Аннотации к рабочим программам АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)

Аннотация
к адаптированным программам по предметам для обучающихся
с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми множественными нарушения развития (далее ТМНР)
АООП вариант 2
Данные программы составлены на основе ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями вариант 2), федеральной
адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития (вариант 2) (далее ― АООП вариант 2)
Аннотация к адаптированной рабочей программе по предмету
Речь и альтернативная коммуникация.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием
средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе
социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное
поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в
доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребѐнка в
более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную,
заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах,
организованное включение в общение. Содержание учебного предмета для обучающихся 1 класса
дифференцированно, с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика в практике общения
со взрослым (учителем) и сверстником. Реализация содержания учебного предмета в первом классе
позволит закрепить у обучающихся умения выражать свои желания и потребности в процессе
продуктивного взаимодействия со сверстником, обогатить опыт разрешения значимых для детей
жизненных ситуаций с помощью альтернативных средств коммуникации (графических изображений,
пиктограмм, напечатанных слов, электронных устройств).
Содержание предмета «речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими
разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации», «Чтение и письмо».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков
установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной
программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка,
подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет
устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест,
пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика,
предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка,
пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки,
коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Аннотация к адаптированной рабочей программе Математические представления
Программа составлена с учетом индивидуальных, психологических особенностей
обучающихся, а также с учетом развития познавательной активности. В повседневной жизни,
участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями

развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так,
накрывая на стол на трѐх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д. У
большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в
естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть
элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения.
Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них
элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать
математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать
номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать
необходимое количество продуктов для приготовления блюда (например, 2 помидора, 1 ложка
растительного масла) и т.п. Цель обучения математике – формирование элементарных
математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни. Задачи
формирования математических представлений и навыков конструирования: - развитие элементарной,
жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных
отношениях окружающей действительности; - формирование практических навыков и умений в
счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях; формирование элементарных общеучебных умений; - овладение элементарной терминологией,
значимой для социальнобытовой ориентировки в окружающей действительности; - развитие
познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми,
здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов
наглядно-образного и логического мышления; - общее развитие учащихся с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью. Наряду с конкретными задачами в ходе обучения элементарным
математическим представлениям и навыкам конструирования реализуется и более широкая задача:
формирование у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на основе
предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности доступной их восприятию
«картины мира». Именно в ходе обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
элементарной математике и конструированию необходимо формировать взаимосвязи с основными
сферами бытия: предметным миром, миром людей, природой, то есть «картину мира».
Предмет «Математические представления и конструирование» для учащихся с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью» включает: - ознакомительно-ориентировочные действия в
предметно-развивающей среде; - упражнения, игровые ситуации, игры со строительными
материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками); - игры и
упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и
расположением их в пространстве; - конструирование из строительного, природного и бросового
материалов; - формирование количественных представлений; - «чтение» и письмо цифр; формирование представлений о форме; - формирование представлений о величине; - формирование
пространственно-временных представлений и ориентировок. Предмет «Математические
представления и конструирование» интегрируется с различными учебными предметами и
направлениями коррекционно-адаптационной работы. Примерная программа построена на основе
следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления
о величине», «Пространственные представления», «Временные представления». Знания, умения,
навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике,
необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных,
количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.
Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке
стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян
в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для
приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении

количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка
закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах,
номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
Аннотация к адаптированной рабочей программе по предмету «Окружающий
природный мир».
Программа составлена с учетом индивидуальных, психологических особенностей
обучающихся, а также с учетом развития познавательной активности. Важным аспектом обучения
детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение
представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету
«Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о
природе, еѐ многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека. Цель обучения –
формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой,
бережного отношения к природе. Основными задачами программы являются: формирование
представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений,
формирование представлений о растительном и животном мире.
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир»,
«Временные представления», «Объекты неживой природы». В процессе формирования
представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман
и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных
изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных
явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает
представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки,
объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка
обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к
изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др.
Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок
учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных
рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и
гуманному отношению к ней. Формирование представлений должно происходить по принципу «от
частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его
строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных
объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик,
мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок
получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки
(варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает
постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов
(подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения
грибов, способов переработки грибов. В учебном плане предмет представлен с 1 по 12 год обучения.
Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий возможно проведение занятий с
обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.
Аннотация к рабочей программе по предмету Человек.
Программа составлена с учетом индивидуальных, психологических особенностей
обучающихся, а также с учетом развития познавательной активности. Цели образовательнокоррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: Формирование представления о себе
самом и ближайшем окружении. Общая характеристика учебного предмета: Приобщение ребенка к
социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка

происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих
отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает
понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и
близкими. Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование
представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня
самостоятельности в процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена
тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи». Раздел «Представления о себе» включает
следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных
возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена,
занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем
здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Раздел «Гигиена тела» включает
задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь
ногти, причесываться и т.д. Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по
формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при
одевании и снятии предметов одежды. Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию
во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию
салфеткой. Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел
«Туалет». В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем
ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях.
Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы
образцом культуры общения для ребенка являлось доброжелательное и заботливое отношение к
окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей,
проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними. Содержание разделов
представлено с учетом возрастных особенностей. Например, работа по формированию таких
гигиенических навыков, как мытье рук, питье из кружки и др., проводится с детьми младшего
возраста, а обучение бритью, уходу за кожей лица, мытью в душе и др. проводится с детьми более
старшего возраста. Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным
операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать
руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих
операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков.
Например, формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения мыть руки,
лицо, чистить зубы. На последнем этапе обучения ребенок учится принимать душ, мыть голову и т.д.
При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и родителей.
Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В домашних условиях возникает больше
естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания. В учебном плане
предмет представлен на протяжении 9 лет обучения. С обучающимися старшего возраста
формирование навыков самообслуживания (например, бритье, мытье тела и др.) осуществляется в
рамках коррекционно-развивающих занятий.
Аннотация к рабочей программе по предмету Окружающий социальный мир
Программа составлена с учетом индивидуальных, психологических особенностей
обучающихся, а также с учетом развития познавательной активности. Обучение детей жизни в
обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений
ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей
физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в
осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий

социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной
действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении,
ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения. Основными задачами
программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни
(человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о
предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих
предметов, действия с ними). Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом,
двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные
человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи». В процессе обучения у ребенка
формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, ее культуре,
истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями
окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в
группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной
жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с
нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится
ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в
частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. Жизнь в обществе
предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы
поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа
специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных
ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации
и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой
формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность»,
«Домоводство», «Труд» и др. Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу «Посуда»,
расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать
стол и т.д. Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что
занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе,
вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями,
предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится
вести себя согласно общепринятым нормам поведения. В учебном плане предмет представлен с 1 по
13 год обучения. В рамках коррекционно-развивающих занятий возможно использование
программного материала данного предмета с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной
индивидуальной работе.
Рабочая программа учебного предмета музыки и движения
Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры. Задачи учебного
предмета «Музыка и движение»: ― накопление первоначальных впечатлений от музыкального
искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями,
слушательскими и доступными исполнительскими умениями). ― приобщение к культурной среде,
дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и
привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и
др. ― развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение
собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально
деятельности. ― формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в
организации обыденной жизни и праздника. ― развитие восприятия, в том числе восприятия музыки,
мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся. Цели

образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета музыкальными
средствами помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего его мира, сделать его
отзывчивым на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений. Таким
образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как
средство социализации и самореализации ребенка. Благодаря обозначенному в ФГОС варианту
образования все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния, включаются в
образовательное пространство, где принципы организации предметноразвивающей среды,
оборудование, технические средства, программы учебных предметов, коррекционных технологий, а
также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями
и особыми образовательными потребностями ребенка. Для обучающихся, получающих образование
по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно
интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени,
которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорнодвигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы,
выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и
соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и
обучении. Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно
нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной
отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных
нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а
сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из
составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в
совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи,
объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при какомто одном нарушении: интеллектуальном или физическом. В структуре психики такого ребенка в
первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной
активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой
подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие
психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя
наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению
Педагогическая работа с ребенком ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество.
Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка. Физические недостатки могут
ограничивать желание и умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными
способами. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться к подражанию
и «пропеванию» мелодии доступными ему средствами. Задача педагога состоит в том, чтобы
музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего мира,
развить эмоциональную отзывчивость на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых
произведений. Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации,
формированию чувства собственного достоинства. Таким образом, музыка рассматривается как
средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и самореализации
ребенка. На музыкальных занятиях развивается не только способность эмоционально воспринимать
и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память,
индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике. Программно-методический материал
включает 4 раздела: «Слушание музыки», «Пение», «Движение под музыку», «Игра на музыкальных
инструментах». В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. В системе
коррекционно-развивающих занятий также возможно использование элементов музыкального
воспитания в дополнительной индивидуальной работе с обучающимися. Материально-техническое
оснащение учебного предмета «Музыка» включает: дидактический материал: изображения
(картинки, фото, пиктограммы) музыкальных инструментов, оркестров; портреты композиторов;

альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями
учебной программы; карточки с обозначением выразительных возможностей различных
музыкальных средств для различения высотности, громкости звуков, темпа, характера музыкального
произведения; карточки для определения содержания музыкального произведения; платки, флажки,
ленты, обручи, а также игрушки-куклы, игрушки-животные и др.; Музыкальные инструменты:
фортепиано, синтезатор, барабаны, бубны, бубенцы, ложки, палочки, ударные установки, трещетки,
колокольчики. Оборудование: музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование,
стеллажи для наглядных пособий, нот, музыкальных инструментов и др., магнитная доски, ширма,
затемнение на окна и др.; Аудиозаписи, видеофильмы, презентации (записи со звучанием
музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на различных инструментах, оркестровых
коллективов; фрагментов из оперных спектаклей, мюзиклов, балетов, концертов разной по жанру
музыки), текст песен.
Аннотация к рабочей программе по изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков
изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру,
формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях
по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить
интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить
выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности
материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения.
Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша,
они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами или выдувая краску через
блопен на трафарет. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче
по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.
Целью обучения изобразительной деятельности является
 формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности
художественными средствами;
 используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность,
игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания,
зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного,
наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.
Основные задачи:
 развитие интереса к изобразительной деятельности,
 формирование умений пользоваться инструментами,
 обучение доступным приемам работы с различными материалами,
 обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов,
 развитие художественно-творческих способностей.
Кроме основных, можно выделить и методические задачи:
— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; — развитие
зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;

— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование»,
«Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка
положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие
устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим
работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать,
что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь
ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного
достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки
необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении
полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов и др. В
учебном плане предмет представлен с 1 по 8 год обучения. Далее навыки изобразительной
деятельности применяются на уроках профильного труда при изготовлении изделий из керамики,
полиграфической, ткацкой, швейной и другой продукции.
Программа составлена с учетом индивидуальных, психологических
обучающихся, а также с учетом развития познавательной активности.

особенностей

Аннотация к адаптированной рабочей программе по предмету адаптивная физкультура.
Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные,
воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебнооздоровительные задачи. Физическое
воспитание рассматривается и реализуется комплексно, и находится в тесной связи с умственным,
нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке
этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает
положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество.
Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные,
воспитательные, коррекционноразвивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое
воспитание рассматривается и реализуется комплексно, и находится в тесной связи с умственным,
нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке
этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает
положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения
их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении
индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации. Основные задачи изучения
предмета:
Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и
физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
― коррекция нарушений физического развития;
― формирование двигательных умений и навыков;

