МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Сысертский муниципальный округ
МАОУ СОШ № 9
Приложение к
Основной образовательной программе
основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«Школьное самоуправление»
7-9 классы
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 7EE73CAFA0C6BEC7D951F41E59F122B6
Владелец: Орехова Светлана Юрьевна
Действителен: с 28.04.2025 до 22.07.2026
с. Щелкун, 2025
Пояснительная записка
Школьное самоуправление - это участие обучающихся с различным уровнем активности в
школьной самостоятельной жизни класса, школы, в которой каждый обучающийся может
определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Ученическое
самоуправление обеспечивает развитие у учащихся самостоятельности в принятии и
реализации решений для достижения общественно значимых целей. Деятельность ученического
самоуправления в школе зависит от успешности решения целого ряда задач организационного,
программно - методического, социально-психологического характера, а также от
педагогического руководства.
Занятия внеурочной деятельности будут проводиться на базе «Точка роста», созданного в
целях развития и реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ ,
формирования социальной культуры, проектной деятельности, направленной не только на
расширение познавательных интересов школьников, но и на стимулирование активности,
инициативы и исследовательской деятельности обучающихся.
Занятия в рамках внеурочной деятельности по программе дают возможность саморазвития
как непрерывного процесса, в рамках которого учащиеся приобретают способность управлять
текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми,
последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию. В
ходе занятий по программе «Школьное самоуправление» обучающиеся смогут выявить свои
сильные и слабые стороны, склонности и возможности, которые помогут им стать грамотными
специалистами достойными членами общества, определить природу лидерства, изучить
стратегии и методы управления.
Цели программы:
поддержка и развитие ученического самоуправления МАОУ СОШ № 9;
выявление лидеров в школьной среде;
получение подростками определенного минимума знаний и умений лидерского
профиля;
формирование у старшеклассников активной гражданской позиции, организаторских
способностей, развитие лидерских качеств личности.
Задачи программы:
выявлять и развивать лидерские и организаторские навыки учащихся;
формировать чѐткую и осознанную гражданскую позицию и ценностное отношение к
себе и другим;
способствовать реализации творческого потенциала учащихся;
повышать творческую и деловую активность учащихся;
воспитывать «чувство локтя», ответственности за себя и других;
создавать ситуации стимулирующие проявление лидерского потенциала;
стимулировать учащихся к участию в решении насущных проблем ученического
самоуправления.
Содержание программы внеурочной деятельности
«Школьное самоуправление «Совет старшеклассников»
7-9 класс
Введение – 1 час
Вводное занятие. Игры на сплочение.
Анкетирование «Я – ученик», «Каков я в школе?» Знакомство с членами актива. Игры и
тренинги. Игра: «Волшебный магазин», «Шарж», «Символика».
Ученическое самоуправление – 3 часа
Основы самоуправления. Понятие о сущности и механизмах развития различных
самодеятельных добровольных объединений. Самоуправление – управление собой. Трудно ли
управлять школой? Кто и чем управляет в школе? Смогу ли я управлять школой? Игра
«Снежный ком».
7 ключей самоуправления. Программа «7 ключей самоуправления», практическая
работа по семи ключам.
Модель и структура органа ученического самоуправления «Совет старшеклассников».
Понятие о функциях органов самоуправления. Изучение существующей моделей ученического
самоуправления.
Лидер – 4 часа
Психология лидера. Понятие «лидер». Черты характера лидера. Как развить в себе
стрессоустойчивость, силу воли и решительность.
Многоликий лидер. Основные качества и способности лидера. Какими качествами
должен обладать лидер? Лидер - созидатель, лидер – разрушитель. Лидер – организатор, лидер
– генератор Лидер – инициатор, лидер – эрудит.
Разбуди в себе лидера. Тест «Лидер ли я?» Мои лидерские качества. Проработка
лидерских качеств.
Практикум «Чемодан лидера». Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики,
жестов, речи, памяти.
Самопрезентация – 3 часа
Самопрезентация. Основы самопрезентации.
«Школа ведущих». Основные навыки выступления. Работа над дикцией, разучивание
скороговорок. Тренинг «Как вести себя на сцене».
Тренинг «Успешная самопрезентация». Тренинг.
Общение – 4 часа
Общение. Деловое общение. Понятие «деловое общение». Навыки делового общения.
Отличия делового общения. Барьеры в общении.
Деловой стиль. Отличия делового стиля и его значение. Правила и принципы ведения
деловых переговоров.
Уверенный ли вы человек? Тест «Уверенный ли вы человек?» Методы развития
уверенности в себе. Приемы расположения к себе. Способы уверенного отказа.
Я самоуверенный человек. Как преодолеть свою застенчивость? Ролевые игры,
тренинги: «Прием на работу», «Мои сильные и слабые стороны», «Комплимент».
Команда лидера – 2 часа
Лидерство – я управляю собой и будущим! Беседа на тему что значит работать в
команде. Алгоритм создания команды. Связь лидера и команды.
Коллектив - основа организаторской деятельности. Игры на выявление лидерской
позиции, формирование команды. Тренинг «Создай команду».
Коммуникативные качества, самооценка – 3 часа
Коммуникативные качества. Самооценка. Понятие «коммуникабельность» Навыки
успешной коммуникации.
Разные пути общения. Приёмы ведения диалога. Пути повышения генерации идей.
Стимулирование идей, суждений. Промежуточное ведение диалога. Приёмы расширения и
корректировки мысли. Бесконфликтное общение. Овладение способами эффективного
общения.
Мой уровень самооценки. Тест на самооценку. Как повысить самооценку. Упражнения
на повышение самооценки.
