Литературный практикум

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Сысертский городской округ
МАОУ СОШ № 9

Приложение к Основной
образовательной программе
среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 693039)
Факультативного курса
«Литературный практикум», 10-11 класс

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00FBF2251720B4B8650AEE037A490FF4F1
Владелец: Орехова Светлана Юрьевна
Действителен: с 14.05.2024 до 07.08.2025

с. Щелкун, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Факультативного курса «Литературный практикум», 10-11 класс для обучения на уровне среднего
общего образования составлена на основе требований к планируемым результатам обучения в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. №41317, с
изменениями и дополнениями от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613),
Федеральной основной образовательной программы среднего общего образования (в редакции
протокола №2/16-з от 28.06.2016 федерального учебно-методического объединения по общему
образованию), с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.
№ 637-р).
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
факультативного
курса
«Литературный
практикум»,
«Литературный практикум», способствует формированию духовного облика и нравственных
ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, приобщению их к нравственноэстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования в средней школе составляют чтение и
изучение выдающихся произведений отечественной литературы второй половины ХIХ – начала
ХХI века, расширение литературного контента, углубление восприятия и анализ художественных
произведений в историко-литературном и историко-культурном контекстах, интерпретация
произведений в соответствии с возрастными особенностями старшеклассников, их литературным
развитием, жизненным и читательским опытом.
Основные виды деятельности обучающихся указаны при изучении каждой монографической
или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ факультативного курса
Цели изучения факультативного курса «Литературный практикум» в средней школе состоят в
сформированности чувства причастности к отечественным культурным традициям, лежащим в
основе исторической преемственности поколений, и уважительного отношения к другим
культурам; в развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких этических
идеалов; осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры и
взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным
развитием личности. Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и
устойчивого интереса к чтению как средству приобщения к российскому литературному наследию
и сокровищам отечественной культуры и базируется на знании содержания произведений,
осмыслении поставленных в литературе проблем, формировании у обучающихся литературного
вкуса, развитии филологической культуры, ведущей к овладению комплексным филологическим
анализом художественного текста, осмыслению функциональной роли теоретико-литературных
понятий, пониманию коммуникативно-эстетических возможностей языка литературных
произведений, а также позволяет совершенствовать устную и письменную речь обучающихся на
примере лучших литературных образцов, создавать собственные письменные творческие работы и
устные доклады о прочитанных книгах, осуществлять целенаправленную подготовку к будущей
профессиональной деятельности, связанной с гуманитарной сферой. Достижение указанных целей
возможно при комплексном решении учебных и воспитательных задач, стоящих перед старшей
школой и сформулированных во ФГОС СОО.
Задачи, связанные с формированием чувства причастности к отечественным традициям и
осознанием исторической преемственности поколений, включением в языковое пространство
русской культуры, воспитанием ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части
культуры, состоят в систематическом приобщении старшеклассников к наследию отечественной и
зарубежной классики и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к
отечественной классической литературе как социокультурному и эстетическому феномену;

освоении в ходе её изучения духовного опыта человечества, этико-нравственных, философскомировоззренческих, социально-бытовых, культурных традиций и ценностей; воспитании личности,
способной к созидательной гуманитарной деятельности в современном мире и осознанию
культурной самоидентификации на основе изучения литературных произведений.
Задачи, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению как средству познания
отечественной и других культур, уважительного отношения к ним, приобщением к российскому
литературному наследию и через него – к традиционным ценностям и сокровищам отечественной и
мировой культуры, ориентированы на воспитание и развитие постоянной потребности
обучающихся в чтении художественных произведений в течение всей жизни; знание содержания и
осмысление ключевых проблем произведений русской, мировой классической и современной
литературы, в том числе литератур народов России; сознательное включение чтения в собственную
досуговую деятельность и умение планировать и корректировать свою программу чтения;
участвовать во внеурочных мероприятиях, содействующих повышению интереса к литературе,
чтению, образованию, книжной культуре, и вовлекать к этот процесс своих сверстников.
Задачи, связанные с воспитанием читательских качеств и овладением современными
читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов,
самостоятельного истолкования прочитанного, направлены на развитие умений комплексного
филологического анализа художественного текста и осмысление функциональной роли теоретиколитературных понятий, в том числе анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного целого с учётом историко-литературной обусловленности, культурного контекста
и связей с современностью на основе понимания и осмысленного использования в процессе анализа
и интерпретации произведений художественной литературы терминологического аппарата
современного литературоведения, а также элементов искусствоведения, театроведения,
киноведения.
Кроме того, эти задачи связаны с развитием понятия об историко-литературном процессе и
его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей разных
эпох, литературных направлениях, течениях, школах, об индивидуальном авторском стиле;
выявлением взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения,
а также образов, тем, идей, проблем, способствующих осмыслению художественной картины
жизни, созданной автором в литературном произведении, и авторской позиции; развитием
представления о специфике литературы как вида искусства, культуры читательского восприятия,
качеств квалифицированного читателя, обладающего образным и аналитическим мышлением,
эстетическим вкусом, интеллектуальными и творческими способностями, эмоциональной
отзывчивостью, а также умением сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и
сравнивать их с научными, критическими и художественными интерпретациями в других видах
искусств; развитием представлений об основных направлениях литературной критики, о
современных профессиональных подходах к анализу художественного текста в литературоведении;
развитием способности осуществлять поиск, отбор, анализ, структурирование и предъявление
информации с использованием различных ресурсов, включая работу с книгой в традиционных и
электронных библиотечных системах и медиапространстве; владением основами учебной
проектно-исследовательской деятельности историко- и теоретико-литературного характера, в том
числе создания медиапроектов; различными приёмами цитирования и творческой переработки
текстов.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей
языка, нацелены на развитие представлений о литературном произведении как явлении словесного
искусства и об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в литературных
текстах, на свободное владение разными способами информационной переработки текстов, на
умение анализировать, аргументированно оценивать и редактировать собственные и чужие
высказывания, использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы
современного литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в том числе
в Интернете.

