«Практикум по обществознанию»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Сысертский городской округ
МАОУ СОШ № 9

Приложение к
Основным образовательным программам
основного и среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«Практикум по обществознанию»

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

с. Щелкун, 2023
Сертификат: 00904D6421DFB9BEC897355E125FE126D2
Владелец: Орехова Светлана Юрьевна
Действителен: с 03.03.2023 до 26.05.2024

Содержание программы внеурочной деятельности
Введение (2 ч.) Особенности ОГЭ по обществознанию в данном учебном году
Организация и методика подготовки к ОГЭ по обществознанию. Требования к ОГЭ по
обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института
педагогических измерений 2020. Кодификатор и спецификация ОГЭ по обществознанию –
2020.
Общество (4 ч.)
Общество - сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа.
Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные институты. Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные
изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап
НТР.
Человек (4 ч.)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность
человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей.
Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение,
Творчество.
Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность.
Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и
ответственность личности.

Решение тестовых заданий.

Духовная сфера общества (2 ч.)

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная,
массовая. Основные направления искусства. СМИ.
Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в
условиях НТР. Образование и самообразование.
Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые
религии.
Решение тестовых заданий.
Познание (3 ч.)

Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии.
Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.
Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание.
Социальное познание. Науки о человеке и обществе.

Решение тестовых заданий.

Экономическая сфера общества (4 ч.)

Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы
производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.
Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.
Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация
собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков.
Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост.
Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции.
Рынок труда и безработица. Инфляция.
Решение тестовых заданий.

Социальная сфера общества (3 ч.)
Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия,
классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная
ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное
государство. Социальная политика государства.

Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.
Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс.
Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.

Решение тестовых заданий.

Политическая сфера общества (4 ч.)

Политическая система. Структура политической системы; функции политической
системы.
Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая
идеология.
Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового
государства. Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.
Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные
системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.

Решение тестовых заданий.

Правовая сфера общества (4 ч.)

Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права.
Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового
и уголовного права в Российской Федерации.
Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени
Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты.
Правоохранительные органы. Местное самоуправление.
Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды
правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.
Решение заданий различных типов (2 ч.)
Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия.

Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение
позиций по группам и на установление соответствия.
Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию . Решение задач с
выбором ответа.
Решение заданий 19-22 (2 ч.)

Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана

Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию
автора и сформулировать ответ на вопрос. Развернутый ответ по заданной теме. Составление
плана.
Планируемые результаты программы внеурочной деятельности
«Практикум по обществознанию»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении содержания программы внеурочной деятельности, являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании
своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к
человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов,
единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и
грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной
школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся
реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей, свойственных подросткам.
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять
явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных
источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и
понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном
российском обществе социальных ценностей:
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их
роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и
правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур ; на убежденности в
важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед
нынешними и грядущими поколениями.
Тематическое планирование программы внеурочной деятельности
«Практикум по обществознанию»
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Название раздела
Введение
Общество
Человек
Духовная сфера
Познание
Экономическая сфера
Социальная сфера
Политическая сфера
Право
Решение заданий различных типов
Решение заданий 19-22 – 2ч.

Количество часов
2
4
4
2
3
4
3
4
4
2
2
34 часа

Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности
«Практикум по обществознанию», 9 класс
№
п/п

1-2

3-4
5-6

Наименование разделов и
тем
Введение. Особенности
ОГЭ по обществознанию в
данном учебном году
Общество - сложная,
динамично развивающаяся
система.
Ступени развития
общества.

Кол-во
часов

9
10

11

Человек как результат
биологической и
социокультурной эволюции
Многообразие видов
деятельности человека.

Характеристика деятельности обучающихся или виды учебной деятельности
Введение-2ч.
Ознакомиться с особенностями ОГЭ по обществознанию, с демоверсией - 2021

2

2

Тема 1. Общество – 4ч.
Выделять существенные признаки общества. Называть сферы общественной
жизни и характерные для них социальные явления. Показывать на конкретных
примерах взаимосвязь основных сфер общества.
Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в
постиндустриальное
общество.
Анализировать
факты
социальной
действительности, связанные с изменением структуры общества. Раскрывать
смысл понятия «общественный прогресс». Приводить примеры прогрессивных и
регрессивных изменений в обществе.
Тема 2. Человек - 4ч.
Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и
социальное в природе человека. Сравнивать свойства человека и животных.

1

Характеризовать деятельность человека, ее отдельные виды. Описывать и
иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Отработать навыки

2

2

7-8

Дата
Пла Факт
н

Человек в системе
социальных связей.

1

Формы и разновидности
культуры. Искусство, его
виды.

