МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Сысертский городской округ
МАОУ СОШ № 9
Приложение к
Основной образовательной программе
среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Право»
для обучающихся 11 класса
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00FBF2251720B4B8650AEE037A490FF4F1
Владелец: Орехова Светлана Юрьевна
Действителен: с 14.05.2024 до 07.08.2025
с. Щелкун, 2024 год
Пояснительная записка
Содержание программы отвечает двум основным условиям. Во-первых,
сохраняется преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов
основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным
предметом «Обществознание» в старших классах. Во-вторых, предусмотрено дальнейшее
углубление и расширение знаний о праве. Все содержательные линии программы
нацелены на адекватное отражение основополагающих и социально значимых проблем
современного правоведения с учетом необходимой адаптации для учащихся
общеобразовательной школы.
Одна из его главных целей — формирование основ правового мышления,
формирование углубленного интереса к праву, создание основы для становления правовой
компетенции выпускников и оказание помощи в осознанном выборе модели дальнейшего
профессионального образования.
Программа курса «Право» обеспечивает на уровне средней школы углубленное
изучение основ юриспруденции, знакомит выпускников с современным юридическим
образованием,
основными
юридическими
профессиями,
особенностями
профессиональной юридической деятельности, антикоррупционными стандартами
поведения.
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры,
социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения
норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим
гарантированные законом права и свободы;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства;
дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека,
демократическим правовым институтам, правопорядку;
освоение знаний об основных принципах, Нормах и институтах права,
возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования
и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской
позиции;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и
способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов
личности, содействия поддержанию правопорядка в обществе, решения практических
задач в социально-правовой сфере и учебных задач в образовательном процессе;
формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых
решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений,
урегулированных правом;
формирование антикоррупционных стандартов поведения.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В области познавательной деятельности: умение самостоятельно и мотивированно
организовывать свою познавательную деятельность; участие в проектной деятельности, в
организации и проведении учебно-исследовательской работы; выдвижение гипотез,
осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности,
элементарными навыками прогнозирования.
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск
нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой
информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица,
график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание
достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно
поставленной цели; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения,
приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно
подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных
выступлений. В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности
образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих
учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при
определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и
участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее
достижения.
Содержание программы факультативного курса
«Право»
Право и государство. Происхождение права и государства. Понятие и функции государства.
Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический
режим. Государственный суверенитет. Взаимосвязь права и государства. Место права в системе
социального регулирования. Основные функции права. Механизм правового регулирования.
Эффективность права. Система и структура права Право и основные теории его понимания.
Нормы права. Источники (формы) права. Закон и подзаконный акт. Действие права во времени, в
пространстве и по кругу лиц. Основные отрасли права.
Правотворчество и правоприменение. Правотворчество. Общие правила применения права.
Толкование права. Правоприменительная практика. Правопорядок. Понятие правоотношений.
Структура правоотношений и их виды. Юридические факты. Юридический конфликт. Понятие
правонарушения. Виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.
Конституционное право Основы конституционного строя Российской Федерации.
Народовластие. Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации. Гражданство
Российской Федерации. Избирательная система и избирательный процесс. Конституционные
обязанности. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу. Права и
обязанности налогоплательщиков. Федеративное устройство Российской Федерации. Президент
Российской Федерации. Федеральное собрание Российской Федерации. Органы исполнительной
власти Российской Федерации. Правоохранительные органы, их виды и полномочия. Судебная
система Российской Федерации.
Гражданское
право
Субъекты
и
объекты
гражданского
права.
Понятие
предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности. Имущественные и неимущественные права. Право собственности. Право
собственности на землю. Право интеллектуальной собственности. Наследование по закону и по
завещанию. Сделки. Виды гражданско-правовых договоров (оказание услуг, купля-продажа,
аренда, подряд). Гражданско-правовая ответственность. Способы защиты гражданских прав.
Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного
регулирования экономики.
Семейное право Семейные правоотношения. Брак. Правовое регулирование отношений
супругов. Брачный контракт. Права, обязанности и ответственность членов семьи.
Трудовое право Трудоустройство и занятость. Трудовые правоотношения. Трудовой
договор: понятие, стороны, содержание. Порядок заключения и расторжения трудовых договоров.
Рабочее время и время отдыха. Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Дисциплинарная
ответственность. Защита трудовых прав. Правовые основы социальной защиты и обеспечения.
Пенсии и пособия.
