной деятельности «ВПК «Гвардеец»
МОДУЛЬ 1. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1. Строи и управление ими
Изучение общих положений Строевого устава. Команды управления и порядок их подачи.
Обязанностей командиров и военнослужащих перед построением и в строю.
Тема 2. Строевые приёмы и движение без оружия
Строевая стойка. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно»,
«Заправиться», «Отставить», «Головные уборы (головной убор) – снять (надеть)». Повороты на
месте. Движение строевым шагом. Движение бегом, походным шагом. Движение с изменением
скорости движения. Повороты в движении. Выполнение воинского приветствия на месте.
Выполнение воинского приветствия в движении без оружия. Выход из строя. Возвращение в
строй. Подход к начальнику и отход от него. Тренировка в выполнении строевых приёмов и
движения без оружия.
Тема 3. Строевые приёмы и движение с оружием (макетом оружия)
Строевая стойка с оружием. Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в
движении. Тренировка в выполнении строевых приёмов «Автомат на-ГРУДЬ», «На ре-МЕНЬ»,
«Ремень ОТПУСТИТЬ (ПОДТЯНУТЬ)», «Оружие – ЗА СПИНУ», «Оружие на ре-МЕНЬ».
Тема 4. Строи отделения
Развёрнутый строй отделения. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно»,
«Вольно», «Заправиться». Размыкание и смыкание отделения. Перестроение отделения в две
шеренги и обратно. Походный строй отделения. Перестроение отделения из колонны по одному
в колонну по два и обратно в движении. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и
в движении. Тренировка в выполнении строевых приёмов в составе отделения.
МОДУЛЬ 2. ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Тема 1. Суворовские военные, нахимовские военно-морские и кадетские училища России
(приказ Министра обороны Российской Федерации 2014 года № 515). Основные положения
Устава училища
Цель и задачи училища. Организация обучения и воспитания в училище. Основные
должностные лица училища, обязанности воспитателей и преподавателей. Обязанности и
правила поведения обучающихся. Внутренний распорядок в училище. Поощрения и
дисциплинарные взыскания, применяемые к обучающимся.
Тема 2. Вооружённые Силы Российской Федерации – на страже нашего Отечества
История создания Вооружённых сил Российской Федерации. Дни воинской славы России.
Ордена и медали за воинское отличие, заслуги в бою и военной службе. Воинские звания
военнослужащих Вооружённых сил Российской Федерации. Военная форма одежды. Правовые
основы военной службы, основные понятия о воинской обязанности. Боевые традиции и
ритуалы Вооружённых сил Российской Федерации. Организационная структура Вооружённых
сил Российской Федерации. Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и
военная техника Сухопутных войск. Военно-космические силы, их состав и предназначение.
Вооружение и военная техника ВКС. Военно-Морской флот, его состав и предназначение.
Вооружение и военная техника ВМФ. Ракетные войска стратегического назначения, его состав
и предназначение. Вооружение и военная техника РВСН. Воздушно-десантные войска, их
состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВДВ. Войска и воинские
формирования, не входящие в состав видов и родов Вооруженных сил Российской Федерации.
Тема 3. Устав внутренней службы Вооружённых сил Российской Федерации
Устав внутренней службы ВС РФ – основной государственный правовой акт, определяющий
общие права и обязанности основных должностных лиц и внутренний порядок в воинских
частях и подразделениях, несение внутренней службы в особых условиях. Права
военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Должностные и специальные
обязанности военнослужащих. Ответственность военнослужащих. Взаимоотношение между
военнослужащими. Единоначалие. Командиры и подчиненные. Старшие и младшие. Приказ
(приказание), порядок его отдачи и выполнение. Воинское приветствие. О воинской
вежливости и поведении военнослужащих. Обязанности заместителя командира взвода,
командира отделения, солдата (матроса). Размещение военнослужащих, общее положение.
Содержание помещений и территории. Отопление, проветривание и освещение. Распределение
времени и внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих. Общие
положения. Подъём, утренний осмотр и вечерняя поверка (практическое занятие). Увольнение
из расположения части. Обязанности обучающихся в увольнении. Суточный наряд (общие
положения). Подготовка суточного наряда, развод суточного наряда. Дежурный по роте.
Дневальный по роте.
Безопасность военной службы. Общие положения и основные
мероприятия по обеспечению безопасности военной службы. Подъём по тревоге – сигналу
«Сбор» (практическое занятие). Особенности внутренней службы при расположении войск в
полевых условиях/в лагерях (общие положения).