На изучение факультативного курса «Литературный практикум» в 10–11 классах основного
среднего образования отводится 102 ч., в 10 классе – 34 часов (1 час в неделю), в 11 классе - 68 часов
(2 часов в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ
факультативного курса «Литературный практикум
10 КЛАСС

Литература второй половины XIX века

А. Н. Островский. Пьесы «Бесприданница», «Свои люди – сочтёмся» и др. (одно произведение
по выбору).
И. А. Гончаров. «Обыкновенная история», очерки из книги «Фрегат «Паллада» и др.
И. С. Тургенев. «Дворянское гнездо»
Ф. И. Тютчев. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Silentium!», «Не то, что
мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не
дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и всё былое...»), «Певучесть есть в морских
волнах…», «Природа – сфинкс. И тем она верней...», «Эти бедные селенья…», «О вещая душа
моя!..», «День и ночь» и др.
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Тройка», «Я не люблю
иронии твоей...», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и
Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»,
«Блажен незлобивый поэт…», «Памяти Добролюбова», «Пророк» и др.
А. А. Фет. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Одним толчком согнать
ладью живую…», «Ещё майская ночь», «Вечер», «Это утро, радость эта…», «Шёпот, робкое
дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Я тебе ничего не скажу…», «Заря
прощается с землёю...», «На заре ты её не буди…», «Как беден наш язык! Хочу и не могу…», «На
стоге сена ночью южной…» и др.
А. К. Толстой. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Средь шумного бала,
случайно…», «Колокольчики мои…», «Меня, во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но
только гость случайный…» и др.
Н. Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» (главы по выбору).
Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». «Идиот».
Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».
Н. С. Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда».
А. П. Чехов. Рассказы «Попрыгунья», «Душечка», «Дом с мезонином» и др. Пьесы «Чайка»,
«Дядя Ваня», «Три сестры» (одно произведение по выбору).
11 КЛАСС
Литература конца XIX – начала ХХ века
А. И. Куприн. Рассказы и повести (два произведения по выбору). Например, «Гранатовый
браслет», «Поединок» и др.
Л. Н. Андреев. Рассказы и повести (два произведения по выбору). Например, «Иуда
Искариот», «Большой шлем», «Рассказ о семи повешенных» и др.
Стихотворения поэтов Серебряного века (не менее трёх стихотворений двух поэтов по выбору).
Например, стихотворения И. Ф. Анненского, К. Д. Бальмонта, А. Белого, В. Я. Брюсова, М. А.
Волошина, И. Северянина, В. С. Соловьева, Ф. К. Сологуба, В. В. Хлебникова и др.
Литература ХХ века
И. А. Бунин. Стихотворения (не менее двух по выбору). Например, «Аленушка», «Вечер»,
«Дурман», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» и
др. Рассказы (три по выбору). Книга очерков «Окаянные дни» (фрагменты).
А. А. Блок. Стихотворения Поэма «Двенадцать».

Н. С. Гумилёв. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Жираф»,
«Заблудившийся трамвай», «Капитаны», «Пятистопные ямбы», «Слово», «Шестое чувство»,
«Андрей Рублев» и др.
В. В. Маяковский. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «А вы могли бы?»,
«Нате!», «Послушайте!», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Письмо Татьяне
Яковлевой», «Скрипка и немножко нервно», «Дешёвая распродажа», «Левый марш», «Сергею
Есенину», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» и др.Поэмы «Облако в штанах», «Во весь голос.
Первое вступление в поэму».
С. А. Есенин. Поэма «Чёрный человек».
О. Э. Мандельштам. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Бессонница.
Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Ленинград», «Мы живём, под
собою не чуя страны…», «Notre Dame», «Айя-София», «Невыразимая печаль…», «Золотистого мёда
струя из бутылки текла…», «Я не слыхал рассказов Оссиана…», «Нет, никогда ничей я не был
современник…», «Я к губам подношу эту зелень…» и др.
М. И. Цветаева. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Моим стихам,
написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Идёшь, на меня
похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в
красном переплёте», «Бабушке», «Стихи к Блоку» («Имя твоё – птица в руке…»), «Генералам
двенадцатого года», «Уж сколько их упало в эту бездну…», «Расстояние: вёрсты, мили…»,
«Красною кистью…», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве») и др.
Очерк «Мой Пушкин».
А. А. Ахматова. Поэма «Реквием».
Е. И. Замятин. Роман «Мы».
М. А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон».
В. В. Набоков. Рассказы, повести, романы (одно произведение по выбору). Например,
«Облако, озеро, башня», «Весна в Фиальте», «Машенька», «Защита Лужина», «Дар» и др.
М. А. Булгаков. Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (один роман по выбору).
Рассказы, повести, пьесы (одно произведение по выбору). Например, рассказы из книги «Записки
юного врача», «Записки на манжетах», «Дни Турбиных», «Бег» и др.
А. П. Платонов. Рассказы и повести (два произведения по выбору). Например, «В прекрасном
и яростном мире», «Котлован», «Возвращение», «Река Потудань», «Сокровенный человек» и др.
А. Т. Твардовский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Вся суть в одномединственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Дробится
рваный цоколь монумента...», «О сущем», «В тот день, когда окончилась война…», «Памяти
Гагарина» и др. Поэма «По праву памяти».
Проза о Великой Отечественной войне (по одному произведению не менее чем трёх писателей
по выбору). Например, В. П. Астафьев «Пастух и пастушка», «Звездопад»; Ю.В. Бондарев «Горячий
снег»; В. В. Быков «Обелиск», «Сотников», «Альпийская баллада»; Б. Л. Васильев «А зори здесь
тихие», «В списках не значился», «Завтра была война», «Летят мои кони»; К. Д. Воробьёв «Убиты
под Москвой», «Это мы, Господи!»; В. Л. Кондратьев «Сашка»; В. П. Некрасов «В окопах
Сталинграда»; Е. И. Носов «Красное вино победы», «Шопен, соната номер два»; С.С. Смирнов
«Брестская крепость» и др.
Поэзия о Великой Отечественной войне. Стихотворения (по одному стихотворению не менее
чем трёх поэтов по выбору).
Б. Л. Пастернак. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Февраль. Достать
чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти…», «Снег идет», «Любить
иных – тяжелый крест...», «Быть знаменитым некрасиво…», «Ночь», «Гамлет», «Зимняя ночь»,
«Единственные дни», «О, знал бы я, что так бывает…», «Никого не будет в доме...», «Август» и др.
Роман «Доктор Живаго» (избранные главы).
А. В. Вампилов. Пьесы (не менее одной по выбору). Например, «Старший сын», «Утиная
охота» и др.
А. И. Солженицын. произведения из цикла «Крохотки» (не менее двух).

