МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Сысертский городской округ
МАОУ СОШ № 9
Приложение к
Основной образовательной программе
основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«География Свердловской области»
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00904D6421DFB9BEC897355E125FE126D2
Владелец: Орехова Светлана Юрьевна
Действителен: с 03.03.2023 до 26.05.2024
с. Щелкун, 2023
Программа курса внеурочной деятельности «География Свердловской области»
составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС
ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей
программе воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации
обязательной части образовательной программы основного общего образования.
Программа курса внеурочной деятельности отражает основные требования ФГОС ООО к
личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ.
Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей малой родине, взаимопонимания с
другими народами на основе формирования географического образа Свердловской области,
ценностных ориентаций личности;
2) воспитание экологической культуры, основных географических особенностях природы,
населения и хозяйства региона, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и
рационального использования природных ресурсов;
3) формирование способности поиска и применения различных источников
географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики,
объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных
ситуаций.
На изучение курса отводится по одному часу в неделю в 8 и 9 классах.
Содержание программы
РАЗДЕЛ 1. Общий обзор Свердловской области
Введение
Свердловская область - субъект Российской Федерации. Дата образования Свердловской
области.
Современное
административно-территориальное
устройство:
территории,
подчиненные сельским администрациям, административные районы и города с подчиненными
территориями, управленческие округа.
Что изучает география области. Роль географических знаний в комплексном изучении
родного края. Значение краеведческой работы и знаний о родном крае для местного населения.
Источники и методы изучения родного края
Как изучать географию области. Источники географо-краеведческих знаний: учебная и
научно-популярная литература, карты, атласы, периодическая печать, статистические и
архивные материалы, устные сведения. Памятники природы, истории и культуры. Топонимика.
Методы изучения географических природных и социально-экономических явлений:
камеральные, экскурсионные, экспедиционные.
Практическая работа 1. Знакомство с учебником по географии Свердловской области,
географо-краеведческим атласом, альбомом контурных карт, стенными картами и другими
источниками географической информации.
Географическое положение
Площадь территории области (сравнение с другими регионами и государствами мира).
Конфигурация территории: географические координаты крайних точек, протяженность с севера
на юг и с запада на восток. Границы, соседние республики и области.
Физико-географическое положение: положение по отношению к океанам, крупным
природным регионам и природным зонам. Граница «Европа-Азия» на территории области.
Экономико- и политико-географическое положение: Свердловская область на политикоадминистративной карте России (внутригосударственное положение), положение на стыке
Западной и Восточной экономических зон. Изменение экономико-географического положения
во времени.
Оценка физико-политико-экономико-географического положения.
Практическая работа 2. Анализ географического положения области. Нанесение границ
области на контурную карту. Определение географических координат крайних точек области,
географического центра. Вычисление протяженности с севера на юг и с запада на восток.
Вычисление расстояний до восточных и западных, северных и южных границ СНГ, России.
Сравнение географического положения с другими областями Урала, России.
РАЗДЕЛ 2. Население и хозяйство
История заселения и хозяйственного освоения территории Свердловской области
Первоначальные сведения о населении территории современной Свердловской области по
материалам археологических раскопок и древним литературным источникам.
Этапы в истории заселения и хозяйственного освоения территории.
Первый этап (конец XII - вторая половина XVI вв.) - связь с Новгородской землей и
Московской Русью.
Второй этап (вторая половина XVI - конец XVII вв.) - поход Ермака, присоединение к
территории Русского государства, возникновение первых городов. Преимущественное
сельскохозяйственное освоение юго-восточной Зауральской части, возникновение крупных
сельских поселений - слобод. Начало развития горнозаводской промышленности.
Третий этап (конец XVII - начало XIX вв.) - бурное развитие горнозаводского дела на
Среднем Урале. В.Н. Татищев и В.И. де Геннин - выдающиеся государственные деятели,
основатели Екатеринбурга. Династия горнозаводчиков Демидовых -основателей черной
металлургии на Урале. Становление промышленной культуры Среднего Урала. И.И. Ползунов изобретатель и конструктор паровой машины.
Четвертый этап (XIX - начало XX вв.) - признаки застоя в развитии горнозаводской
промышленности на Среднем Урале. Возникновение новых отраслей промышленности:
металлообработки и машиностроения, химической, лесной. Постройка первого русского
паровоза Е.А. и М.Е. Черепановыми, изобретение радио А.С. Поповым. Расцвет камнерезного и
гранильного искусства.
Пятый этап (советский период) - индустриализация, прием эвакуированных с запада
предприятий во время Великой Отечественной войны. Милитаризация промышленного
комплекса Среднего Урала. Начало проявления кризиса в базовых отраслях промышленности в
60-е годы.
Шестой этап (постсоветский период) - развитие хозяйства по пути рыночных отношений,
создание новых форм собственности и организации производства, конверсия ВПК.
Изучение природы, населения, хозяйства региона. Крупнейшие исследователи и
исследования. Первые исследователи природы. Современные исследования: крупнейшие
научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и уральские географы,
Свердловский филиал Русского географического общества.