― развитие двигательных способностей в процессе обучения;
― укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки; ―
раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных
видов спортивно-физкультурной деятельности;
― формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических
упражнений; ― формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни;
― поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
― формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений
по физической культуре;
― воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
― воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков
культурного поведения; Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом
возрастных особенностей обучающихся, предусматривает:
― обогащение чувственного опыта;
― коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
― формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
На занятиях формируются элементарные двигательные функции, выполняемые совместно с
учителем, по подражанию его действиям, по образцу, а также первичные элементарные
представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности движений во время занятий
физической культурой и т. п. В процессе занятий используются коррекционные подвижные игры,
упражнения на пространственную ориентировку, на сохранения равновесия, на развитие общей и
мелкой моторики, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у учащихся
с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что учащиеся этой
категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается
на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. Замедленность психических
процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обусловливают чрезвычайную
медлительность образования у них двигательных навыков.
Аннотация к адаптированной рабочей программе
по учебному предмету "Труд
(технология)"
Целью трудового обучения является подготовка обучающихся и подростков с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР к доступной трудовой деятельности. Основные
задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными
инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению
различных изделий, по работе с почвой, с растениями.
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе
занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий
изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие
интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к
результатам своего труда. Обучающихся знакомят с различными материалами и инструментами, со
специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У
обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование
операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции
(умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять

задуманное, оценивать результат).
Программа по труду представлена следующими разделами: "Батик", "Керамика", "Ткачество",
"Деревообработка", "Полиграфия", "Растениеводство", "Швейное дело". Этот перечень может быть
дополнен или заменен другими профилями труда по усмотрению образовательной организации, с
учетом местных и региональных условий и возможностей для будущей трудовой занятости
обучающегося, а также кадрового и материально-технического обеспечения организации. В учебном
плане предмет представлен с 7 по 13 год обучения.
Предметные результаты освоения учебного предмета. Овладение трудовыми умениями,
необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные
технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового
взаимодействия.
Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами
трудовой деятельности, например, керамика, батик, печать, ткачество, растениеводство,
деревообработка, шитье, вязание и другие, с учетом особенностей региона.
Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных
технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи
близким. Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на
свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Труд (технология)"
определяются индивидуально с учетом психофизических особенностей, сенсорных, двигательных и
речевых возможностей обучающихся.

Аннотация к рабочей программе «Коррекционно-развивающие занятия».
Программа составлена с учетом индивидуальных, психологических особенностей
обучающихся, а также с учетом развития познавательной активности. Коррекционно-развивающие
занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной
сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений
деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных
специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и
коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений,
которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных
способностей обучающихся, их творческого потенциала. Учитывая специфику индивидуального
психофизического развития и возможности конкретного обучающегося, образовательная
организация имеет возможность дополнить содержание коррекционной работы, отражая его в СИПР.
Адаптированная рабочая программа соответствует базисному учебному плану образовательного
учреждения, в 1 классе изучается по два часа в неделю, общий объем учебного времени составляет
68 часов.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
 Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое
воздействие на различные анализаторы.
 Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и
материалами.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей
действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от
качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий
мир. Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других
функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со
значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста. действия с
предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима
специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметнопрактической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических
манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с
различными предметами и материалами. Коррекционная работа в рамках курса тесно взаимосвязана
с обучением по предмету «Общение».
Принципы организации учебного процесса:
- Принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер
образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации,
светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к
уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
- Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса,
обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития»
с учетом особых образовательных потребностей;
- Принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования
обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах
обучения: от младшего до старшего школьного возраста; - Принцип целостности содержания
образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между
отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
- Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность
овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми
видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной
и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- Принцип переноса усвоенных знаний и умений, навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; Принцип сотрудничества с семьей;
- Принцип психолого-педагогического изучения ребенка с ограниченными возможностями
здоровья.
- Принцип учета онтогенетических закономерностей формирования психических функций и
закономерностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Принцип учета возрастных границ. Реализация этого принципа предполагает соответствие
содержания образовательной программы уровню фактического и возрастного развития ребенка с
ограниченными возможностями здоровья. В случае подготовки подобного рода программ для детей с
тяжелой и умеренной умственной отсталостью, сложным дефектом необходимо ориентироваться на
фактический возраст ребенка.

- Принцип интегрированного подхода к отбору содержания – предусматривает отбор разделов
и тематического содержания из примерных основных общеобразовательных программ,
разработанных для определенной категории детей с ограниченными возможностями здоровья.
Акцент следует делать на те разделы, которые в большей степени ориентированы на коррекцию и
компенсацию имеющегося нарушения, а также отвечают особым образовательным потребностям и
возможностям детей. Интеграция разделов и тем осуществляется путем установления внутренних
взаимосвязей содержательного характера.
- Принцип дозированности осваиваемых дидактических единиц – предполагает продуманную
регламентацию объема изучаемого материала по всем разделам программы для более рационального
использования времени его освоения и учета реальных возможностей ребенка с ограниченными
возможностями здоровья в его усвоении. Необходимость реализации этого принципа обусловлена
своеобразным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения материала. Например, в
более увеличенном объеме по сравнению с программами для детей с соответствующими
нарушениями может быть представлена тематика занятий по изобразительной деятельности,
конструированию, развитию речи и др.
- Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала. Реализация
данного принципа определяет системный подход в обучении и развитии обучающихся.
- Принцип соблюдения линейности и концентричности. Реализация этого принципа
заключается в необходимости расположения тем по каждому разделу в определенной
последовательности, учитывающей степень усложнения материала и постепенного увеличения его
объема, при этом каждая последующая часть программы является продолжением предыдущей
(линейность). При концентрическом построении индивидуальной программы осваиваемый материал
повторяется путем возвращения к пройденному вопросу, что дает возможность более прочного его
усвоения, расширения и закрепления определенных представлений и понятий.
- Принцип вариативности программного материала. Предусматривается возможность
видоизменения содержания разделов, их комбинирования, в отдельных случаях изменения
последовательности в изучении.
- Принцип системного подхода к проектированию АООП, СИПР. Этот принцип направлен на
реализацию основных содержательных линий развития ребенка с ограниченными возможностями
здоровья: социальное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, формирование
ведущих видов деятельности и др. При этом, если индивидуальная программа не носит комплексного
характера, а подготовлена, например, учителем-логопедом для определенного ребенка, в ее
содержании также должна иметь место системность в преодолении конкретных недостатков и в
общем развитии ребенка.
- Принцип комплексного подхода к проектированию АООП, СИПР предполагает
предоставление возможности реализации подобного рода программы всеми субъектами
коррекционно-педагогического процесса, в частности, учителями-дефектологами, учителямилогопедами, педагогамипсихологами, воспитателями, педагогами предметниками, родителями,
педагогами дополнительного образования и другими специалистами. Признавая преимущественное
право родителей на воспитание собственного ребенка, особую роль в реализации содержания
индивидуальной образовательной программы следует отвести родителям детей с ограниченными
возможностями здоровья. Это можно реализовать посредством включения в индивидуальную
образовательную программу раздела для родителей, в котором могут быть обозначены условия
воспитания ребенка в семье и соблюдение единства требований к ребенку со стороны педагогов и
родителей.

- Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и
реализации АООП, СИПР. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья
основополагающим становится формирование жизненных навыков, которые проявляются в
достижении умения реализовать определенные функции и действия. Жизненные навыки или иначе
навыки жизненной компетентности позволяют ребенку с отклонениями в развитии ежедневно
выполнять целый ряд функций, обеспечивающих его жизнедеятельность (самообслуживание,
передвижение, ориентировка в пространстве, коммуникация и др.). Необходим выбор таких
направлений и форм работы с ребенком, которые будут решающими для его социальной адаптации и
интеграции в общество.
- Принцип единства диагностики и коррекции. Проектированию программы, как отмечалось
выше, предшествует этап комплексного диагностического обследования, на основе которого
составляется первичное заключение об уровне развития ребенка, определяются цель и задачи работы
с ребенком. В то же время реализация программы требует систематического контроля динамических
изменений в развитии ребенка, его поведении, деятельности и в целом в уровне достижений того или
иного ребенка. Результаты диагностики позволяют своевременно вносить необходимые коррективы в
содержание программы для обеспечения ее оптимальной реализации в коррекционно-педагогической
работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Полученные данные о ребенке на
этапе его психолого-педагогического изучения и промежуточной диагностики, а также намеченные
коррекционно-развивающие мероприятия на тот или иной период обучения можно фиксировать в
индивидуальной карте его обучения и развития, которая отражает индивидуальный образовательный
маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении обучения. - Принцип
индивидуально-дифференцированного подхода при проектировании и реализации программы.
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода предполагает определение адекватных
индивидуальным особенностям и потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья
условий обучения, форм и методов обучения, а также реализацию индивидуального подхода в
выборе содержания, методов и приемов, планируемых результатов освоения основной
общеобразовательной программы



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.