В. М. Шукшин. Рассказы и повести (не менее четырёх произведений по выбору). Например,
«Мастер», «Крепкий мужик», «Сапожки», «Забуксовал», «Дядя Ермолай», «Шире шаг, маэстро!»,
«Калина красная» и др.
В. Г. Распутин. Рассказы и повести (не менее одного произведения по выбору). Например,
«Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Женский разговор» и др.
Н. М. Рубцов. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Звезда полей», «Тихая
моя родина!..», «В горнице моей светло…», «Привет, Россия…», «Русский огонёк», «Я буду скакать
по холмам задремавшей отчизны», «Родная деревня», «В осеннем лесу», «В минуты музыки
печальной…», «Видения на холме», «Ночь на родине», «Утро» и др.
И. А. Бродский. Стихотворения о любви .
В. С. Высоцкий. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Песня о Земле», «Он
не вернулся из боя», «Мы вращаем Землю», «Я не люблю», «Братские могилы», «Песня о друге»,
«Лирическая»,
«Охота
на
волков»,
«Песня
о
звёздах»
и
др.
Проза второй половины XX – начала XXI века. Рассказы, повести, романы (по одному
произведению не менее четырёх прозаиков по выбору). Например, Ф. А. Абрамов «Братья и сёстры»
(фрагменты из романа); повесть «Пелагея» и др.); Ч. Т. Айтматов (повести «Пегий пёс, бегущий
краем моря», «Белый пароход» и др.); В. П. Астафьев (повествование в рассказах «Царь-рыба» и
др.); В. И. Белов (рассказы «На родине», «За тремя волоками», «Бобришный угор» и др.); А. Г. Битов
(цикл рассказов «Аптекарский остров», повесть «Жизнь в ветреную погоду» и др.); А. Н. Варламов
(повести «Гора», «Рождение» и др.); Г. Н. Владимов (повесть «Верный Руслан»); В. С. Гроссман
(роман «Жизнь и судьба» (фрагменты); С. Д. Довлатов (повесть «Заповедник» и др.); Ф. А. Искандер
(роман в рассказах «Сандро из Чегема» (фрагменты), философская сказка «Кролики и удавы» и др.);
Ю. П. Казаков (рассказы «Северный дневник», «Поморка», «Во сне ты горько плакал» и др.); В. С.
Маканин (рассказ «Кавказский пленный»); В. О. Пелевин (повесть «Омон Ра», роман «Жизнь
насекомых» и др.); Захар Прилепин (рассказ «Белый квадрат» и другие); В. А. Солоухин (повесть
«Капля росы», произведения из цикла «Камешки на ладони»); А. Н. и Б. Н. Стругацкие (повести
«Пикник на обочине», «Понедельник начинается в субботу и др.); В. Ф. Тендряков (повесть «Ночь
после выпуска», рассказы «Хлеб для собаки», «Пара гнедых» и др.); Ю. В. Трифонов (повести
«Отблеск костра», «Обмен», «Другая жизнь», «Дом на набережной» и др.); В. Т. Шаламов
(«Колымские рассказы», например, «Одиночный замер», «Инжектор», «За письмом», «На
представку») и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
факультативного курса «Литературный практикум»
Личностные результаты
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности
Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и
духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону
и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися содержания рабочей программы по
литературе для среднего общего образования должны отражать готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой
ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным
ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:































1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена
российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических,
семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными ситуациями, изображёнными в
литературных произведениях;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного литературного
образования, в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детскоюношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в контексте изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию,
памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению в литературе, а также
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде, отражённым в
художественных произведениях;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его
судьбу, в том числе воспитанные на примерах из литературы;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном произведении, и
принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности,
характеризуя поведение и поступки персонажей художественной литературы;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни, в соответствии с традициями народов России, в том числе с опорой на
литературные произведения;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе литературы;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и устного народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой
личности, в том числе при выполнении творческих работ по литературе;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему
здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;































активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью, в том числе с адекватной оценкой поведения и поступков литературных
героев;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбия, в том числе при чтении
произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства с профессиональной
деятельностью героев отдельных литературных произведений;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность в процессе
литературного образования;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный
выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в том числе
ориентируясь на поступки литературных героев;
готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской
деятельности на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем, представленных в художественной литературе;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого
развития человечества, с учётом осмысления опыта литературных героев;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе показанных в
литературных произведениях; умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе представленной в
произведениях русской, зарубежной литературы и литератур народов России;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми
и познания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные
произведения;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе, в том числе на литературные темы.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы
среднего общего образования, в том числе школьного литературного образования, у обучающихся
совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть
направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё
поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть
открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный читательский опыт.
Метапредметные результаты






























Метапредметные результаты освоения рабочей программы должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в художественном
произведении, рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев,
художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных
фактов;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при изучении
литературных произведений, направлений, фактов историко-литературного процесса;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по литературе;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с опорой на собственный
читательский опыт;
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе литературного
материала, навыками разрешения проблем с опорой на художественные произведения; обладать
способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
обладать видами деятельности для получения нового знания по литературе, его интерпретации,
преобразования и применения в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных
и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами современного литературоведения;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях с учётом собственного читательского опыта;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении литературных
явлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе читательский;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную
среду;
уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения литературных
произведений, в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи,
допускающие альтернативные решения;
3) работа с информацией:
владеть навыками получения литературной и другой информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по литературе;
создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат, аннотация и
др.) с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;































оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации, информационной
безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке литературы и во
внеурочной деятельности по предмету;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на примеры из литературных
произведений;
владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках
литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою точку зрения
с использованием языковых средств;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и во
внеурочной деятельности по литературе;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей
каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их
достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать
результаты совместной работы на уроках литературы и во внеурочной деятельности по предмету;
оценивать
качество
своего
вклада
и
каждого
участника
команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество
и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая изучение
литературных произведений, и в жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении литературы с учётом имеющихся
ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, в том числе изображённым в художественной литературе;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на читательский
опыт;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в том
числе в вопросах литературы, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям;










владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных произведений;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
3) принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе в
процессе чтения художественной литературы и обсуждения литературных героев и проблем,
поставленных в художественных произведениях;
признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях на литературные темы;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по литературе.
Предметные результаты (10–11 классы)
1) осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности
поколений; включение в культурно-языковое пространство русской и мировой культуры,
сформированность ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры;
2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности;
3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и
других культур; приобщение к отечественному литературному наследию и через него – к
традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры;
4) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и
нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской классической и современной
литературы;
5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь
литературных произведений с современностью;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи,
проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и
письменных высказываниях; участвовать в дискуссии на литературные темы;
7) осознание художественной картины жизни, созданной автором в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных особенностей
обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов в каждом
классе;
9) владение умениями анализа и интерпретации художественного произведения в единстве
формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов и наличия в нём
подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к
изученным в основной школе);
10) владение комплексным филологическим анализом художественного текста; осмысление
функциональной роли теоретико-литературных понятий, в том числе:
конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция и
новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время и пространство; миф и
литература; историзм, народность; поэтика; историко-литературный процесс; литературные
направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм),
постмодернизм; авангард; литературный манифест; литературные жанры; трагическое и комическое;
психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи;
внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; интертекст, гипертекст; системы
стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая), дольник, верлибр; «вечные темы»
и «вечные образы» в литературе; беллетристика, массовая литература, сетевая литература;
литературная критика;

11) понимание и осмысленное использование терминологического аппарата современного
литературоведения, а также элементов искусствоведения, театроведения, киноведения в процессе
анализа и интерпретации произведений художественной литературы и литературной критики;
12) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с
художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино,
музыка и др.);
13) сформированность представлений о литературном произведении как явлении словесного
искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и об изобразительновыразительных возможностях русского языка в произведениях художественной литературы и
умение применять их в речевой практике;
14) сформированность представлений о стилях художественной литературы разных эпох,
литературных направлениях, течениях, школах, об индивидуальном авторском стиле;
15) владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания
литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и
письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов,
тезисов, конспектов, рефератов, сочинений различных жанров (объём сочинения – не менее 250
слов); владение умением редактировать и совершенствовать собственные письменные
высказывания с учётом норм русского литературного языка;
16) владение умениями учебной научно-исследовательской и проектной деятельности
историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов; различными
приёмами цитирования и редактирования текстов;
17) сформированность представлений об основных направлениях литературной критики, о
современных подходах к анализу художественного текста в литературоведении; умение создавать
собственные литературно-критические произведения на основе прочитанных художественных
текстов;
18) умение работать с разными информационными источниками, в том числе в
медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных
систем.
Предметные результаты по классам:
10 КЛАСС
1) Осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности
поколений на основе установления связей литературы с фактами социальной жизни,
идеологическими течениями и особенностями культурного развития страны в конкретную
историческую эпоху (вторая половина XIX века);
2) осознание взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности в контексте осмысления произведений русской и зарубежной
литературной классики и собственного интеллектуально-нравственного роста;
3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и
других культур, уважительного отношения к ним; осознанное умение внимательно читать, понимать
и самостоятельно интерпретировать художественные, публицистические и литературно-критические
тексты;
4) знание содержания и понимание ключевых проблем произведений русской и зарубежной
классической литературы, а также литератур народов России (вторая половина XIX века), их
историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и
мировой литературы;
5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь
литературных произведений второй половины XIX века со временем написания, с современностью
и традицией; умение раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание
литературных произведений;

6) способность выявлять в произведениях художественной литературы второй половины XIX
века образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях; участвовать в дискуссии на
литературные темы; устойчивые навыки устной и письменной речи в процессе чтения и обсуждения
лучших образцов отечественной литературы;
7) осмысление художественной картины жизни, созданной автором в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания; умение эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное отношение к
нему, передавать собственные читательские впечатления и аргументировать своё мнение;
8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных особенностей
обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов;
9) овладение умениями анализа и интерпретации художественного произведения в единстве
формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов и наличия в нём
подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к
изученным в основной школе);
10) владение комплексным филологическим анализом художественного текста; осмысление
функциональной роли теоретико-литературных понятий, в том числе:
конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция
и новаторство; авторский замысел и его воплощение; миф и литература; историзм, народность;
художественное время и пространство; поэтика; историко-литературный процесс; литературные
направления и течения: романтизм, реализм; литературные жанры; трагическое и комическое;
психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи;
внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; интертекст, гипертекст; системы
стихосложения (тоническая, силлабическая, силлаботоническая); «вечные темы» и «вечные
образы» в литературе; литературная критика;
11) понимание и осмысленное использование терминологического аппарата современного
литературоведения, а также элементов искусствоведения, театроведения, киноведения в процессе
анализа и интерпретации произведений художественной литературы и других видов искусств;
12) умение сопоставлять произведения русской литературы и сравнивать их с
художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино,
музыка и др.);
13) сформированность представлений о литературном произведении как явлении словесного
искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и об изобразительновыразительных возможностях русского языка в произведениях художественной литературы и
умение применять их в речевой практике; владение умением анализировать единицы различных
языковых уровней и выявлять их смыслообразующую роль в произведении;
14) сформированность представлений о стилях художественной литературы разных эпох, об
индивидуальном авторском стиле;
15) владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания
литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного, ведение диалога о
прочитанном в русле обсуждаемой проблематики; информационной переработки текстов в виде
аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений различных жанров (не
менее 250 слов); владение умением редактировать и совершенствовать собственные письменные
высказывания с учётом норм русского литературного языка;
16) владение умениями учебной научно-исследовательской и проектной деятельности
историко- и теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов; различными
приёмами цитирования и редактирования текстов;
17) сформированность представлений об основных направлениях литературной критики, о
современных подходах к анализу художественного текста в литературоведении; умение создавать
собственные литературно-критические произведения на основе прочитанных художественных
текстов;