Конфликт – 2 часа
Конфликт. Управление конфликтом. Спор – его цели и стратегии. Игра «Научись
говорить «СТОП», «Борьба с конфликтами».
Тренинг «Конфликт и пути его разрешения».
Виды и формы КТД – 4 часа
Коллективно-творческая деятельность. Основные идеи методики коллективно –
творческой деятельности. Этапы КТД. Знакомство с авторами методики КТД – И.П.Иванов,
Ф.Я.Шапиро. Что значит Коллективное, Творческое, Дело. Этапы подготовки и проведения
КТД.
Виды и формы КТД. Классические КТД и личностно – ориентированные КТД.
Трудовые, познавательные, спортивные, художественные, досуговые. КТД в работе лидера.
Шесть этапов организации КТД (по С. А. Шмакову). КТД-тренинги «Геометрическая
фигура», «Номера» и др.
Практикум «В копилку лидера». Игры коллективного знакомства и общения –
«Верёвочка», «Заводила», «Весёлые футболисты», « Кто ты будешь такой?». Игры – поединки.
Игры на сплочение команды.
Разработка КТД – 3 часа
КТД для старших школьников «Мы – лидеры!». Разработка КТД для старших
школьников.
КТД для старших школьников «Мы – лидеры!». Проведение КТД для старших
школьников.
Микро - игра «Киностудия». Разработка и проведение мероприятия для классного
коллектива.
Ученическое самоуправление в России – 2 часа
Ученическое самоуправление в России. История развития добровольных объединений.
Сущность и механизм самоуправления. Общественные детско-юношеские организации.
Подготовка проектов, презентаций. Защита проектов, презентаций.
Практикум «Оценим себя реально» - 1 час
Практикум «Оценим себя реально». Анализ результатов.
Итоговая игровая диагностика – 2 часа
Игра «Самоуправление - ключ к успеху». Интеллектуальная игра.
Презентация «Я – лидер». Подведение итогов работы.
Планируемые результаты программы внеурочной деятельности
«Школьное самоуправление «Совет старшеклассников»
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и
духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность
обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при
принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач
социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным
направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых
форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач
в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий
своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной
и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные
результаты,
обеспечивающие
адаптацию
обучающегося
к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность
формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы
об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных
знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том
числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать
своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия,
конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач
(далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий
успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки явлений и процессов;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов
и обобщений..
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты:
приобретает социальные знания, понимает социальную реальность и повседневную
жизнь;
формирует позитивные отношения обучающихся к базовым ценностям общества и к
социальной реальности в целом.
осваивает основы коллективно-творческой деятельности (сокращенно – КТД);
осваивает основы социально-образовательного проекта (как образовательной формы),
которая учит находить достойное место инициативам молодежи в сложно
организованном, динамично изменяющемся социуме;
включается в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
развивает индивидуальные лидерские способности;
формирует устойчивый интерес к социально преобразующей деятельности.
Тематическое планирование программы внеурочной деятельности
«Школьное самоуправление «Совет старшеклассников»
7-9 класс
№ П/П
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Раздел, тема
Введение
Ученическое самоуправление
Лидер
Самопрезентация
Общение
Команда лидера
Коммуникативные качества, самооценка
Конфликт
Виды и формы КТД
Разработка КТД
Ученическое самоуправление в России
Практикум «Оценим себя реально»
Итоговая игровая диагностика
Итого
Общее
кол-во
часов
1
3
4
3
4
2
3
2
4
3
2
1
2
34 ч
Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности
«Школьное самоуправление «Совет старшеклассников», 7-9 класс
(1 час в неделю, всего 34 часов)
№
Кол-во Дата по Дата по
Тема занятия
п/п
часов
плану
факту
Введение – 1 час
1. Вводное занятие. Игры на сплочение
1
Ученическое самоуправление – 3 часа
2. Основы самоуправления
1
3. 7 ключей самоуправления
1
4. Модель и структура органа ученического
1
самоуправления «Совет старшеклассников»
Лидер – 4 часа
5. Психология лидера
1
6. Многоликий лидер
1
7. Разбуди в себе лидера!
1
8. Практикум «Чемодан лидера»
1
Самопрезентация – 3 часа
9. Самопрезентация
1
10. «Школа ведущих»
1
11. Тренинг «Успешная самопрезентация»
1
Общение – 4 часа
12. Общение. Деловое общение
1
13. Деловой стиль
1
14. Уверенный ли вы человек?
1
15. Я - самоуверенный человек!
1
Команда лидера – 2 часа
16. Лидерство – я управляю будущим!
1
17. Коллектив - основа организаторской деятельности
1
Коммуникативные качества, самооценка – 3 часа
18. Коммуникативные качества. Самооценка
1
19. Разные пути общения
1
20. Мой уровень самооценки
1
Конфликт – 2 часа
21. Конфликт. Управление конфликтом
1
22. Тренинг «Конфликт и пути его разрешения»
1
Виды и формы КТД – 4 часа
23. Коллективно – творческая деятельность
1
24. Виды и формы КТД
1
25. Шесть этапов организации КТД (по С. А. Шмакову)
1
26. Практикум «В копилку лидера»
1
Разработка КТД – 3 часа
27- КТД для старших школьников «Мы – лидеры!»
2
28.
29. Микро - игра «Киностудия»
Ученическое самоуправление в России – 2 часа
30. Ученическое самоуправление в России
31. Подготовка проектов, презентаций
Практикум «Оценим себя реально» - 1 час
32. Практикум «Оценим себя реально»
Итоговая игровая диагностика – 2 часа
33. Игра «Самоуправление - ключ к успеху»
34. Презентация «Я – лидер»
Итого
1
1
1
1
1
1
34