Аннотация к рабочим программам учебных предметов
основная образовательная программа среднего общего образования
МАОУ СОШ № 9
Рабочие программы на уровне среднего общего образования составлены в
соответствии с ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки
России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями от 12 августа 2022 г.) и на основе ФОП СОО,
утвержденной приказом Минпросвещения России от 23.11.2022 г. № 1014, а также в
соответствии с федеральным учебным планом среднего общего образования (5-дневная
учебная неделя), с изменениями и дополнениями на 01.09.2024 года.
Рабочие программы являются частью ООП СОО, определяющей: содержание;
планируемые результаты; тематическое планирование с учетом рабочей программы
воспитания и возможностью использования ЭОР.
При составлении рабочих программ использовались материалы сайта Единое
содержание общего образования https://edsoo.ru/, Конструктор рабочих программ
https://edsoo.ru/constructor/
Рабочая программа «Русский язык» (базовый уровень)
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения ООП СОО,
представленных в ФГОС СОО, а также Федеральной программы воспитания.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций
государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя
России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского
языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях,
понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение
правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных
жизненно важных для человека областях.
Учебный предмет «Русский язык» на уровне среднего общего образования обеспечивает
общекультурный уровень молодого человека, способного к продолжению обучения в системе
среднего профессионального и высшего образования. Обучение русскому языку направлено на
совершенствование нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие его
интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков
самостоятельной учебной деятельности, самообразования. Содержании программы выделяется
три сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст»,
«Функциональная стилистика. Культура речи».
На изучение русского языка на ступени среднего общего образования отводится 136
часов: 10 класс – 68 часов (2 часа в неделю); 11 класс – 68 часов (2 часа в неделю)
Рабочая программа «Литература» (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе на уровне среднего общего образования составлена на
основе Требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также
федеральной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации.
Содержание и планируемые результаты учебного предмета «Литература» (базовый
уровень), изложены в редакции п. 20 и п. 20.5 (Федеральная рабочая программа по учебному
предмету "Литература". Приказ Министерства просвещения российской Федерации от №171
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки приказа
Министерства просвещения Российской Федерации касающиеся изменения ФОП НОО, ООО и
СОО».
Основу содержания литературного образования в 10-11 классах составляют чтение и
изучение выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы второй
половины ХIХ - начала ХХI века с целью формирования целостного восприятия и понимания
художественного произведения, умения его анализировать и интерпретировать в соответствии с
возрастными особенностями обучающихся, их литературным развитием, жизненным и
читательским опытом. В федеральной рабочей программе учебного предмета «Литература»
учтены этапы российского историко-литературного процесса второй половины ХIХ - начала
ХХI века, представлены разделы, включающие произведения литератур народов России и
зарубежной литературы.
В 10-11 классах на изучение учебного предмета «Литература» (базовый уровень)
отводится 204 часа, 3 часа в неделю.
Рабочая программа «Родной язык (русский)» (базовый уровень)
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной
программы среднего общего образования по родному языку на личностном, метапредметном и
предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Родной язык (русский)».
Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для, реализующего
наряду с обязательным курсом русского языка, изучение русского языка как родного языка
обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку
основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской
Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной
программы среднего общего образования по русскому языку, заданных соответствующим
федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса
русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют
свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также
особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как
одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению
языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой
кодификации.
На основании ФГОС СОО для Организаций, в которых языком образования является
русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов
Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации
осуществляется при наличии возможностей Организации и по заявлению обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних граждан.
Заявлений на изучение данного учебного предмета не поступало.
«Родная литература (русская)» (базовый уровень)
Рабочая программа по родной литературе составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной
программы для образовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования.
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» разработана наряду с
обязательным курсом литературы. Содержание программы ориентировано на сопровождение и
поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения, и направлено на
достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным
образовательным стандартом.
Всего на изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в старшей школе в
соответствии с учебным планом 11 классе – 0,5 часа в неделю.
На основании ФГОС СОО для Организаций, в которых языком образования является
русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов
Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации
осуществляется при наличии возможностей Организации и по заявлению обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних граждан.
Заявлений на изучение данного учебного предмета не поступало.