18) умение работать с разными информационными источниками, в том числе в
медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных
систем.
11 КЛАСС
1) Осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности
поколений на основе установления связей литературы с фактами социальной жизни,
идеологическими течениями и особенностями культурного развития страны в конкретную
историческую эпоху (конец XIX –начало XXI века); включение в культурно-языковое пространство
русской и мировой культуры через умение соотносить художественную литературу с фактами
общественной жизни и культуры, раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии
общества; воспитание ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры;
2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности в контексте осмысления произведений русской, зарубежной
литературы и литератур народов России, и самооценка собственного интеллектуальнонравственного уровня;
3) приобщение к российскому литературному наследию и через него – к традиционным
ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры; понимание роли и места русской
литературы в мировом культурном процессе;
4) знание содержания и понимание ключевых проблем произведений русской, зарубежной
классической и современной литературы, литератур народов России (конец XIX–начало XXI века),
их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и
мировой литературы;
5) сформированность умений самостоятельно определять и учитывать историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять
связь литературных произведений конца XIX–начала XXI века со временем написания, с
современностью и традицией; выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;
6) способность самостоятельно выявлять в произведениях художественной литературы
образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных
устных и письменных высказываниях, участие в дискуссии на литературные темы; свободное
владение устной и письменной речью в процессе чтения и обсуждения лучших образцов
отечественной и зарубежной литературы;
7) самостоятельное осмысление художественной картины жизни, созданной автором в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания; умение эмоционально откликаться на прочитанное, выражать
личное отношение к нему, передавать собственные читательские впечатления и аргументировать
своё мнение;
8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных особенностей
обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов;
9) овладение умениями самостоятельного анализа и интерпретации художественного
произведения в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём
смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и
понятий (в дополнение к изученным в основной школе);
10) владение комплексным филологическим анализом художественного текста; осмысление
функциональной роли теоретико-литературных понятий, в том числе:
конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция
и новаторство; авторский замысел и его воплощение; миф и литература; историзм, народность;
художественное время и пространство; поэтика; историко-литературный процесс; литературные
направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм),
постмодернизм; авангард; литературный манифест; литературные жанры; трагическое и
комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и
фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы

стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая), дольник, верлибр; «вечные
темы» и «вечные образы» в литературе; беллетристика, массовая литература, сетевая литература;
литературная критика;
11) понимание и осмысленное использование терминологического аппарата современного
литературоведения, а также элементов искусствоведения, театроведения, киноведения в процессе
анализа и интерпретации произведений художественной литературы и литературной критики;
12) умение самостоятельно сопоставлять произведения русской литературы и сравнивать их с
художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино,
музыка и др.);
13) сформированность представлений о литературном произведении как явлении словесного
искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и об изобразительновыразительных возможностях русского языка в произведениях художественной литературы;
умение применять их в речевой практике; умение анализировать языковые явления и факты,
допускающие неоднозначную интерпретацию, и выявлять их смыслообразующую роль;
14) сформированность представлений о стилях художественной литературы разных эпох,
литературных направлениях, течениях, школах, об индивидуальном авторском стиле;
15) владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания
литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного, информационной
переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также
сочинений различных жанров (не менее 250 слов); владение умением редактировать и
совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм русского литературного
языка;
16) владение умениями учебной проектно-исследовательской деятельности историко- и
теоретико-литературного характера, в том числе создания медиапроектов; различными приёмами
цитирования и редактирования собственных и чужих текстов;
17) сформированность представлений об основных направлениях литературной критики, о
современных подходах к анализу художественного текста в литературоведении; умение создавать
собственные литературно-критические произведения на основе прочитанных художественных
текстов;
18) умение самостоятельно работать с разными информационными источниками, в том числе
в медиапространстве (поиск, анализ, отбор, структурирование, презентация информации),
оптимально использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
№ Наименование разделов и тем программы
п/п

Раздел 1. Литература второй половины XIX века
1.1 А. Н. Островский. Пьесы «Бесприданница», «Свои люди — сочтёмся»
1.2 И. А. Гончаров. Роман «Обломов». Романы и очерки (одно произведение по выбору).
Например, «Обыкновенная история», очерки из книги «Фрегат ”Паллада“»
1.3 И. С. Тургенев. Роман «Дворянское гнездо»
1.4 Ф. И. Тютчев. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Silentium!», «Не
то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы
любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое...»),
«Певучесть есть в морских волнах…», «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Эти
бедные селенья…», «О вещая душа моя!..», «День и ночь» и др.
1.5 А. А. Фет. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Одним толчком
согнать ладью живую…», «Ещё майская ночь», «Вечер», «Это утро, радость эта…»,
«Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Я тебе
ничего не скажу…», «Заря прощается с землёю...», «На заре ты её не буди…», «Как
беден наш язык! Хочу и не могу…», «На стоге сена ночью южной…» и др.
1.6 А. К. Толстой. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Средь шумного
бала, случайно…», «Колокольчики мои…», «Меня, во мраке и в пыли…», «Двух
станов не боец, но только гость случайный…» и др.
1.7 Н. Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» (главы по выбору).
1.8 Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». «Идиот».
1.9

Л.Н.Толстой «Война и мир»

1.10 Н. С. Лесков. Рассказы и повести «Леди Макбет Мценского уезда» и др.

Количество часов
Электронные
Всего Контрольные Практические (цифровые)
образовательные
работы
работы
ресурсы
4
3
4
2

3

2

2
7
2
1

№ Наименование разделов и тем программы
п/п

Количество часов
Электронные
Всего Контрольные Практические (цифровые)
образовательные
работы
работы
ресурсы
1.11 А. П. Чехов. Рассказы (не менее пяти по выбору). Например, «Студент», «Дама с 4
собачкой», «Попрыгунья», «Душечка», «Дом с мезонином» и др. Пьесы «Чайка»,
«Дядя Ваня», «Три сестры» (одно произведение по выбору)
Итого по разделу
34
Резервные уроки
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
35
0
0

11 КЛАСС
№ Наименование разделов и тем программы
п/п

Раздел 1. Литература конца XIX — начала ХХ века
1.1 Русская литература ХIХ века. Повторение.
1.2 А. И. Куприн. Рассказы и повести (два произведения по выбору). Например,
«Гранатовый браслет», «Поединок» и др.
1.3 Л. Н. Андреев. Рассказы и повести (два произведения по выбору). Например, «Иуда
Искариот», «Большой шлем», «Рассказ о семи повешенных» и др.
1.4 Стихотворения поэтов Серебряного века (не менее трёх стихотворений двух поэтов по
выбору). Например, стихотворения И. Ф. Анненского, К. Д. Бальмонта, А. Белого, В.
Я. Брюсова, М. А. Волошина, И. Северянина, В. С. Соловьёва, Ф. К. Сологуба, В. В.
Хлебникова и др.
Итого по разделу
Раздел 2. Литература ХХ века

Количество часов
Электронные
Всего Контрольные Практические (цифровые)
образовательные
работы
работы
ресурсы
2
5
3
4

14

№ Наименование разделов и тем программы
п/п

Количество часов
Электронные
Всего Контрольные Практические (цифровые)
образовательные
работы
работы
ресурсы
2.1 И. А. Бунин. Стихотворения (не менее двух по выбору). Например, «Алёнушка», 6
«Вечер», «Дурман», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «У птицы есть гнездо,
у зверя есть нора…» и др. Рассказы (три по выбору). Например, «Антоновские
яблоки», «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи»,
«Лёгкое дыхание», «Солнечный удар» и др. Книга очерков «Окаянные дни»
(фрагменты)
2.2 А. А. Блок. Поэма «Двенадцать»
2
2.3 Н. С. Гумилёв. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Жираф», 3
«Заблудившийся трамвай», «Капитаны», «Пятистопные ямбы», «Слово», «Шестое
чувство», «Андрей Рублёв» и др.
2.4 В. В. Маяковский. Поэмы «Облако в штанах», «Во весь голос. Первое вступление в 2
поэму»
2.5 С. А. Есенин. Поэма «Чёрный человек»
3
2.6 М. И. Цветаева. Стихотворения (не менее пяти по выбору). «Кто создан из камня, кто 3
создан из глины…», «Идёшь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не
мной…», «Тоска по родине! Давно…», «Генералам двенадцатого года», «Уж сколько
их упало в эту бездну…», «Расстояние: вёрсты, мили…», «Семь холмов — как семь
колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве») и др. Очерк «Мой Пушкин»
2.7 А. А. Ахматова. Поэма «Реквием»
1
2.8 Е. И. Замятин. Роман «Мы»
3
2.9 В. В. Набоков. Рассказы, повести, романы (одно произведение по выбору). Например, 2
«Облако, озеро, башня», «Весна в Фиальте», «Машенька», «Защита Лужина», «Дар» и
др.
2.10 М. А. Булгаков. Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (один роман по 3
выбору). Рассказы, повести, пьесы (одно произведение по выбору). Например,

№ Наименование разделов и тем программы
п/п

2.11

2.12

2.13

2.14

2.15

рассказы из книги «Записки юного врача», «Записки на манжетах», «Дни Турбиных»,
«Бег» и др.
А. П. Платонов. Рассказы и повести (два произведения по выбору). Например, «В
прекрасном и яростном мире», «Котлован», «Возвращение», «Река Потудань»,
«Сокровенный человек» и др.
А. Т. Твардовский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Вся суть в
одномединственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли
гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...»,
«О сущем», «В тот день, когда окончилась война…», «Я убит подо Ржевом», «Памяти
Гагарина» и др. Поэма «По праву памяти»
Проза о Великой Отечественной войне (по одному произведению не менее чем трёх
писателей по выбору). Например, В. П. Астафьев. «Пастух и пастушка», «Звездопад»;
Ю. В. Бондарев.«Горячий снег»; В. В. Быков.«Обелиск», «Сотников», «Альпийская
баллада»; Б. Л. Васильев. «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была
война», «Летят мои кони»; К. Д. Воробьёв. «Убиты под Москвой», «Это мы,
Господи!»; В. Л. Кондратьев. «Сашка»; В. П. Некрасов. «В окопах Сталинграда»; Е. И.
Носов. «Красное вино победы», «Шопен, соната номер два», С.С. Смирнов «Брестская
крепость» и др.
Поэзия о Великой Отечественной войне. Стихотворения (по одному стихотворению не
менее чем трёх поэтов по выбору). Например, Ю. В. Друниной, М. В. Исаковского, Ю.
Д.Левитанского, С. С. Орлова, Д. С. Самойлова, К. М. Симонова, Б. А. Слуцкого и др.
Б. Л. Пастернак. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Февраль.
Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти…»,
«Снег идёт», «Любить иных — тяжёлый крест...», «Быть знаменитым некрасиво…»,
«Ночь», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Единственные дни», «О, знал бы я, что так
бывает…», «Никого не будет в доме...», «Август» и др. Роман «Доктор Живаго»
(избранные главы)

Количество часов
Электронные
Всего Контрольные Практические (цифровые)
образовательные
работы
работы
ресурсы