Описания Среднего Урала в произведениях уральских писателей. Д.Н. Мамин-Сибиряк создатель образов быта и природы Урала. П.П. Бажов - автор сказов о каменных богатствах и
мастерах старого Урала.
Практическая работа 3. 1. Нанести на контурную карту ареалы хозяйственного освоения в
разные исторические периоды.
Показать в пределах ареалов наиболее крупные населенные пункты.
Творческая работа (для углубленного изучения). Составить подборку произведений
известных писателей о Среднем Урале, быте, традициях населения.
География населения
Этнический состав населения и его формирование. Коренные национальности Среднего
Урала: манси, башкиры, сибирские татары и пришлое население. Образ жизни и основные
занятия коренного населения в прошлом и настоящем.
Динамика численности населения Свердловской области. Периоды наиболее высокого и
низкого прироста населения. Изменение численности населения в связи с особенностями
естественного прироста. Роль миграций в формировании и динамике численности населения в
разные исторические периоды. Территориальные различия динамики населения.
Возрастной и половой состав населения как фактор и результат демографического
развития области. Территориальные особенности полового и возрастного состава населения.
«Старение» населения области. Проблема «невест» в сельской местности.
Карта плотности населения. Влияние природных условий и географии хозяйства на
размещение и плотность населения. Главные полосы расселения Свердловской области.
Социальный состав населения и его изменение в постсоветский период под влиянием
изменения социальных отношений. Современная социальная стратификация общества
Среднего Урала и ее географические особенности.
Трудовые ресурсы Свердловской области, их количественная и качественная
характеристика. Взаимосвязь с половозрастной структурой и демографическими процессами.
Профессиональный состав трудовых ресурсов Среднего Урала в прошлом: рудознатцы,
каменных дел мастера, углежоги, металлурги. Народные промыслы. Современный
профессиональный состав трудовых ресурсов. Резкое преобладание занятых в тяжелой
промышленности. Система подготовки кадров. Наиболее крупные центры профессиональной
подготовки: Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Серов. Использование
трудовых ресурсов. Проблемы занятости трудовых ресурсов в современных условиях.
Городское население и его динамика. Процесс урбанизации, уровень и темпы. Типы
городских поселений Свердловской области по происхождению, людности и выполняемым
функциям. Горнозаводская часть области - наиболее урбанизированный район. Системы
городских поселений: Екатеринбургская, Нижнетагильская, Серовская - их специфика.
Сельское расселение и его характерные особенности в различных природнохозяйственных зонах. Деревенский приречный и притрактовый характер расселения. Облик
уральской деревни в прошлом и настоящем.
Повышенный удельный вес несельскохозяйственных поселений в сельском расселении.
Взаимосвязь городского и сельского расселения. Екатеринбургская городская агломерация.
Географические проблемы населения и трудовых ресурсов в Свердловской области.
Практическая работа 4. Изучение населения области (по выбору учителя).
Вычертите график динамики численности населения Свердловской области.
Проанализируйте его. Увяжите динамику населения с динамикой его естественного и
механического движения.
Изучите карту плотности населения, выделите районы с высокой плотностью и
попытайтесь объяснить причины их возникновения. Определите (способом наложения карт:
физико-географической, климатических и плотности населения), какие экстремальные условия
не благоприятствуют расселению людей?
Составьте круговые диаграммы структуры занятости населения России и Свердловской
области. Сравните их, выявите и объясните различия. Выясните, в каких отраслях народного
хозяйства работают ваши родители? Чем обусловлен выбор ими профессии? Где и кем работали
ваши деды и прадеды? Кто из вас хотел бы продолжить семейную традицию в выборе
профессии и почему?
География хозяйства
Хозяйственный комплекс Свердловской области в составе народно-хозяйственного
комплекса Урала и страны. Уникальность комплекса: высокий уровень специализации на
отраслях тяжёлой промышленности, тесная взаимоувязанность производств.
Межотраслевые комплексы и отрасли государственного значения(специализации)
Металлурго-химический комплекс - фундамент всего хозяйственного комплекса
Свердловской области. Черная металлургия и ее характерные особенности: высокий уровень
концентрации, дефицит сырья, низкая техническая оснащенность. Ведущие факторы
размещения черной металлургии на территории области (сырьевой, экономико-географическое
положение и исторический) и ее география.
Цветная металлургия области и ее отраслевой состав. Медная промышленность старейшая отрасль цветной металлургии на Среднем Урале. Сырьевой фактор в размещении
медеплавильной промышленности. Алюминиевая промышленность - наиболее молодая отрасль
цветной металлургии Свердловской области. Влияние сырьевой базы и электроэнергетики на
размещение производств алюминия в области. Производство никеля. Проблемы развития
цветной металлургии: дефицит сырья и электроэнергии.