Рабочая программа «Иностранный язык (английский)» (базовый уровень)
Рабочая программа учитывает особенности изучения английского языка, исходя из его
лингвистических особенностей и структуры русского языка обучающихся, межпредметных
связей иностранного (английского) языка с содержанием других общеобразовательных
предметов, изучаемых в 10—11 классах, а также с учётом возрастных особенностей
обучающихся. В рабочей программе для старшей ступени средней общеобразовательной школы
предусмотрено дальнейшее совершенствование сформированных иноязычных речевых умений
обучающихся и использование ими языковых средств, представленных в примерных рабочих
программах начального общего и основного общего образования, что обеспечивает
преемственность между этапами общего образования английскому языку. При этом содержание
примерной программы среднего общего образования имеет особенности, обусловленные
задачами развития, обучения и воспитания обучающихся заданными социальными
требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств, предметным
содержанием системы среднего общего образования, а также возрастными психологическими
особенностями обучающихся 16—17 лет.
Всего на изучение учебного предмета «Иностранный язык (английский)» в старшей школе
в соответствии с учебным планом 10-11 классах – 3 часа в неделю.
Рабочая программа «Математика» (включая алгебру и начала математического анализа,
геометрию, вероятность и статистику» (базовый уровень)
Программа по математике на уровне среднего общего образования разработана на основе
ФГОС СОО с учётом современных мировых требований, предъявляемых к математическому
образованию, и традиций российского образования. Реализация программы по математике
обеспечивает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития
и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного
развития личности обучающихся.
Приоритетными целями обучения математике в 10-11 классах на базовом уровне
являются:
- формирование центральных математических понятий (число, величина, геометрическая
фигура, переменная, вероятность, функция), обеспечивающих преемственность и
перспективность математического образования обучающихся;
- подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи
математики и окружающего мира, понимание математики как части общей культуры
человечества;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной
активности, исследовательских умений, критичности мышления, интереса к изучению
математики;
- формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать
математические аспекты в реальных жизненных ситуациях и при изучении других учебных
предметов, проявления зависимостей и закономерностей, формулировать их на языке
математики и создавать математические модели, применять освоенный математический
аппарат для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать и оценивать
полученные результаты.
Программой по математике предусматривается изучение учебного предмета
«Математика» в рамках трёх учебных курсов: «Алгебра и начала математического анализа»,
«Геометрия», «Вероятность и статистика».
На изучение учебного курса «Алгебра и начала математического анализа» отводится 2
часа в неделю в 10 классе и 3 часа в неделю в 11 классе, всего за два года обучения – 170 часов
На изучение учебного курса «Геометрия» отводится 2 часа в неделю в 10 классе и 1 час в
неделю в 11 классе, всего за два года обучения - 102 учебных часа.
На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» на базовом уровне отводится 68
часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Рабочая программа «Математика» (включая алгебру и начала математического анализа,
геометрию, вероятность и статистику» (углубленный уровень)
При изучении математики на углубленном уроне предъявляются требования,
соответствующие направлению «математика для профессиональной деятельности»; вместе с
тем выпускник получает возможность изучить математику на гораздо более высоком уровне,
что создаст фундамент для дальнейшего серьезного изучения математики в вузе.
Основными линиями содержания математики в 10-11 классах углублённого уровня
являются: «Числа и вычисления», «Алгебра» («Алгебраические выражения», «Уравнения и
неравенства»), «Начала математического анализа», «Геометрия» («Геометрические фигуры и их
свойства», «Измерение геометрических величин»), «Вероятность и статистика».
Данные линии развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой,
однако не независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Кроме этого, их
объединяет логическая составляющая, традиционно присущая математике и пронизывающая
все математические курсы и содержательные линии. Сформулированное во ФГОС СОО
требование «умение оперировать понятиями: определение, аксиома, теорема, следствие,
свойство, признак, доказательство, равносильные формулировки, умение формулировать
обратное и противоположное утверждение, приводить примеры и контрпримеры, использовать
метод математической индукции, проводить доказательные рассуждения при решении задач,
оценивать логическую правильность рассуждений» относится ко всем учебным курсам, а
формирование логических умений распределяется по всем годам обучения на уровне среднего
общего образования.
В соответствии с ФГОС СОО математика является обязательным предметом на данном
уровне образования. Настоящей программой по математике предусматривается изучение
учебного предмета «Математика» в рамках трёх учебных курсов: «Алгебра и начала
математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Формирование
логических умений осуществляется на протяжении всех лет обучения на уровне среднего
общего образования, а элементы логики включаются в содержание всех названных выше
учебных курсов.
На изучение учебного курса «Алгебра и начала математического анализа» отводится 272
часа: в 10 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 11 классе – 136 часов (4 часа в неделю).