Тема 4. Устав гарнизонной и караульной службы Вооружённых сил Российской Федерации
Общие положения по организации и несению гарнизонной службы. Гарнизонный наряд
(общие положения). Гарнизонный патруль. Организация караульной службы и подготовка
караулов (общие положения). Подготовка караулов. Права и обязанности лиц караула.
Разводящий и его обязанности. Часовой и его обязанности. Смена часовых (практическое
занятие).
Тема 5. Дисциплинарный устав Вооружённых сил Российской Федерации
Общие положения Дисциплинарного устава Вооружённых сил Российской Федерации.
Воинская дисциплина, её сущность и значение. Обязанности военнослужащих по соблюдению
требований воинской дисциплины. Чем достигается твёрдая воинская дисциплина. Обязанности
командиров и начальников по укреплению воинской дисциплины. Поощрения и права
командиров (начальников) по применению поощрений (до командира роты включительно).
Поощрения, применяемые к солдатам (матросам), сержантам и старшинам, а также к
обучающимся. Порядок применения поощрений. Взыскания за нарушение воинской
дисциплина и правил поведения обучающихся. Права командиров (начальников) налагать
дисциплинарные взыскания (до командира роты включительно) на подчиненных солдат
(матросов), сержантов, офицеров, а также на обучающихся. Порядок наложения и приведение в
исполнение дисциплинарных взысканий. Применение ареста к военнослужащим и проведение в
исполнение. Учёт поощрений и дисциплинарных взысканий. Порядок заполнения служебной
карточки (практическое занятие). Об обращениях (предложениях, заявлениях и жалобах).
Порядок их подачи и рассмотрения. Ответственность командиров за своевременное принятие
мер по обращению военнослужащих.
МОДУЛЬ 3. ОСНОВЫ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ
Тема 1. История развития отечественного стрелкового оружия
Развитие стрелкового оружия и принятие его на вооружение русской армии. Классификация
и перспективы устройства современного автоматического оружия.
Тема 2. Стрелковое оружие и гранатомёты
Автомат Калашникова (АК-74М). Назначение и боевые свойства. Порядок неполной
разборки и сборки после неполной разборки. Назначение и устройство частей и механизмов
автомата, патронов и принадлежностей. Принцип устройства и действие автоматики.
Возможные задержки при стрельбе и их устранение. Ручной пулемет Калашникова (РПК-74).
Изучение отличий по сравнению с АК-74М. Осмотр и подготовка к стрельбе РПК-74 и
патронов. Порядок чистки и смазки оружия. Меры безопасности. Ручной противотанковый
гранатомёт (РПГ-7В) – назначение, боевые свойства, общее устройство и понятие о работе
гранатомёта. Порядок разборки и сборки. Назначение, устройство частей, механизмов и
принадлежностей. Назначение, устройство и принцип действия гранаты. Задержки при стрельбе
из гранатомёта. Порядок хранения гранатомёта и гранаты, уход на ними и сбережение. Меры
безопасности при обращении с гранатой и при стрельбе из гранатомёта. Снайперская винтовка
Драгунова (СВД) – назначение, боевые свойства. Принцип устройства и действие автоматики.
Оптические прицелы для СВД.
Тема 3. Боеприпасы. Ручные осколочные и кумулятивные гранаты
Назначение, боевые свойства и устройство ручной гранаты наступательной (РГН), ручной
гранаты оборонительной (РГО). Запалы, их устройство и работа.
Тема 4. Приборы наблюдения
Общее предназначение приборов наблюдения и их классификация. Назначение, общее
устройство биноклей, перископов-разведчика. Шкалы приборов и пользование ими. Подготовка
приборов к работе и правила обращения с ними. «Тысячная» – единица измерения углов.
Формула «тысячной» и её применение.
Тема 5. Общие сведения по основам стрельбы
Сведения из внутренней баллистики. Сведения из внешней баллистики. Понятие о
траектории и её элементах.
Тема 6. Проверка боя стрелкового оружия и приведение его к нормальному бою
Общее положение проверки боя стрелкового оружия и приведение его к нормальному бою.
Правила и порядок проверки боя АК-74М и приведение его к нормальному бою. Определение
средней точки попадания (СТП).
Тема 7. Огневые тренировки. Выполнение упражнений стрельб
Требования Курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности во время стрельб
и тренировок, изучение условий упражнения. Занятие на учебно-тренировочных средствах.
Отработка нормативов, усовершенствование знаний по устройству оружия. Действия со
стрелковым оружием. Выполнение упражнений начальных стрельб 1 упражнения начальных
стрельб (УНС) и гранатометаний. Контрольное занятие.
МОДУЛЬ 4. ОСНОВЫ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ
Тема 1. Инженерное имущество
Шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение. Заточка и правка
инструмента.
Тема 2. Маскировка
Цель маскировки. Демаскирующие признаки. Требования, предъявляемые к маскировке. Чем
достигается маскировка личного состава и боевой техники. Общие понятия о современных
средствах разведки, наблюдения и меры маскировки от них. Табельные и подручные средства
маскировки и их использование для маскировки личного состава, боевой техники и
инженерных сооружений.
МОДУЛЬ 5. ОСНОВЫ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ
ЗАЩИТЫ
Тема 1. История развития оружия массового поражения
Понятие оружия массового поражения. История его развития, примеры применения. Его
роль в современном бою.
Тема 2. Основное понятие о ядерном оружии
Ядерные боеприпасы. Виды ядерных взрывов и их поражающие факторы.
Тема 3. Основные понятия о химическом оружии
Определение химического оружия. Отравляющие вещества, их назначение и классификация.
Принципы устройства и действие химических боеприпасов.
Тема 4. Основное понятие о бактериологическом (биологическом) оружии
Определение, основные свойства бактериологическом (биологическом) оружия. Внешние
признаки применения.
Тема 5. Зажигательное оружие и защита от него
Определение зажигательного оружия. Поражающие свойства зажигательного оружия и
средства его применения.
Тема 6. Средства индивидуальной защиты
Назначение, устройство и подбор по размеру средств индивидуальной защиты.
Использование их в положениях «походном», «наготове» и «боевом», подаваемые при этом
команды. Выполнение нормативов.
Тема 7. Оказание помощи при поражении ядерным, химическим и бактериологическим
(биологическим) оружием
Назначение и устройство индивидуального противохимического пакета и правила
пользования им. Правила поведения на зараженной местности.
Тема 8. Основы радиационной, химической и биологической разведки
Основные задачи, организация и ведение радиационного и химического наблюдения,
разведки и дозиметрического контроля в подразделениях.
МОДУЛЬ 6. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СВЯЗИ
Тема 1. Основные положения по связи в подразделениях
Связь — основное средство, обеспечивающее управление войсками в бою. Требования,
предъявляемые к современным средствам связи.
Тема 2. Средства связи
Проводная связь, назначение и основные требования. Принципы организации проводной
связи. Радиосвязь, история создания и развития радиосвязи. Радиосвязь, назначение и основные
требования к современным видам радиосвязи. Подвижные и сигнальные виды связи; их
назначение и краткая характеристика.
Тема 3. Правила ведения радиопереговоров и порядок передачи команд и сигналов
Радиодисциплина. Вхождение в связь и порядок ведение радиопереговоров. Передача
команд (сигналов) и постановка задач по радио.
Тема 4. Основы управления в бою
Сигналы управления и оповещения, применяемые при подготовке и в ходе боя, порядок их
подачи различными способами. Защита средств связи от средств поражения противника.
Защита технических средств разведки, радиомаскировка. Мобильные средства связи ротной
сети.
Тема 5. Работа на радиостанциях ротной сети
Настройка и работа на радиостанциях ротной сети. Правила обнаружения, порядок
устранения простейших неисправностей. Организация связи в наступлении и обороне.
МОДУЛЬ 7. ОСНОВЫ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Раздел 1. Теоретическая подготовка
Тема 1. Показ вооружения и техники Сухопутных войск Российской Федерации
Показ вооружение и военной техники выставленной на территории училища/военной части.
(Целесообразно к проведению занятия привлекать командование училища/военной части и
проводить в составе роты).
Тема 2. Действие при подъеме по тревоге
Выполнение личным составом обязанностей по сигналу «Сбор» и выход в пункт сбора.
Тренировка в действиях по сигналам оповещения.
Тема 3. Введение в военную специальность
Предмет и задачи основ тактики. Тактика – теория и практика ведения боя. Цели и задачи
обучения тактической подготовке.
Тема 4. Организация, вооружение и боевая техника мотострелкового взвода
Организация, вооружение и боевая техника МСВ. Тактико- технические характеристики
вооружения и боевой техники. Состав отделения и его вооружение.
Тема 5. Основы современного общевойскового боя
Виды боя, их характеристики. Обязанности солдата, командира отделения, гранатометчика и
пулемётчика в бою. Сущность управления и требования, предъявляемые к нему. Порядок и
содержание работы командира отделения в бою. Управление отделением в ходе боя. Походный,
предбоевой и боевой порядок. Манёвр огнём и подразделением в бою.
Тема 6. Отделение в наступлении
Цель наступления, способы перехода в наступление. Боевая задача отделения в наступлении.
Боевой порядок отделения в наступлении. Ведение наступления.
Раздел 2. Действия солдата в бою
Тема 7. Действия солдата в бою
Управление одиночным военнослужащим в бою. Сигналы управления флажками и фонарем.
Порядок управления военнослужащим в бою. Команды, сигналы и действия по ним. Способы
передвижения (в рост, пригнувшись, перебежками, переползанием). Использование местности
и местных предметов при передвижении. Выполнение нормативов. Выбор и оборудование
места для одиночного окопа и его маскировка. Подготовка к ведению огня. Наблюдение за
полем боя. Действие при нахождении под артиллерийским огнём противника. Ведение огня по
команде командира и самостоятельно. Уничтожение атакующего и ворвавшегося в траншею
противника. Смена огневой позиции (места для стрельбы). Осуществление маневра огнём и
личным составом отделения. Подготовка к атаке: пополнение боеприпасов, снаряжение гранат,
наблюдение за сигналами командира. Выскакивание из траншеи и движение в атаку
различными способами. Преодоление заграждений. Атака первой траншеи противника, ведение
огня и забрасывание его гранатами. Бой в траншее, ходе сообщения, уничтожение противника
огнём в упор и в рукопашном бою, преследование отходящего противника.
МОДУЛЬ 8. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ТОПОГРАФИИ
Тема 1. Местность как элемент боевой обстановки
Предмет и задачи военной топографии. Местность как элемент боевой обстановки.
Тактические свойства местности, основные её разновидности и влияние на боевые действия
войск. Сезонные изменения тактических свойств местности.
Тема 2. Движение по азимуту днем и ночью
Магнитный азимут. Определение направления движения по заданному маршруту. Движение
по азимуту. Обход препятствий. Особенности движения по азимуту ночью.
Тема 3. Составление схемы местности
Понятие о боевых графических документах, их назначение, общие правила составления и
оформления. Условные обозначения, применяемые при составлении схем местности.
Практическое составление схемы местности.
МОДУЛЬ 9. ОСНОВЫ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Тема 1. Личная и общественная гигиена военнослужащих
Основы личной и общественной гигиены. Выполнение обучающимися основных требований
личной и общественной гигиены. Предупреждение кожно-гнойничковых заболеваний.
Закаливание организма.
Тема 2. Предупреждение инфекционных заболеваний
Понятия о инфекционных заболеваниях. Свойства микробов, вирусов и пути их
проникновения в организм человека. Иммунитет, назначение и порядок проведения
предохранительных прививок военнослужащим. Простейшие способы дезинфекции.
Требования Устава внутренней службы Вооружённых сил Российской Федерации о сохранении
здоровья военнослужащих.
Тема 3. Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащихас)
Табельные средства: аптечка индивидуальная, пакет перевязочный, индивидуальный. Их
предназначение, порядок и правила пользования.
МОДУЛЬ 10. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Тема 1. Интересы предпочтений
Изучение профессиональных предпочтений и интересов человека. Соотнесение склонностей,
способностей и интересов с различными конкретными профессиями.
Тема 2. Диагностическое определение ПВК (профессионально важных качеств)
Опросник «Профессия предпочтений». Выявление профессиональной направленности.
Тематическое планирование по программе внеурочной деятельности
«ВПК «Гвардеец»
№
п/
п.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Содержание программы
Первый год обучения
Теоретические Практические
занятия
занятия
Всего
Второй год обучения
Теоретические Практические
занятия
занятия
Всего
МОДУЛЬ 1. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
2
10
12
2
14
16
МОДУЛЬ 2. ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ
ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
МОДУЛЬ 3. ОСНОВЫ ОГНЕВОЙ
ПОДГОТОВКИ
МОДУЛЬ 4. ОСНОВЫ ВОЕННОИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ
8
2
10
5
1
6
6
2
8
4
6
10
2
-
2
2
-
2
МОДУЛЬ 5. ОСНОВЫ РАДИАЦИОННОЙ,
ХИМИЧЕСКОЙ И
БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
МОДУЛЬ 6. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СВЯЗИ
5
1
6
5
1
6
4
-
4
4
-
4
МОДУЛЬ 7. ОСНОВЫ ТАКТИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ
МОДУЛЬ 8. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ
ТОПОГРАФИИ
МОДУЛЬ 9. ОСНОВЫ ВОЕННОМЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКИ
МОДУЛЬ 10. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
6
4
10
4
6
10
3
5
8
1
5
6
3
3
6
2
2
4
-
-
-
-
2
2
39
2
29
2
68
29
2
39
2
68
Итоговое занятие
Календарно-тематический план программы внеурочной деятельности
«ВПК «Гвардеец»», первый год обучения
№
п/п
Дата
Название модуля, темы
план
факт
МОДУЛЬ 1. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1. Строи и управление ими
Кол-во
часов
12
2
Тема 2. Строевые приёмы и движение без оружия
3
Тема 3. Строевые приемы и движение с оружием
3
Тема 4. Строи отделения
4
МОДУЛЬ 2. ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тема 1. Суворовские военные, нахимовские военноморские и кадетские училища России
Тема 2. Вооружённые Силы Российской Федерации
– на страже нашего Отечества
Тема 3. Устав внутренней службы Вооружённых
сил Российской Федерации
10
Тема 4. Устав гарнизонной и караульной службы
Вооружённых сил Российской Федерации
Тема 5. Дисциплинарный устав Вооружённых сил
Российской Федерации
МОДУЛЬ 3. ОСНОВЫ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ
Тема 1. История развития отечественного
стрелкового оружия
Тема 2. Стрелковое оружие и гранатомёты
Тема 3. Боеприпасы. Ручные осколочные и
кумулятивные гранаты
Тема 4. Приборы наблюдения
Тема 5. Общие сведения по основам стрельбы
Тема 6. Проверка боя стрелкового оружия и
приведение его к нормальному бою
Тема 7. Огневые тренировки. Выполнение
упражнений стрельб
2
1
2
3
2
8
1
1
1
1
1
1
2
МОДУЛЬ 4. ОСНОВЫ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ
2
Тема 1. Инженерное имущество
МОДУЛЬ 5. ОСНОВЫ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И
БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
Тема 1. История развития оружия массового
2
6
1
поражения
Тема 2. Основное понятие о ядерном оружии
Тема 3. Основные понятия о химическом оружии
Тема 4. Основное понятие о бактериологическом
(биологическом) оружии
Тема 5. Зажигательное оружие и защита от него
Тема 6. Средства индивидуальной защиты
МОДУЛЬ 6. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СВЯЗИ
Тема 1. Основные положения по связи в
подразделениях
Тема 2. Средства связи
Тема 3. Правила ведения радиопереговоров и
порядок передачи команд и сигналов
Тема 4. Основы управления в бою
МОДУЛЬ 7. ОСНОВЫ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Тема 1. Показ вооружения и техники Сухопутных
войск Российской Федерации
Тема 2. Действие при подъеме по тревоге
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
12
1
2
Тема 3. Введение в военную специальность
Тема 4. Организация, вооружение и боевая техника
мотострелкового взвода
Тема 5. Основы современного общевойскового боя
1
2
Тема 6. Отделение в наступлении
2
Тема 7. Действия солдата в бою
2
2
8
МОДУЛЬ 8. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ТОПОГРАФИИ
Тема 1. Местность как элемент боевой обстановки
2
Тема 2. Движение по азимуту днем и ночью
2
Тема 3. Составление схемы местности
4
МОДУЛЬ 9. ОСНОВЫ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Тема 1. Личная и общественная гигиена
военнослужащих
Тема 2. Предупреждение инфекционных
заболеваний
Тема 3. Средства индивидуального медицинского
оснащения военнослужащих
4
1
1
2
68
Календарно-тематический план программы внеурочной деятельности
«ВПК «Гвардеец»», второй год обучения
№
Дата
Название модуля, темы
п/п план
факт
МОДУЛЬ 1. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1. Строи и управление ими
Кол-во
часов
16
2
Тема 2. Строевые приёмы и движение без оружия
5
Тема 3. Строевые приемы и движение с оружием
5
Тема 4. Строи отделения
4
МОДУЛЬ 2. ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тема 1. Вооружённые Силы Российской Федерации
– на страже нашего Отечества
Тема 2. Устав внутренней службы Вооружённых
сил Российской Федерации
Тема 3. Устав гарнизонной и караульной службы
Вооружённых сил Российской Федерации
Тема 4. Дисциплинарный устав Вооружённых сил
Российской Федерации
6
МОДУЛЬ 3. ОСНОВЫ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ
Тема 1. Стрелковое оружие и гранатомёты
Тема 2. Общие сведения по основам стрельбы
Тема 3. Проверка боя стрелкового оружия и
приведение его к нормальному бою
Тема 4. Огневые тренировки. Выполнение
упражнений стрельб
10
1
1
2
МОДУЛЬ 4. ОСНОВЫ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ
Тема 1. Маскировка
2
2
МОДУЛЬ 5. ОСНОВЫ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ И
БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
Тема 1. История развития оружия массового
поражения
6
1
2
2
2
6
-
Тема 2. Основное понятие о ядерном оружии
Тема 3. Основные понятия о химическом оружии
Тема 4. Основное понятие о бактериологическом
(биологическом) оружии
Тема 5. Зажигательное оружие и защита от него
Тема 6. Средства индивидуальной защиты
1
2
Тема 7. Оказание помощи при поражении ядерным,
химическим и бактериологическим
(биологическим) оружием
Тема 8. Основы радиационной, химической и
биологической разведки
МОДУЛЬ 6. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СВЯЗИ
Тема 1. Средства связи
Тема 2. Основы управления в бою
1
Тема 3. Работа на радиостанциях ротной сети
МОДУЛЬ 7. ОСНОВЫ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Тема 1. Действие при подъеме по тревоге
Тема 2. Введение в военную специальность
Тема 3. Организация, вооружение и боевая техника
мотострелкового взвода
Тема 4. Основы современного общевойскового боя
1
12
1
1
1
2
4
1
2
2
Тема 5. Отделение в наступлении
2
Тема 6. Действия солдата в бою
5
МОДУЛЬ 8. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ТОПОГРАФИИ
Тема 1. Местность как элемент боевой обстановки
Тема 2. Движение по азимуту днем и ночью
Тема 3. Составление схемы местности
6
1
1
4
МОДУЛЬ 9. ОСНОВЫ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Тема 1. Личная и общественная гигиена
военнослужащих
Тема 3. Средства индивидуального медицинского
оснащения военнослужащих
МОДУЛЬ 10. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
2
1
Тема 1. Интересы предпочтений
Тема 2. Диагностическое определение ПВК
(профессионально важных качеств)
1
2
1
1
68
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ»
Общие требования
Оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
достижения планируемых результатов;
удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся через
организацию урочной и внеурочной деятельности;
овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу
дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;
индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации
индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной
самостоятельной работы;
формирования у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской
деятельности;
проведения наблюдений и экспериментов с использованием лабораторного
оборудования, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуальных моделей и
коллекций;
проектирования и конструирования, программирования;
создания обучающимися материальных и информационных объектов.
Список рекомендуемого оборудования
1. Массогабаритные макеты, учебное стрелковое оружие (автомат Калашникова (АК74М), пистолет Макарова (ПМ), снайперская винтовка Драгунова (СВД), ручной
противотанковый гранатомет (РПГ), ручной пулемёт Калашникова (РПК-74), пулемёт
Калашникова модернизированный (ПКМ, Печенег), самозарядный карабин Симонова
(СКС).
2. Средства индивидуальной защиты (противогазы (ГП-5, ГП-7), общевойсковой
защитный комплект (ОЗК), лёгкий комплект (Л-1).
3. Приборы радиационной, химической и биологической разведки (войсковой прибор
химической разведки (ВПХР), дозиметрический прибор (ДП-5, ДП-22), индикатор доз
радиации индивидуальный (ИД).
4. Учебные инженерные боеприпасы (мины: противопехотные, танковые, магнитные).
5. Приборы инженерной разведки (миноискатели).
6. Указки инженерные.
7. Шанцевый инструмент (малая сапёрная лопата (МСЛ), большая сапёрная лопата (БСЛ).
8. Средства связи (комплект радиостанций ротной сети).
9. Стенды и плакаты по изучаемым модулям.
10.
Тир для пневматического оружия.
11.
Пневматическое оружие (винтовки и пистолеты).
12.
Электронный тир в комплекте.