РП_Читательская_грамотность__7

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Сысертский городской округ
МАОУ СОШ № 9

Приложение к
Адаптированной основной
образовательной программе
основного общего образования
обучающихся с ОВЗ (ЗПР)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Читательская грамотность»
для обучающихся с ЗПР 7 классов

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00904D6421DFB9BEC897355E125FE126D2
Владелец: Орехова Светлана Юрьевна
Действителен: с 03.03.2023 до 26.05.2024

с. Щелкун, 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу "Читательская грамотность" на уровне
основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
Федеральной адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021
г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г.,
рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Федеральной рабочей программы
воспитания.
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на
развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их
индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и
других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных
склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного,
нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника.
Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов,
природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных
компетентностей обучающихся с ЗПР.
Цель программы:
-формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной
потребности в чтении;
формирование
и
развитие
основ
способствующей достижению результативности
образовательной программы школы;

читательской
компетенции,
обучения по всем предметам

- формирование читательской грамотности учащихся как элемента
культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.

общей

Задачи
-

развивать в процессе чтения и осмысления текстов
формировать духовно-нравственные основы личности;

эстетические

чувства,

- вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с
чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
- развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки
самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
- освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным
видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов
целевого
чтения
(просмотрового/поискового,
ознакомительного,
изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
- учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации
и рефлексивной оценки информации на основе
– углубления базовых знаний по теории текста;
– использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
– использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и
жанров, соответствующих возрасту учащихся;

– использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего
использования;
– использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и
осмысления текстов.
Формы и режим занятий
Программа учебного курса реализуется на занятиях, отличающихся общей
практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы
программы даются дозировано и постигаются через практическую деятельность, которая
не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и
заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий
должны
быть
разнообразными, включающими игровые, исследовательские и
проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и
письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др. Важно, чтобы методы и
приёмы
организации
деятельности
учащихся
были
ориентированы
на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие,
развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс «Читательская грамотность» (предметная область «Русский язык и
литература») в учебном плане входит в часть, формируемую участниками образовательных
отношений, и является обязательным для изучения.
По учебному плану М А О У С О Ш № 9 на изучение курса «Читательская
грамотность» в 7 классе отводится 1 час в неделю. Изучение курса рассчитано на 34 часа в
год.
Содержание учебного курса « Читательская грамотность»
«Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»-12ч.
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов.
Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль,
художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые
особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль,
жанр, структуру, языковые средства текста.
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения
читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных
сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их
последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте.
Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план
текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в
неявном виде. Упорядочивание информации по задан - ному основанию. Существенные
признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления
информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения:
ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью
чтения. Источники информации: справочники, словари.

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной
информации.
«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»- 14ч
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста.
Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы,
подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей,
не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных
частях текста информации. Составление на основании текста небольшого
монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос.
Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу.
Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации,
полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный
текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции
из 6-7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные
шаги).
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки
из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие
письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших
собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же
информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному
действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
«Работа с текстом: оценка информации» - 8ч
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение
собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность
информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения
недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление
различных точек зрения на информацию
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
«ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Изучение курса «Читательская грамотность» в основной школе направлено на
достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного курса.
Личностные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках
различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания,
расширить культурный кругозор.
Личностные результаты

Личностные результаты освоения Рабочей программы по курсу «Читательская
грамотность» для основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях
русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
Гражданского воспитания:











готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из
литературы;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из
литературы;
активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь
людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:





осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в
контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также
литератур народов РФ;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих
в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.

Духовно-нравственного воспитания:




ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора
с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:





восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе
изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:










осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на
примеры из литературных произведений;
уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.

Трудового воспитания:








установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с
деятельностью героев на страницах литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при
изучении произведений русского фольклора и литературы;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:






ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.

Ценности научного познания:


ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные
и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
 овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
 овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом
специфики школьного литературного образования;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Метапредметные результаты
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные
учебные действия:
- элементарными навыками работы с книгой;
- умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения
(поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
- элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь
научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе
умений:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и
жизненный опыт;
- находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
- находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную,
фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;

- выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе
умений:
- понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему
смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и
письменной форме главное в содержании текста;
- объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
- сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных
текстах);
- интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте
информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи,
делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;
- задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
- прогнозировать содержание текста;
- находить скрытую информацию в тексте;
- использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять
деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе
умений:
- составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
- делать пометки, выписки,
коммуникативным замыслом;

цитировать

фрагменты

текста

в

соответствии

с

- приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
- преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления
информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить
деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:
- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со
своими представлениями о мире;
- оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
- использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования
утверждений / тезисов;
- оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты

7 класс:
- использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках
разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных)
действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях
моделирования и проектирования;
- владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в
электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками
и другими справочными материалами, в том числе из числа верифицированных
электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень.
- участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для
оценки прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся с ЗПР);
- обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с
информацией (текстами) в разных предметных областях.
Тематическое планирование
№
п/п

Наименование разделов

Кол-во
часов

1

Работа с текстом: поиск
информации и понимание
прочитанного

12

2

Работа с текстом: преобразование
14
и интерпретация информации

Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://schoolcollection.edu.ru

Работа с текстом: оценка
информации

8

Банк заданий для формирования и оценки функциональной
грамотности обучающихся с ЗПР основной школы (5-9
классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования
российской академии
образования: http://skiv.instra o.ru/bank-zadaniy/.
Демонстрационные материалы http://skiv.instrao.ru
/support/demonstratsionnye-materialya/.
Сборники
эталонных заданий
серии
«Функциональная грамотность. Учимся для жизни»
издательства «Просвещение»: https://mysh
op.ru/shop/product/4539226.html.
Электронный банк заданий по функциональной
грамотности: https://fg.resh.ed u.ru/.
Урок Справочная литература
современных
информационных источников
в
формировании
стратегий смыслового чтения.
http://www.slovari.ru ,http://ru.wikipcdia.org, http://febweb.rii/feb/slt/abc

Итого

34

3

ЭОР/ЦОР
Федеральный портал «Российское образование»
http://www.edu.ru

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
Практи
Тема урока
п/п
Всего
ческие
работы
1.Работа с текстом: поиск информации и понимание
прочитанного.
Восприятие на слух и понимание различных видов
1
1
сообщений.
2
Типология текстов. Речевая ситуация.
1
Функционально-стилевая дифференциация текстов
3
(разговорный стиль, художественный стиль, официально1
деловой стиль, научный стиль).
4
Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста.
1
Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и
5
1
языковые средства.
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса,
6
приобретения читательского опыта, освоения и использования
1
информации.
7
Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция.
1
Способы связи предложений в тексте. Средства связи
8
1
предложений в тексте.
9
Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.
1
Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации,
10
1
представленной в неявном виде.
Разные способы представления информации: словесно, в виде
11
1
символа, таблицы, схемы, знака.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки,
12
1
сноски) для поиска нужной информации.
Итого по разделу:
12
2.Работа с текстом: преобразование и интерпретация
информации.
13
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).
14
Вопросы по содержанию текста.
15
Формулирование выводов, основанных на содержании текста.
16
Аргументы, подтверждающие вывод.
Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление
17
связей, не показанных в тексте напрямую.
Составление на основании текста небольшого
18
монологического высказывания в качестве ответа на
поставленный вопрос.
Преобразование (дополнение) информации из сплошного
19
текста в таблицу.
Преобразование таблицы в связный текст, информации, по20
лученной из схемы, в текстовую задачу

1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
изучения

21
22

Составление схем с опорой на прочитанный текст.
Составление схем с опорой на прочитанный текст.
Формирование списка используемой литературы и других
23
информационных источников.
Создание собственных письменных материалов на основе
прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с
24
учётом цели их дальнейшего использования, небольшие
письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Создание небольших письменных текстов по предложенной
теме, представление одной и той же информации разными
25
способами, составление инструкции к выполненному действию.
Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими
26
сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты,
презентацию).
Итого по разделу:
3.Работа с текстом: оценка информации.
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры
27
текста.
28
Выражение собственного мнения о прочитанном.
Выражение собственного мнения о прочитанном и его
29
аргументация.
30
Достоверность и недостоверность информации в тексте.
31
Недостающая или избыточная информация.
32
Пути восполнения недостающей информации.
Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного
33
или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой
34
зрения.
Итого по разделу:
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
1

1

1

1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
8
34



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.