На изучение учебного курса «Геометрия» на углублённом уровне отводится 204 часа: в 10
классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 11 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» на углубленном уровне
отводится 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в
неделю).
Рабочая программа «Информатика» (базовый уровень)
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» на базовом уровне составлена на
основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего
общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте среднего общего, а также Федеральной программы воспитания.
Результаты базового уровня изучения учебного предмета «Информатика» ориентированы
в первую очередь на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для
повседневной жизни и общего развития, которые включают в себя:
●
понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов
изучаемой предметной области;
●
умение решать типовые практические задачи, характерные для использования
методов и инструментария данной предметной области;
●
осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и
инструментов, типичных связей с другими областями знания.
Курсу информатики 10–11 классов предшествует курс информатики основной школы.
Согласно основной образовательной программе среднего общего образования на изучение
информатики на базовом уровне в 10–11 классах отводится 68 часов учебного времени (1 час в
неделю).
Рабочая программа «Физика» (базовый уровень)
Рабочая программа по физике на уровне среднего общего образования (базовый уровень
изучения предмета) составлена на основе положений и требований к результатам освоения
основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте среднего общего образования (ФГОС СОО), а также с учётом
федеральной рабочей программы воспитания и Концепции преподавания учебного предмета
«Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы.
Содержание Программы направлено на формирование естественно-научной картины
мира учащихся 10—11 классов при обучении их физике на базовом уровне на основе системнодеятельностного подхода. Программа соответствует требованиям ФГОС СОО к планируемым
личностным, предметным и метапредметным результатам обучения, а также учитывает
необходимость реализации межпредметных связей физики с естественно-научными учебными
предметами.
Стержневыми элементами курса физики средней школы являются физические теории
(формирование представлений о структуре построения физической теории, роли
фундаментальных законов и принципов в современных представлениях о природе, границах
применимости теорий, для описания естественно-научных явлений и процессов).
В соответствии с ФГОС СОО физика является обязательным предметом на уровне
среднего общего образования. Данная программа предусматривает изучение физики на базовом
уровне в объёме 136 часов за два года обучения по 2 часа в неделю в гуманитарном, социальноэкономическом профилях 10 и 11 классов.
Рабочая программа «Химия» (базовый уровень)
Рабочая программа среднего общего образования по химии (базовый уровень)
составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», Требований к результатам освоения основной образовательной
программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте среднего общего образования, с учётом «Концепции преподавания
учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы» и основных положений
федеральной рабочей программы воспитания.
Химическое образование в школе является базовым по отношению к системе
химического образования, реализует присущие общему химическому образованию ключевые
ценности, которые отражают государственные, общественные и индивидуальные потребности.
Этим определяется сущность общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета «Химия». В ходе изучения предмета учащиеся познакомятся с
основами органической химии. Получат базовые представления о номенклатуре, изомерии,
способах получения и химических свойствах органических соединений различных классов.
Также учащиеся познакомятся на базовом уровне с различными областями применения
органических веществ, в том числе полимеров. Составляющими предмета «Химия» являются
базовые курсы — «Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия», основным
компонентом содержания которых являются основы базовой науки: система знаний по
неорганической химии (с включением знаний из общей химии) и органической химии.
Формирование данной системы знаний при изучении предмета обеспечивает возможность
рассмотрения всего многообразия веществ на основе общих понятий, законов и теорий химии.
На ступени среднего общего образования на изучение химии отведено 68 учебных часов,
по 1 часу в неделю в гуманитарном, социально-экономическом и технологическом профилях 10
и 11 классов.
Рабочая программа «Биология» (базовый уровень)
Рабочая программа среднего общего образования по биологии (базовый уровень)
составлена на основе Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, Концепции преподавания учебного предмета «Биология» и основных положений
федеральной рабочей программы воспитания.
Структурирование содержания учебного материала в программе осуществлено с учётом
приоритетного значения знаний об отличительных особенностях живой природы, о её
уровневой организации и эволюции. В соответствии с этим в структуре учебного предмета
«Биология» выделены следующие содержательные линии: «Биология как наука. Методы
научного познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая
система», «Система и многообразие органического мира», «Эволюция живой природы»,
«Экосистемы и присущие им закономерности».
В программе по биологии (10–11 классы, базовый уровень) реализован принцип
преемственности в изучении биологии, что необходимо сохранить, несмотря на переход на
обновленные ФГОС. Таким образом, в 11 классе продолжается изучение курса "Биология",
начатый в 10 классе. В 10 классе были освоены образовательные линии "Биология как наука",
"Биосферный уровень организации", "Биогеоценотический уровень", "Популяционно-видовой
уровень". В 11 классе, соответственно, "Организменный уровень жизни", "Клеточный уровень
жизни", "Молекулярный уровень жизни".
Благодаря принципу преемственности
просматривается направленность на развитие знаний, связанных с формированием естественнонаучного мировоззрения, ценностных ориентаций личности, экологического мышления,
представлений о здоровом образе жизни и бережным отношением к окружающей природной
среде. Поэтому наряду с изучением общебиологических теорий, а также знаний о строении
живых систем разного ранга и сущности основных протекающих в них процессов в программе
по биологии уделено внимание использованию полученных знаний в повседневной жизни для
решения прикладных задач, в том числе: профилактики наследственных заболеваний человека,
медико-генетического консультирования, обоснования экологически целесообразного
поведения в окружающей природной среде, анализа влияния хозяйственной деятельности
человека на состояние природных и искусственных экосистем. Усиление внимания к
прикладной направленности учебного предмета «Биология» продиктовано необходимостью
обеспечения условий для решения одной из актуальных задач школьного биологического
образования, которая предполагает формирование у обучающихся способности адаптироваться
к изменениям динамично развивающегося современного мира.
На её изучение отведено 68 учебных часов, по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах
гуманитарного, социально- экономического и технологического профилей.
Рабочая программа «История» (базовый уровень)
Рабочая программа по истории на уровне среднего общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также
федеральной программы воспитания, и подлежит непосредственному применению при
реализации обязательной части ООП СОО.
История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального,
созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации
личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и
мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи
прошлого, настоящего и будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие
личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных
ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и
человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные
умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у
обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли
современной России в мире, важности вклада каждого её народа, его культуры в общую
историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к
прошлому и настоящему Отечества.
На изучение истории на ступени среднего общего образования (базовый уровень)
отводится 136 часов: 10 класс – 68 часов (2 часа в неделю); 11 класс – 68 часов (2 часа в
неделю).
Рабочая программа «Обществознание» (базовый уровень)
Рабочая программа по обществознанию углублённого уровня составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования1, в
соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а
также с учётом федеральной рабочей программы воспитания.
Рабочая программа по обществознанию углублённого уровня реализует принцип
преемственности рабочих образовательных программ основного общего и среднего общего
образования и ориентирована на расширение и углубление содержания, представленного в
рабочей программе по обществознанию базового уровня.
Содержание предмета дополнено рядом вопросов, связанных с логикой и
методологией познания социума различными социальными науками. Усилено внимание к
характеристике основных социальных институтов. В основу отбора и построения учебного
содержания положен принцип много дисциплинарности обществоведческого знания. Разделы
курса отражают основы различных социальных наук.
Углубление теоретических представлений сопровождается созданием условий для
развития способности самостоятельного получения знаний на основе освоения различных
видов (способов) познания, их применения при работе как с адаптированными, так и
неадаптированными источниками информации в условиях возрастания роли массовых
коммуникаций. Изучение обществознания на углублённом уровне предполагает получение
обучающимися широкого (развёрнутого) опыта учебно-исследовательской деятельности,
характерной для высшего образования.
В соответствии с учебным планом социально-экономического профиля
обществознание на углублённом уровне изучается в 10 и 11 классах. Общее количество
времени на два года обучения составляет 272 часа (136 часов в год). Общая недельная
нагрузка в каждом году обучения составляет: 10 класс – 136 часов (4 часа в неделю); 11 класс
– 136 часов (4 часа в неделю).
Рабочая программа «География» (базовый уровень)
Рабочая программа по географии среднего общего образования на базовом уровне
составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной
программы среднего общего образования, представленных в федеральном государственном
образовательном стандарте среднего общего образования, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленных в федеральной рабочей программе воспитания.
В основу содержания учебного предмета положено изучение единого и одновременно
многополярного мира, глобализации мирового развития, фокусирования на формировании у
обучающихся целостного представления о роли России в современном мире. Факторами,
определяющими содержательную часть, явились интегративность, междисциплинарность,
практико-ориентированность, экологизация и гуманизация географии, что позволило более
чётко представить географические реалии происходящих в современном мире
геополитических, межнациональных и межгосударственных, социокультурных, социальноэкономических, геоэкологических событий и процессов.
Учебным планом на изучение географии на базовом уровне в 10-11 классах отводится 68
часов: по одному часу в неделю в 10 и 11 классах.