Административное право Административные правоотношения. Административные
правонарушения. Административная ответственность, ее основания. Производство по делам об
административных правонарушениях. Органы и способы рассмотрения административных споров.
Уголовное право Понятие преступления. Действие уголовного закона. Понятие уголовной
ответственности, ее основания. Ответственность несовершеннолетних. Защита прав обвиняемого,
потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе.
Экологическое право Особенности экологического права. Принципы экологического права.
Экологические права граждан Государственная защита природы Ответственность за
экологические правонарушения
Права человека Права человека: трудный путь идеи. Личные права. Политические права.
Социальные и экономические права. Культурные права Юридическая защита прав человека
Защита прав человека в системе российского права.
Международные механизмы защиты прав человека Международное гуманитарное право
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Раздел «Право»
Планируемые результаты освоения обучающимися программы факультативного курса
«Право»
Личностные результаты:
– гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
– гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
– готовность к служению Отечеству, его защите;
– сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
– сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
– навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
– основы экологического мышления, осознание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной среды; приобретение опыта экологонаправленной
деятельности;
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Предметные результаты:
– выявление общественной опасности коррупции для гражданина, общества и
государства;
– умение целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие
государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус
государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской
Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц в
соответствии с положениями Конституции Российской Федерации;
– способность характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации,
выделять его основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
– умение дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы
Российской Федерации;
– умение характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган
исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру
Правительства Российской Федерации;
– способность характеризовать судебную систему и систему правоохранительных
органов Российской Федерации;
– характеристика этапов законодательного процесса и субъектов законодательной
инициативы;
– выделение структурных элементов системы российского законодательства;
– анализ различных гражданско-правовых явлений, юридических фактов и
правоотношений в сфере гражданского права;
– умение проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм
предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;
– проведение сравнительного анализа гражданско-правового и трудового договоров;
– умение проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов
ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной
и административной ответственности несовершеннолетних;
– проведение
сравнительного
анализа
конституционного,
гражданского,
арбитражного, уголовного и административного видов судопроизводства, грамотное
применение правовых норм для разрешения конфликтов правовыми способами;
– умение применять правовые знания для аргументации собственной позиции в
конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
– возможность выявлять особенности и специфику различных юридических
профессий;
– умение различать принципы и виды правотворчества;
– выделение основных международно-правовых актов, регулирующих отношения
государств в рамках международного гуманитарного права.
Тематическое планирование факультативного курса
«Право»
№
Наименование тем курса
Всего часов
1
Теория права.
1
2
Система права
6
3
4
Юридическая ответственность и её виды.
Основные понятия и нормы конституционного,
административного, гражданского, экологического, трудового и
уголовного права в РФ.
Правоохранительные органы.
Международная защита прав человека в условиях мирного и
военного времени.
Правовая культура.
Итоговое занятие. Защита презентаций.
2
18
5
6
7
8
1
1
1
4
34
Календарно-тематический план, 11 класс
№
Дата
план
1.
2-3
4
5
6-7
8-9
10-18
19-20
21
22
23
24
25-26
27
28
29
30
31-34
Наименование тем курса
Всего
часов
Лекций
Введение. Задачи и
содержание курса.
Политическая система России.
Конституция РФ.
Система права: основные
отрасли, институты,
отношения
Источники права.
1
1
2
2
1
1
Устный опрос.
Работа с
документами.
Устный опрос
Правоотношения.
Правонарушения.
Публичное и частное право.
Юридическая ответственность
и её виды.
Основные понятия и нормы
конституционного,
административного ,
гражданского , трудового и
уголовного права в РФ.
Правовые основы брака и
семьи.
1
1
Устный опрос
2
2
1
1
1
Устный опрос
Устный опрос
9
3
1
Устный опрос.
Работа с
документами.
2
1
1
Письменная
работа.
Международные документы
по правам человека.
Система судебной защиты по
правам человека.
Основы Конституционного
строя РФ.
Федерация и её субъекты.
1
1
1
1
1
1
1
1
Законодательная,
исполнительная и судебная
власть в РФ.
Институт президентства.
Правоохранительные органы.
Международная защита прав
человека в условиях мирного
и военного времени.
Правовая культура.
Итоговое занятие.
Защита презентаций.
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
факт
4
Практик
умов
Форма контроля
Работа с
документами.
Устный опрос.
Работа с
документами.
Работа с
документами.
Работа с
документами.
4
Устный опрос.
Устный опрос.
Устный опрос.
Работа с
документами.
Устный опрос.
Зачёт