МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Сысертский городской округ
МАОУ СОШ № 9
Приложение к
Основной образовательной программе
основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«Юные инспекторы дорожного движения»
с. Щелкун, 2023 год
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00904D6421DFB9BEC897355E125FE126D2
Владелец: Орехова Светлана Юрьевна
Действителен: с 03.03.2023 до 26.05.2024
Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы «В жизнь по
безопасной дороге» в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы «Юные
инспекторы дорожного движения» Н. Ф. Виноградовой.
Программа рассчитана на проведение занятий в 5-9-х классах в количестве 34
часов, 1 раз в неделю по 40 минут.
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры
поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания,
отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной
адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны.
Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на
дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения
навыки пропагандисткой работы. Проблема безопасности дорожного движения имеет
разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно
жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею создания
отряда «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение
детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожнотранспортного травматизма.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования
безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД.
Реализация программы рассчитана на один год. Отряд ЮИД состоит из учащихся 5-9х
классов. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание
занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния
здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к
сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом
последующем этапе обучения.
Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых
навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы:
Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного
движения и осознанного к ним отношения;
Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного
движения;
Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
Повысить интерес школьников к велоспорту;
Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной
ситуации;
Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на
дорогах и улицах.
Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
самостоятельности в принятии правильных решений;
убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил
дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного
движения;
здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенства
Содержание программы внеурочной деятельности
«Юные инспекторы дорожного движения»
Тема 1. Введение в образовательную программу внеурочной деятельности. – 2 часа
Теория. Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные
вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога,
транспорт, пешеход».
Практика. Оформление уголка по безопасности ДД.
Тема 2. История правил дорожного движения. – 3 часа
Теория. История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом
светофоре,
автотранспорте,
велосипеде,
дорожных
знаках…
Практика. Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.
Тема 3. Изучение правил дорожного движения. – 11 часов
Теория. Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности
пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения,
причины дорожно-транспортных происшествий.
Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.
Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Границы перекрестков.
Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.
ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места
перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение
пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства
регулирования движения. Знаки.
ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и
дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов.
Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.
Дорожные знаки. Знаки приоритета.
Дорожные знаки. Предписывающие знаки.
Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки
дополнительной информации.
Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям
стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.
Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки
противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка.
Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде
стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования
движения через железнодорожные переезды (1 часа).
Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и
второстепенная
дороги.
«Правило
правой
руки».
Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или
регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы.
Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и
специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками
желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками белолунного цвета и специальным звуковым сигналом.
Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила
проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.
Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд
перекрестков со светофорным регулированием.
Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые
перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые
перекрестки
равнозначных
дорог.
Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных
средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.
Движение через железнодорожные пути.
Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в
случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на
железнодорожном переезде.
ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда,
движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка
транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств.
Тормозной и остановочный пути.
Дорожные ловушки.
Причины ДТП.
Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.
Практика. Решение задач, карточек по ПДД.
Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.
Разработка викторины по ПДД в уголок.
Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим
говорят».
Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школадом».
Участие в конкурсах по правилам ДД.
Тема 4. Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи. – 2 часа
Теория. Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить
свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи.
Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
Виды повязок и способы их наложения.
Обморок, оказание помощи.
Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.
Обморожение. Оказание первой помощи.
Сердечный приступ, первая помощь.
Практика. Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении.
Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах,
обмороке, сердечном приступе.
Транспортировка пострадавшего.
Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.
Тема 5. Традиционно-массовые мероприятия. – 17 часов
Практика.
Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.
Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе.
Выступление в классах по пропаганде ПДД.
Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД. Участие в различных
конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинений…)
Планируемые результаты изучения учебного курса внеурочной деятельности
«Юные инспекторы дорожного движения»
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной
деятельности можно оценивать по двум уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками
знаний о безопасности дорожного движения, об основах оказания первой медицинской
помощи, о правилах дорожного движения.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к
базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
В результате реализации программы у учащихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты
У учеников будут сформированы:
установка на безопасный, здоровый образ жизни;
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научаться:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Познавательная УУД:
Обучающиеся научатся:
проводить сравнение и классификацию объектов;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научаться:
работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
формулировать свои затруднения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению;
осуществлять взаимный контроль;
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности
дорожного движения.
овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного
дорожного движения.
Тематическое планирование программы учебного курса внеурочной деятельности
«Юные инспекторы дорожного движения»
5-9 класс
№ П/П
1.
2.
3.
4.
5.
Раздел, тема
Тема 1: Введение
Тема 2: История правил дорожного движения
Тема 3: Изучение правил дорожного движения
Тема 4: Основы оказания первой медицинской доврачебной
помощи
Тема 5: Традиционно-массовые мероприятия
Итого
Общее
кол-во
часов
2ч
3ч
11 ч
2ч
16 ч
34 ч
Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности
«Юные инспекторы дорожного движения», 5-9 класс
( 1 час в неделю, всего 34 часов)
№ урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Тема занятия
Кол-во часов
Тема 1: Введение (2ч)
Введение. Правила движения – закон улиц и дорог.
1
Оформление уголка по безопасности дорожного движения.
1
Тема 2: История правил дорожного движения (3ч)
История и развитие Правил дорожного движения. Информация о
1
первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных
знаках…
ПДД. Общие положения.
2
Тема 3: Изучение правил дорожного движения (11ч)
Обязанности пешеходов. Обязанности пассажиров.
1
Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного
2
движения. История дорожных знаков. Дорожные знаки и их
группы.
Изготовление макетов дорожных знаков
3
Светофорное регулирование движение транспорта и пешеходов.
1
Сигналы светофора. Виды светофоров. Порядок перехода и
проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного
светофоров.
Дорожные ловушки. Решение задач по теме.
4
Тема 4: Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи (2 ч)
Основные требования при оказании ПМП при ДТП.
2
Тема 5: Традиционно-массовые мероприятия. (17 ч)
Подготовка выступления агитбригады.
2
Выступление агитбригады в начальной школе.
2
Дата по
плану
Дата по факту
13
14
15
16
17
18
Изготовление плакатов, листовок «Я пешеход! Я, водитель!»
Просмотр видеофильмов по ПДД
Игры, викторины, конкурсы
Встреча с сотрудниками ГИБДД
Подготовка к итоговому концерту
Отчетный концерт
ИТОГО
2
1
4
1
3
1
34
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы внеурочной деятельности
1. Головко В.В. Основы безопасности дорожного движения/ В.В. Головко. – М., 2007.
2. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников / В.П. Дмитрук. – М.,2008
3. Зеленин С.Ф. Правила дорожного движения с комментарием для всех понятным языком/ С.Ф. Зеленин. – М.,
2007.
4. Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность: метод. Пособие по правилам дорожного движения для
воспитателей, учителей начальных классов / Н.И. Клочанов. – М., 2004.
5. Куперман А.И. Безопасность дорожного движения / А.И. Куперман, Ю.В. Миронов. – М., 2007.
6. Психология обеспечения безопасности дорожного движения. – М., 2008.
7. Энциклопедия безопасности. – М.,2002.
8. Интернет-ресурсы.