Рабочая программа «География» (углублённый уровень)
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География» (предметная область
«Общественно-научные предметы») (далее соответственно – программа по географии,
география) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы по географии.
Рабочая программа на углублённом уровне по географии нацелена на достижение
обучающимися предметных результатов освоения основной образовательной программы по
географии на углублённом уровне в соответствии с ФГОС СОО. Программа включает
требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
образовательных программ и разработана с учётом Концепции развития географического
образования.
В рабочей программе углублённого уровня географии обеспечивается преемственность
программы основного общего образования, в том числе в формировании основных видов
учебной деятельности. Обучающиеся получают возможность углубить знания основ
географических наук, приобретённые при изучении географии на уровне основного общего
образования: знания о природе Земли, которые будут способствовать развитию представлений
о целостности географического пространства как иерархии взаимосвязанных природнообщественных территориальных систем; освоить необходимые в современном мире знания
экономической и социальной географии мира и сформировать умения их применять, а также
овладеть методами географических исследований, использовать их для решения практикоориентированных задач. Обучающиеся получат навыки самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий, оценивания
географических факторов, определяющих сущность и динамику важнейших природных,
социально-экономических объектов, процессов, явлений и экологических процессов.
Содержание географического образования на уровне среднего общего образования
должно учитывать факторы устойчивого развития, постиндустриализации и информатизации
мировой экономики.
Изучение географии на углублённом уровне в 10–11 классах предусматривается в
социально-экономическом профиле.
Общее число часов, рекомендованных для изучения географии на углубленном уровне, –
204 часа: в 10 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 11 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Рабочая программа «Физическая культура» (базовый уровень)
Рабочая программа по физической культуре на уровне среднего общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной
программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте среднего общего образования, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания.
Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для 10—11 классов
общеобразовательных организаций представляет собой методически оформленную концепцию
требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования и раскрывает их реализацию через конкретное содержание.
В соответствии с обновленной ФОП СОО обязательные линии: «Знания о физической
культуре», «Способы самостоятельной деятельности» и «Физическое совершенствование».
Обновленный модуль «Дзюдо» новые модули «Коньки», «Теннис», «Городошный спорт»,
«Гольф», «Биатлон», «Роллер спорт», «Скалолазание», «Спортивный туризм», «Хоккей на
траве», «Ушу», «Чир спорт», «Перетягивание каната», «Бокс», «Танцевальный спорт»,
«Киокусинкай», «Тяжелая атлетика», «Коньки» (изучаются с учетом возможностей
материально-технической базы образовательной организации).
Общее число часов, рекомендованных для изучения физической культуры, – 136 часа: в
10 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа «Основы безопасности и защиты Родины» (базовый уровень)
Рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности и защиты Родины"
(далее - ОБЗР) разработана на основе требований к результатам освоения образовательной
программы среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО, федеральной рабочей
программы воспитания и предусматривает непосредственное применение при реализации ОП
СОО.
Программа ОБЗР в методическом плане обеспечивает реализацию практикоориентированного подхода в преподавании ОБЗР, системность и непрерывность приобретения
обучающимися знаний и формирования у них навыков в области безопасности
жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего образования; помогает педагогу
продолжить освоение содержания материала в логике последовательного нарастания факторов
опасности: опасная ситуация, чрезвычайная ситуация и разумного построения модели
индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни с учётом
актуальных вызовов и угроз в природной, техногенной, социальной и информационной сферах.
В программе ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР структурно представлено
одиннадцатью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими системность и
непрерывность изучения предмета на уровнях основного общего и среднего общего
образования:
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства».
Модуль № 2. «Основы военной подготовки».
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе».
Модуль № 4. «Безопасность в быту».
Модуль № 5. «Безопасность на транспорте».
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах».
Модуль № 7. «Безопасность в природной среде».
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи».
Модуль № 9. «Безопасность в социуме».
Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве».
Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и терроризму».
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета ОБЗР на уровне
среднего общего образования программа ОБЗР предполагает внедрение универсальной
структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме
безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность, по возможности её избегать, при
необходимости безопасно действовать».
Программа ОБЗР предусматривает внедрение практико-ориентированных интерактивных
форм организации учебных занятий с возможностью применения тренажёрных систем и
виртуальных моделей.
Подходы к изучению ОБЗР учитывают современные вызовы и угрозы. ОБЗР входит в
предметную область «Основы безопасности и защиты Родины», является обязательным для
изучения на уровне среднего общего образования.
Всего на изучение учебного предмета ОБЗР на уровне среднего общего образования
отводится 68 часов (по 34 часа в каждом классе).
Рабочая программа «Индивидуальный проект» (базовый уровень)
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности
обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством
учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных
предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической,
учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Индивидуальный проект в соответствии с учебным планом выполняется обучающимся в
течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного
учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или
разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного,
инновационного, конструкторского, инженерного.
Программа рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю, 10-11 класс).
Рабочая программа факультативного курса «Литературный практикум»
Программа способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров
молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и
эстетическом развитии обучающихся, приобщению их к нравственно-эстетическим ценностям,
как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования в средней школе составляют чтение и
изучение выдающихся произведений отечественной литературы второй половины ХIХ – начала
ХХI века, расширение литературного контента, углубление восприятия и анализ
художественных произведений в историко-литературном и историко-культурном контекстах,
интерпретация произведений в соответствии с возрастными особенностями старшеклассников,
их литературным развитием, жизненным и читательским опытом.
Основные виды деятельности обучающихся указаны при изучении каждой
монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов
обучения.
На изучение факультативного курса «Литературный практикум» в 10–11 классах
основного среднего образования отводится 102 ч., в 10 классе – 34 часов (1 час в неделю), в 11
классе - 68 часов (2 часов в неделю).
Рабочая программа факультативного курса «Генетика»
Рабочая программа учебного курса «Генетика» подготовлена с учетом требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования (в
том числе требований к предметным результатам по биологии на углубленном уровне),
представленных в проекте ФГОС среднего общего образования.
В программе отражено предметное содержание курса и последовательность его
распределения по разделам и темам; дана общая характеристика курса с указанием целей его
изучения; определены возможности курса для реализации требований к планируемым
результатам освоения основной образовательной программы по биологии – личностным,
метапредметным и предметным; осуществлена конкретизация предметного содержания в
тематическом планировании, указано количество часов, отводимых на изучение каждой темы и
основные виды учебной деятельности, формируемые в ходе изучения темы. Также в программе
приведен перечень рекомендуемых лабораторных опытов и практических работ, выполняемых
учащимися.
Учебный курс «Генетика» разработан с учетом взаимосвязи его с учебным предметом
«Биология», который входит в состав предметной области «Естественные науки». По структуре
и составу предметного содержания, видам учебной деятельности, формируемым в процессе
усвоения этого содержания, представляет собой целостную, логически завершённую часть
(фрагмент) содержания предмета «Биология», углубляющую и расширяющую учебный
материал только в части одного раздела – «Основы генетики».
Главной отличительной особенностью курса в сравнении с разделом «Основы генетики»,
является то, что представленный в нем учебный материал в большей степени направлен на
изучение молекулярной генетики, современных генетических технологий, достижений
биотехнологии и генной инженерии, молекулярных методов диагностики и достижений
медицинской генетики. Этим обусловлена роль учебного курса «Генетика» в общей системе
естественнонаучного образования и общего среднего биологического образования как одного
из его компонентов.
В учебном плане на изучение курса может быть отведено 34 учебных часа (1 час в неделю
в 10-м, либо 11-м классе).
Рабочая программа факультативного курса «Физика: решение задач»
Программа
факультативного
курса
ориентирует
учителя
на
дальнейшее
совершенствование уже усвоенных обучающимися знаний и умений. Для этого вся программа
делится на несколько разделов. В программе выделены основные разделы школьного курса
физики, в начале изучения которых с учащимися повторяются основные законы и формулы
данного раздела. При подборе задач по каждому разделу можно использовать вычислительные,
качественные, графические, экспериментальные задачи.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития
интеллектуальных способностей и познавательных интересов используется цифровая
лаборатория по физике (использование ресурсов Центра «Точка роста»).
Для реализации программы использовано учебное пособие: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров
«Практика решения физических задач. 10-11 классы», «Вентана-Граф».
Курс рассчитан на 2 года обучения, 0,5-1 час. в неделю.
Рабочая программа факультативного курса «Право»
Рабочая программа среднего общего образования по праву для 10 - 11 класса
разработана в соответствии с ФГОС среднего общего образования, целями изучения предмета
«Право» являются:
- активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание
себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства;
дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим
правовым институтам, правопорядку;
- освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой
системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения
обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов
деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия
подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой
сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений,
сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Программа предназначена для проведения уроков права по учебно-методическому комплексу
А.Ф. Никитина и др., 0,5 - 1 час в неделю.