1

Отработать навыки решения тестовых заданий.
решения тестовых заданий.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи
между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать
качества собственной успешной деятельности.
Тема 3. Духовная сфера – 2ч.
Определять сущностные характеристики понятия «культура». Различать и
описывать явления духовной культуры. Находить и извлекать социальную
информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных
источников. Характеризовать духовные ценности российского общества.
Выражать свое отношение к тенденциям в культурном развитии.

Отработать навыки решения тестовых заданий.
12

Наука и образование.
Мораль. Религия.
1

Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли
науки в современном обществе. Объяснять роль морали в жизни общества.
Характеризовать основные принципы морали. Характеризовать моральную
сторону различных социальных ситуаций. использовать элементы причинноследственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие
общества и человека.

Отработать навыки решения тестовых заданий.
13

Познание мира.
1

14
15
16

Многообразие форм
человеческого знания.
Решение тестовых заданий

1
1

Экономика: наука и
хозяйство.
1

17

Экономические системы
1

18

Многообразие рынков.
1

19

Рыночные отношения.
1

Тема 4. Познание – 3ч.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями
духовного мира человека, его мыслей и чувств.

Отработать навыки решения тестовых заданий.

Приводить примеры морального выбора. Давать нравственные оценки
собственным поступкам, поведению других людей.

Отработать навыки решения тестовых заданий.
Отработать навыки решения тестовых заданий.

Отработать навыки решения тестовых заданий.
Тема 5. Экономическая сфера – 4ч.
Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять проблему
ограниченности экономических ресурсов. Различать свободные и экономические
блага. Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора.

Отработать навыки решения тестовых заданий.

Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов
участниками экономики. Различать и сопоставлять основные типы экономических
систем. Отработать навыки решения тестовых заданий.
Объяснять смысл понятия «собственность». Характеризовать и конкретизировать
примерами формы собственности. Называть основания для приобретения права
собственности. Отработать навыки решения тестовых заданий.
Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации
экономической жизни. Характеризовать условия функционирования рыночной
системы. Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары

20

Социальная система.
1

21
22

23
24
25

Семья и брак как
социальные институты.

1

Социальный конфликт и
пути его разрешения.

1

Политическая система.
Признаки, функции и
формы государства.
Политический плюрализм.

26

Структура политической
власти в РФ.

27

Право, система права.
Источники права.

1

1
1

1

и услуги. Отработать навыки решения тестовых заданий.
Тема 6. Социальная сфера – 3ч.
Выявлять и различать различные социальные общности и группы. Раскрывать
причины социального неравенства. Приводить примеры различных видов
социальной мобильности. Отработать навыки решения тестовых заданий.
Исследовать практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичные
для разных стран и исторических периодов. Выражать свою точку зрения на
значение семьи.
Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные
связи, материалы СМИ, показывать пути их разрешения. Отработать навыки

решения тестовых заданий.

Тема 7. Политическая сфера – 4ч.
Характеризовать власть и политику как социальные явления.
Раскрывать признаки, функции и формы государства. Различать формы правления
и государственного устройства. Отработать навыки решения тестовых заданий.
Характеризовать проявления политического плюрализма. Отработать навыки

решения тестовых заданий.

Характеризовать структуру политической власти в РФ Отработать навыки

решения тестовых заданий.

Тема 8. Право – 4ч.
Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической
силы. Сопоставлять позитивное и естественное право. Характеризовать основные
элементы системы российского законодательства. Отработать навыки решения

тестовых заданий.
28

Права человека.
1

29

Конституция РФ.
1

30

Правоотношения и
правонарушения.
Юридическая

1

Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного
поведения. Объяснять отличие права от других социальных норм. Комментировать
некоторые определения права. Отработать навыки решения тестовых заданий.
Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы.
Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ,
подтверждающие её высшую юридическую силу. Называть главные задачи
Конституции. Отработать навыки решения тестовых заданий.
Раскрывать смысл понятия «правоотношение», показывать на примерах отличия
правоотношений от других видов социальных отношений.
Различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и

признаки правонарушений. Отработать навыки решения тестовых заданий.
Тема 9. Решение заданий различных типов – 2ч.
Уметь распределять позиций по группам и устанавливать соответствия.

ответственность.
31
32

3334

Задания на распределение
позиций по группам и на
установление соответствия.
Задания на соотнесение
понятий и определений; на
конкретизацию.
Развернутый ответ по
заданной теме. Составление
плана

1
Уметь соотносить понятия и определения.
1

Отработать навыки решения тестовых заданий.
Тема 10. Решение заданий 19-22 – 2ч.
Развивать навыки составления плана, умения дать развернутый ответ.

2



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.