3

3

2

1

3

№ Наименование разделов и тем программы
п/п

Количество часов
Электронные
Всего Контрольные Практические (цифровые)
образовательные
работы
работы
ресурсы
2.16 А. В. Вампилов. Пьесы (не менее одной по выбору). Например, «Старший сын», 3
«Утиная охота» и др.
2.17 А. И. Солженицын. произведения из цикла «Крохотки» (не менее двух)
1
2.18 В. М. Шукшин. Рассказы и повести (не менее четырёх произведений по выбору).
Например, «Обида», «Мастер», «Крепкий мужик», «Сапожки», «Забуксовал», «Дядя
Ермолай», «Шире шаг, маэстро!», «Калина красная» и др.
2.19 Н. М. Рубцов. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Привет,
Россия…», «Родная деревня», «В осеннем лесу», «В минуты музыки печальной…»,
«Видения на холме», «Ночь на родине», «Утро» и др.
2.20 И. А. Бродский. Стихотворения «Любовь», «Холмы», «Я был только тем»,
«Натюрморт», «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря…», «Прощайте,
мадемуазель Вероника» и др.
2.21 В. С. Высоцкий. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Песня о
Земле», «Он не вернулся из боя», «Мы вращаем Землю», «Я не люблю», «Братские
могилы», «Песня о друге», «Лирическая», «Охота на волков», «Песня о звёздах» и др.
Итого по разделу
Раздел 3. Проза второй половины XX — начала XXI века
3.1 Проза второй половины XX — начала XXI века. Рассказы, повести, романы (по одному
произведению не менее чем четырёх прозаиков по выбору).Например, Ф. А. Абрамов
(«Братья и сёстры» (фрагменты из романа), повесть «Пелагея» и др.), Ч. Т. Айтматов
(повести «Пегий пёс, бегущий краем моря», «Белый пароход» и др.), В. П. Астафьев
(повествование в рассказах «Царь-рыба» и др.), В. И. Белов (рассказы «На родине»,
«За тремя волоками», «Бобришный угор» и др.), А. Г. Битов (цикл рассказов
«Аптекарский остров», повесть «Жизнь в ветреную погоду» и др.), А. Н. Варламов
(повести «Гора», «Рождение» и др.), Г. Н. Владимов («Верный Руслан»), В. С.

2

1

1

3

51
3

№ Наименование разделов и тем программы
п/п

Количество часов
Электронные
Всего Контрольные Практические (цифровые)
образовательные
работы
работы
ресурсы

Гроссман (роман «Жизнь и судьба» (фрагменты), С. Д. Довлатов (повесть
«Заповедник» и др.), Ф. А. Искандер (роман в рассказах «Сандро из Чегема»
(фрагменты), философская сказка «Кролики и удавы» и др.), Ю. П. Казаков (рассказы
«Северный дневник», «Поморка», «Во сне ты горько плакал» и др.), В. С. Маканин
(рассказ «Кавказский пленный»), В. О. Пелевин (повесть «Омон Ра», роман «Жизнь
насекомых» и др.), Захар Прилепин (рассказ «Белый квадрат», и др.), В. А. Солоухин
(повесть «Капля росы», произведения из цикла «Камешки на ладони»), А.Н. и Б. Н.
Стругацкие (повести «Пикник на обочине», «Понедельник начинается в субботу и др.),
В. Ф. Тендряков (повесть «Ночь после выпуска», рассказы «Хлеб для собаки», «Пара
гнедых» и др.), Ю. В. Трифонов (повести «Отблеск костра», «Обмен», «Другая жизнь»,
«Дом на набережной» и др.), В. Т. Шаламов («Колымские рассказы», например,
«Одиночный замер», «Инжектор», «За письмом», «На представку», «Посылка» и др.)
и др.
Итого по разделу
3
Развитие речи
Уроки внеклассного чтения
Итоговые контрольные работы
Резервные уроки
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ Тема урока
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Количество часов
Дата
Всего Контрольные Практические изучения
работы
работы
Тематика и проблематика пьесы А.Н.Островского "Бесприданница" или "Свои люди - 1
сочтемся"
Главные герои пьесы "Бесприданница" или "Свои люди - сочтемся"
1
Драматическое новаторство А.Н.Островского
1
Пьесы А.Н. Островского на сцене современного театра
1
Проблематика романа И.А.Гончарова "Обыкновенная история"
1
Система образов в романе "Обыкновенная история"
1
Документальное и художественное в очерках из книги "Фрегат "Паллада"
1
Идейно-художественное содержание романа И.С.Тургенева "Дворянское гнездо"
1
Система образов романа "Дворянское гнзедо". "Тургеневская девушка"
1
Смысл названия романа "Дворянское гнездо"
1
Поэтика романов И.С. Тургенева, своеобразие жанра
1
Тема Родины в поэзии Ф.И. Тютчева
1
Художественное своеобразие поэзии Тютчева
1
“Вечные” темы в лирике А.А. Фета
1
Философская проблематика лирики А. А.Фета
1
Особенности поэтического языка А. А.Фета
1
Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого
1
Взгляд на русскую историю в произведениях А.К. Толстого
1
История создания романа "Что делать?". Эстетическая теория Н.Г.Чернышевского
1
Идеологические, этические и эстетические проблемы в романе "Что делать?"
1
Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»
1

№ Тема урока
п/п

Количество часов
Дата
Всего Контрольные Практические изучения
работы
работы
22 Роль внутренних монологов и снов героев романа «Преступление и наказание»
1
23 Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция в романе «Преступление и 1
наказание»
24 Роль эпилога. Смысл названия романа «Преступление и наказание»
1
25 Проблематика романа "Идиот"
1
26 Проблема нравственного выбора в романе "Идиот"
1
27 Художественные открытия Ф.М. Достоевского
1
28 Русский солдат в изображении Толстого Проблема национального характера в романе «Война 1
и мир». Образы Тушина и Тимохина
29 Москва и Петербург в романе «Война и мир»
1
30 Загадка женской души. Символичность названия «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова 1
31 Тема любви в чеховской прозе: рассказы «Дама с собачкой», «Душечка»
1
32 Проблема цели и смысла жизни в чеховских пьесах «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» - по 1
выбору
33 Своеобразие героев в драматургии А.П. Чехова «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» - по 1
выбору
34 Резервный урок. Повторение. Сквозные образы и мотивы в литературе второй половины XIX 1
века
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34

11 КЛАСС

№ Тема урока
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Количество часов
Дата
Всег Контрольные Практические изучения
о
работы
работы
Русская литература ХIХ века. Классицизм.Сетиментализм.Романтизм.Повторение.
1
Русская литература ХIХ века. Развитие реализма. Повторение.
1
Резервный урок. Литературный процесс и социально-политические особенности эпохи, 1
культура, научно-технический прогресс
Основные этапы жизни и творчества А.И.Куприна. Повесть «Поединок». Сюжет, проблематика 1
произведения
Повесть «Поединок». «Человековедение» А. И. Куприна. Художественное мастерство писателя. 1
Произведения А. И. Куприна о любви. Сюжет, нравственно-философский смысл произведения 1
"Гранатовый браслет",
Система персонажей произведения "Гранатовый браслет". Роль деталей в психологической 1
обрисовке характеров и ситуаций
Основные этапы жизни и творчества Л.Н.Андреева.
1
Тема рока в произведениях Л. Н. Андреева. Сюжет, проблематика рассказа. Трагическое 1
мироощущение автора
Христианские образы и мотивы в произведениях Андреева. Своеобразие стиля, 1
выразительность и экспрессивность художественной детали
Серебряный век русской литературы. Эстетические программы модернистских объединений. 1
Символизм. Стихотворения поэтов-символистов
Акмеизм. Основные темы и мотивы лирики поэтов-акмеистов. Художественные особенности 1
крестьянских поэтов
Футуризм. Основные темы и мотивы, композиция и язык произведений поэтов-футуристов
1
Развитие речи. Анализ лирического произведения поэтов Серебряного века (по выбору)
1
Основные этапы жизни и творчества И.А.Бунина. Философская и психологическая 1
насыщенность лирики
Тема любви в произведениях И.А.Бунина.
1

№ Тема урока
п/п
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Количество часов
Дата
Всег Контрольные Практические изучения
о
работы
работы
Социально-философская проблематика рассказов И.А.Бунина
1
Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний в произведениях И.А.Бунина
1
Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной 1
манеры И.А. Бунина
Книга очерков «Окаянные дни» (фрагменты) как вершина публицистики И. А. Бунина
1
Особенности образного языка А.А.Блока
1
Художественное своеобразие языка поэмы «Двенадцать»
1
Основные этапы жизни и творчества Н.С.Гумилева. Герой-маска в ранней поэзии Н.С.Гумилева 1
«Экзотический колорит» лирического эпоса Н. С. Гумилева
1
Темы истории и судьбы, творчества и творца в лирике Н. С. Гумилева
1
В.Маяковский Сюжетно-композиционная основа поэмы «Облако в штанах»
1
Диалог с потомками, лирическая исповедь поэта-гражданина в поэме «Во весь голос. Первое 1
вступление в поэму»
С.Есенин История создания поэмы "Черный человек". Тема и проблематика поэмы
1
Жанр и композиция поэмы "Черный человек"
1
Художественное своеобразие поэмы "Черный человек"
1
Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя 1
М.И.Цветаевой
Тема Родины в произведениях разных лет. Образно-стилистические черты поэзии М.И. 1
Цветаевой
Очерк «Мой Пушкин» как автобиографическое эссе
1
Библейские мотивы в поэме А.А.Ахматовой"Реквием"
1
Жизнь и творчество Е. И. Замятина. История создания, сюжет и композиция антиутопии «Мы» 1
«Мы»: черты антиутопии как жанра. Язык и тип сознания граждан Единого Государства.
1

№ Тема урока
п/п
37
38
39
40
41
42

43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

Количество часов
Дата
Всег Контрольные Практические изучения
о
работы
работы
Герой антиутопии и центральный конфликт романа «Мы». Философская проблематика романа, 1
его образная система
Жизненный и творческий путь В. В. Набокова. Тема утраченного рая, эмиграции, родины в 1
творчестве писателя
Сюжет произведения, конфликт, система образов одно произведение по выбору, например, 1
«Облако, озеро, башня», «Весна в Фиальте», «Машенька», «Защита Лужина», «Дар» и др.
М.Булгаков Тема любви и семьи в романе «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»
1
Система персонажей в романе «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».
1
Жизненная правда и символизм в произведениях М. А. Булгакова. (одно произведение по 1
выбору). Например, рассказы из книги «Записки юного врача», «Записки на манжетах», «Дни
Турбиных», «Бег» и др.
Картины жизни и творчества А.П. Платонова. Утопические идеи произведений писателя
1
Особый тип платоновского героя
1
Самобытность языка и стиля А.П. Платонова
1
Страницы жизни и творчества А.Т.Твардовского. Тематика и пробематика произведений автора 1
Поэт и время. Основные мотивы лирики А.Т.Твардовского
1
Тема Великой Отечественной войны в творчестве А.Т.Твардовского
1
Человек в условиях духовно-нравственного выбора в произведения о Великой отечественной 1
войне
Патриотический и гуманистический пафос произведений о Великой Отечественной войне
1
Поэтическое и философское осмысление трагических событий Великой Отечественной войны 1
Любовная лирика в творчестве Б.Л.Пастернака
1
Жанровое своеобразие романа "Доктор Живаго". Тематика и проблематика произведения
1
Нравственные искания главного героя романа "Доктор Живаго"
1

№ Тема урока
п/п
55

56
57
58
59
60
61
62
63
64

Количество часов
Дата
Всег Контрольные Практические изучения
о
работы
работы
Основные этапы жизни и творчества А. В. Вампилова. Проблематика, основной конфликт и 1
система образов в пьесе (не менее одной по выбору). Например,«Старший сын», «Утиная охота»
и др.
Развитие художественных открытий психологической драматургии в пьесе А.В. Вампилова (не 1
менее одной по выбору). Например,«Старший сын», «Утиная охота» и др.
Смысл финала пьесы (не менее одной по выбору). Например, «Старший сын», «Утиная охота» 1
и др.
Тематика и проблематика произведений А. И. Солженицына из цикла "Крохотки"
1
Тема города и деревни в рассказах В.М.Шукшина
1
Сочетание внешней занимательности и глубины психологического анализа в произведениях 1
В.М.Шукшина
Одухотворённая красота природы в лирике Н.М.Рубцова. Задушевность и музыкальность 1
поэтического слова Н.М.Рубцова
Тема любви в лирике поэта И.А.Бродского
1
Личность и творческая судьба В.С.Высоцкого. Пафос нравственного противостояния, 1
трагического стоицизма в лирике В. С. Высоцкого
Поэзия экстремальных ситуаций В. С. Высоцкого. Пространственные координаты лирики. 1
Устойчивые образы, система контрастов

65 Эволюция песенно-поэтического творчества В.С.Высоцкого от бытовых и сатирических
произведений к лирико-философским размышлениям о законах бытия
66 Нравственные искания героев произведений писателей второй половины ХХ - начала ХХI века
67 Проблема утраты человеческого в человеке в прозе второй половины ХХ - начала ХХI века
68 Резервный урок. Обобщающий урок по литературе ХХ - начала XXI веков: "«По страницам
любимых книг»"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
1
1
68

2

0



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.