Взаимосвязь черной и цветной металлургии с химической промышленностью на основе
комплексного использования сырья и утилизации отходов. Развитие производства азотных
удобрений и пластмасс на основе коксования угля на Нижнетагильском металлургическом
комбинате; производство серной кислоты и фосфорных удобрений на Красноуральском и Среднеуральском (СУМЗ - г. Ревда) медеплавильных комбинатах.
Химические производства, развивающиеся на привозном сырье: шинное и
резинотехнических изделий, синтетических волокон.
Карты черной, цветной металлургии и химической промышленности.
Машиностроительный комплекс. Отраслевой состав. Ведущая роль тяжелого
машиностроения (оборудование для горнодобывающей, металлургической промышленности,
энергетическое оборудование). Изменение отраслевого состава машиностроения за
послевоенный период: развитие радиотехнического, инструментального машиностроения.
Взаимосвязь машиностроительного и металлурго-химического комплексов. Влияние трудовых
ресурсов и научно-технической базы на размещение машиностроения в Свердловской области.
Место военно-промышленного комплекса в машиностроении области и проблемы конверсии.
Карта машиностроительного комплекса.
Лесопромышленный комплекс. Состав комплекса (лесозаготовка, лесопильнодеревообрабатывающая,
целлюлозно-бумажная,
лесохимическая
гидролизная
промышленности). Углублен-ная переработка древесины и использование отходов,
экологическая целесообразность дальнейшей разработки лесов. Роль железнодорожных
магистралей Ивдель-Обь и Тавда-Сотник для развития и размещения предприятий комплекса.
Карта лесопромышленного комплекса.
Межотраслевые комплексы и отрасли внутриобластного значения
(обслуживающие население и хозяйство Свердловской области)
Топливно-энергетический комплекс. Состав комплекса. Топливно-энергетический баланс
Свердловской области и его изменение. Основные поставщики топлива.
Электроэнергетика. Несоответствие объемов производства и потребления электроэнергии.
Проблемы и перспективы развития и размещения топливно-энергетического комплекса.
Карта топливно-энергетического комплекса Свердловской области. Крупнейшие
электростанции: Рефтинская, Средне-уральская, Белоярская (АЭС), Краснотурьинская.
Комплекс отраслей по производству строительных материалов. Состав комплекса.
Взаимосвязь комплекса с другими отраслями промышленности и межотраслевыми
комплексами. Цементная промышленность и ее связь с черной металлургией. Асбестовая
промышленность - отрасль государственной специализации. Производство стеновых
материалов (кирпич, железобетонные изделия) и их тяготение к потребителю. Стекольная
промышленность.
Карта комплекса по производству строительных материалов. Невьянск, Сухой Лог
(производство цемента), Асбест. Проблемы развития промышленного комплекса. Создание
совместных предприятий, предпринимательство в промышленности.
Агропромышленный комплекс. Специфические особенности агроклиматических
ресурсов: недостаточное количество тепла в северных районах, поздние весенние и ранние
осенние заморозки в южных районах, переувлажненность северо-восточной части области.
Структура земельного фонда, малый удельный вес сельскохозяйственных угодий и посевных
площадей. Низкое естественное плодородие почв, каменистость и маломощность горных почв.
Карта агроклиматических ресурсов. Социальные факторы, влияющие на развитие и
специализацию сельского хозяйства: высокий уровень урбанизации центральной и южной
частей области, слабая транспортная обеспеченность северо-востока.
Сельское хозяйство - основа агропромышленного комплекса. Животноводство в структуре
сельского хозяйства области, молочно-мясная специализация животноводства. География
животноводства. Структура растениеводства: выращивание зерновых (яровая пшеница, озимая
рожь, ячмень), овощеводство и картофелеводство. География растениеводства.
Неоднородность специализации и уровня развития сельского хозяйства. Три зоны
сельскохозяйственной специализации: пригородная овоще-картофеле-молочная, предуральская
и зауральская мясо-молочно-зерновая, северо-восточная мясного животноводства с очагами
полеводства. Карты сельскохозяйственного производства.
Промышленность по переработке сельскохозяйственной продукции: молочная,
мукомольная, мясная. Ориентация пищевой промышленности на потребителя.
Производство машин, минеральных удобрений и комбикормов для сельского хозяйство.
Проблемы агропромышленного комплекса Свердловской области как части
Нечерноземной зоны России. Развитие личных подсобных хозяйств.
Становление и развитие новых социальных отношений в сельском хозяйстве.
Комплекс по производству товаров народного потребления и сфера услуг. Состав
комплекса, относительно низкий уровень развития комплекса. Факторы размещения легкой
промышленности Свердловской области: потребительский и необходимость использования
свободных женских трудовых ресурсов.
Сфера услуг Свердловской области: бытовое, торговое, медицинское, культурнопросветительное обслуживание населения и их география. Народное образование,
географические особенности школьного обслуживания. Иерархия центров обслуживания
населения. Основные региональные центры сферы услуг: Екатеринбург, Нижний Тагил, Серов,
Каменск-Уральский, Красноуфимск, Ирбит, