РП__Читательская_грамотность__4_класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Сысертский городской округ
МАОУ СОШ № 9

Приложение к Основной
образовательной программе
начального общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Читательская грамотность»
для обучающихся 1-4 классов

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00904D6421DFB9BEC897355E125FE126D2
Владелец: Орехова Светлана Юрьевна
Действителен: с 03.03.2023 до 26.05.2024

С.Щелкун, 2023

Пояснительная записка
Программа курса для 1 - 4 классов «Читательская грамотность» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, требования к основной образовательной программе
начального общего образования.
Программа «Читательская грамотность» составлена на основе авторского курса
программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В.
Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Читательская грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Целью изучения курса «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для
активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное
понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для
осуществления жизненных целей.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода
проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором»,
«комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к
природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной,
человечеством и желание быть им полезным.
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по
своему усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных
сказок.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научнопознавательных текстов.

В 3-4 классе начальной школы проводятся занятия с использованием сюжетов
художественных и научно-познавательных текстов.
Описание места курса «Читательская грамотность» в учебном плане
Данная программа реализуется в течение 3 лет во внеурочной деятельности. Занятия
проводятся 1 раз в неделю во 2-4 классах – по 34 часа в каждом классе.
I. Планируемые результаты освоения курса
Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов.

Личностные результаты:




Осознание значимости чтения для личного развития;
Потребности в систематическом чтении;
Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.

Предметные результаты:















Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
Уметь пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания,
увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя,
отвечать на вопросы.
Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение.
Находить необходимую информацию в книге.
Характеризовать героев произведения.
Сравнивать героев произведения, героев разных сказок.
Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги.
Различать лирическое и прозаическое произведения.
Называть отличительные особенности стихотворного текста.
Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в
учебнике либо толковым словарем.
Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты,
сравнения).
Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.

Метапредметные результаты:
Регулятивные:





Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных
играх;
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные:



Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;


Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным
фондом);

Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
 Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные:
 Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения;
 Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую
позицию;
 Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
 Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
 Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке.
II. Содержание учебного курса «Читательская грамотность»
4 класс
В 4 классе расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и
современной детской литературы, усложняется содержание произведений. Среди
произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает
прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.

Самые интересные книги, прочитанные летом.
«Где, что, как и почему?». Книги-справочники, энциклопедии.
«Вчера и сегодня». Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах –
ученых изобретателях.

«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны». Книги о
ребятах-сверстниках, участниках ВОВ.

«Из истории нашей Родины». Книги о далеких по времени событиях и людях,
оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева.
«В путь, друзья!». Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и
вымышленных.
«Родные поэты». Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей: В.
Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н.
Некрасов, С. Дрожжин и др.
«Творцы книг». Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто
книги печатает. Н. Шер «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы»повесть о детстве и юности, Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»повесть о детстве.
«От благодарных читателей». М.Твен «Приключения Тома Сойера» Д.Свифт
«Путешествие Гулливера».
Сказки зарубежных писателей. В.Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук»
Х.К.Андерсен «Русалочка».
«Современные писатели - детям». В. Медведев «Баранкин, будь человеком».
Рассказы Н.Носова.
Для формирования интереса к чтению можно использовать разнообразные формы
организации занятий:
занятие-диспут,

занятие-спектакль,
занятие-праздник,
занятие-интервью,
интегрированное занятие,
конференция,
устный журнал,
конкурсы,
литературные встречи,
литературная гостиная, литературный ринг и т. д.

III. Тематическое планирование курса «Читательская грамотность»
4 класс

1

2-3

4

5-6

Групповая
работа с
детской книгой

Индивидуальна
я работа с
детской книгой

Основное
содержание
работы

Предлагаемая к
использованию
литература

№

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Самые
интересные
книги,
прочитанны
е летом.
«Где, что,
как
и
почему?»

Книги,
прочитанны
е летом.

Презентация
прочитанной
книги.

Книгисправочники
,
энциклопеди
и

Работа
со
справочной
детской
литературой

Работа со
справочн
ой
детской
литератур
ой

Изготовлен
ие книжкисамоделки
«Знаете ли
вы?»..
«Вчера
и
сегодня»

Книгисправочники
,
энциклопеди
и
Книги
о
науке
и
технике, о
машинах и
вещах и об
их творцах –
ученых
изобретателя
х.

Расширение
сведений
о
пособиях
в
помощь
юному
читателю.
Обобщение
сведений
о
книгахсправочниках.
Работа
над
созданием книжки
– самоделки.
Упорядочение и
систематизация
доступного круга
чтения по теме.
Выделение
из
прочитанных книг
особенно
интересных
сведений из науки
и техники.

Отбор
и
чтение книг
по
теме
«Вчера
и
сегодня».

Подбор
книг
в
уголке
чтения по
серии:
«Героиче
ские
биографи
и.
Легендар
ные
герои».

7-8

«Каким ты
был,
мой
ровесник, в
годы
Великой
Отечественн
ой войны»

Книги
о
ребятахсверстниках,
участниках
ВОВ

Анализ и оценка
умения коротко,
понятно,
интересно
рассказать
о
прочитанной
книге. Знакомство
с
аннотированным
рекомендательны
м указателем книг
и
приёмами
аннотирования.

Оформление
аннотаций
на
прочитанны
е книги.

910

«Из истории
нашей
Родины»

Книги
о
далеких по
времени
событиях и
людях,
оставшихся
в
памяти
народа
на
века.
Знакомство
с
творчеством
С.
Алексеева.

Рассказы о героях
прочитанных
книг,
составленные по
разным
источникам.
Выделение книг
С. Алексеева и
знакомство
с
творчеством этого
писателя.

Устное
аннотирован
ие книг по
теме
занятия.

11

Изготовлен
ие альбома
«Из истории
нашей
Родины»

Работа
по
разработанн
ому плану.

12

«В путь,
друзья!»

13

Литературн
ый марафон
«В путь,
друзья!» по
материалам
прочитанны

Составление
плана
работы,
распределение
поручений, работа
в
группах
по
изготовлению
альбома.
Анализ
книг.
Выделение
эпизодов,
воспитывающих
чувство
юмора,
любознательность
,
наблюдательность
, внимание.
Проведение
литературного
марафона
«В
путь, друзья!» - по
материалам
прочитанных
книг.

Книги
о
путешествия
х
и
путешествен
никах,
настоящих и
вымышленн
ых

Составление
заданий для
литературно
го марафона.

Подготов
ка
и
проведен
ие
тематичес
кого
устного
журнала
«Каким
ты был,
мой
ровесник,
в
годы
Великой
Отечестве
нной
войны»

Подготов
ка
к
литератур
ному
марафону
.

1415

х книг.
«Родные
поэты».

Стихи
поэтов
–
классиков
19-начала 20
века
для
детей:

Знакомство
с
широким кругом
поэтов-классиков,
с тематикой их
творчества.
Чтение избранных
стихов наизусть.

Чтение
стихов ряда
поэтовклассиков.
Отбор
нескольких
стихотворен
ий
для
чтения
вслух,
наизусть.

Выразите
льное
чтение
выбранно
го
стихотвор
ения.

Разработка
критериев
оценивания.

Чтение
выбранного
стихотворен
ия наизусть

Оцениван
ие
по
критерия
м.
Определе
ние
победител
я.

Заполнение
дневника
чтения
новыми
материалами
о писателях,
поэтах,
художниках,
печатникахполиграфист
ах.

Оформле
ние
уголка
книг
приключе
нческого
жанра.

В.
Жуковский,
К. Рылеев,
Е.
Баратынский
, А. Кольцов,
М.
Лермонтов,
Н. Огарев,
Н. Некрасов,
С. Дрожжин
и др.
16

1718

Конкурс
чтецов
стихотворен
ий поэтовклассиков.

«Творцы
книг»

Рассказы о
писателях, о
художниках
иллюстратор
ах и о тех,
кто
книги
печатает.
Н.
Шер
«Рассказы о
русских
писателях»,
К.
Паустовский
«Далекие
годы»повесть
о
детстве
и
юности, Г.
Скребицкий
«От первых
проталин до
первой
грозы»-

для

Беседа о том, с
какими книгами
познакомились,
кто
какое
направление
выбрал
для
самостоятельного
чтения, о чем
узнал.

повесть
детстве.
19

о

Подготовка
коллективно
й
компьютерн
ой
презентации

Составление
плана
работы.
Разработка
содержания
презентации:
количество
слайдов,
их
содержание.
Подбор
материалов.

«Творцы
книг».

М.Твен
«Приключен
ия
Тома
Сойера»
Д.Свифт
«Путешеств
ие
Гулливера»

Оформление
презентации
в
редакторе
презентации.
Анализ
книг.
Выделение
эпизодов,
воспитывающих
чувство
юмора,
любознательность
,
наблюдательность
,
внимание,
уважение
к
старшим.
Как
составить
кроссворд.

2021

«От
благодарны
х
читателей»

22

Составление
кроссворда
по
книге
«Путешеств
ие
Тома
Сойера»

2327

«Современн
ые писатели
- детям»

В. Медведев
«Баранкин
будь
человеком»
Рассказы
Н.Носова.

Знакомство
с
широким кругом
современных
писателей,
с
тематикой
их
творчества.
Анализ
произведений.

2832

Сказки
зарубежных
писателей.

В.Гауф
«Карлик
Нос»,
«Маленький
Мук»
Х.К.Андерсе

Упорядочение и
систематизация
доступного круга
чтения по теме.

Работа
в
соответстви
и с планом.

Работа в
соответст
вии
с
планом.

Формулиров
ание своего
отношения к
происходящ
ему
в
произведени
и,
составление
характерист
ики главных
героев.
Составление
и
оформление
кроссворда.

Составле
ние
вопросов
для
кроссворд
а..

Выбор
отрывка,
пересказ от
своего
имени.
Составление
вопросов по
данным
произведени
ям.
Оформление
читательско
го дневника.
Составление
заданий по
данным

Оформле
ние
читательс
кого
уголка.

Литерату
рная игра
«Ты мне,
я тебе» по
прочитан
ным

н
«Русалочка»

33

Обобщающе
е занятие.
Викторина
по
прочитанны
м книгам.

34

произведени
ям (вопросы,
кроссворды,
ребусы,
пиктограмм
ы и т. д.)
Письменные
ответы
вопросы
викторины.
Определение
«Лучшего
читателя».

произведе
ниям.

на

Литературн
ый праздник

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Читательская
грамотность»
4 класс

№
уро
кап/
п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Раздел программы (общее количество часов)
Тема урока

Самые интересные книги, прочитанные летом.
«Где, что, как и почему?». Книги-справочники,
энциклопедии.
«Где, что, как и почему?». Книги-справочники,
энциклопедии.
Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?».
«Вчера и сегодня». Книги о науке и технике, о машинах
и вещах и об их творцах – ученых изобретателях.
«Вчера и сегодня». Книги о науке и технике, о машинах
и вещах и об их творцах – ученых изобретателях.
«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой
Отечественной войны».
«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой
Отечественной войны».
«Из истории нашей Родины». Знакомство с творчеством
С. Алексеева.
«Из истории нашей Родины». Знакомство с творчеством
С. Алексеева.

Планир
у-емая
дата
проведе
-ния

При
меча
ние

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Изготовление альбома «Из истории нашей Родины».
«В путь, друзья!». Книги о путешествиях и
путешественниках.
Литературный марафон по материалам прочитанных
книг «В путь, друзья!»
«Родные поэты». Стихи поэтов – классиков 19-начала
20 века для детей.
«Родные поэты». Стихи поэтов – классиков 19-начала
20 века для детей.
Конкурс чтецов стихотворений поэтов-классиков.
«Творцы книг». Рассказы о писателях, о художниках
иллюстраторах и др.
«Творцы книг». Рассказы о писателях, о художниках
иллюстраторах и др.
Подготовка коллективной компьютерной презентации
«Творцы книг».
«От благодарных читателей». М.Твен «Приключения
Тома Сойера».
«От благодарных читателей». Д.Свифт «Путешествие
Гулливера».
Составление кроссворда по книге «Путешествие Тома
Сойера».
«Современные писатели - детям». В. Медведев
«Баранкин, будь человеком».
«Современные писатели - детям». В. Медведев
«Баранкин, будь человеком».
«Современные писатели - детям». В. Медведев
«Баранкин, будь человеком».
«Современные писатели - детям». Рассказы Н.Носова.

27

«Современные писатели - детям». Рассказы Н.Носова.

28

Сказки зарубежных писателей. В.Гауф «Карлик Нос».

29

Сказки зарубежных писателей. В.Гауф «Карлик Нос».

30
31
32
33
34

Сказки зарубежных писателей. В.Гауф «Маленький
Мук».
Сказки зарубежных писателей. В.Гауф «Маленький
Мук».
Сказки
зарубежных
писателей.
Х.К.Андерсен
«Русалочка».
Обобщающее занятие. Викторина по прочитанным
книгам.
Литературный праздник.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.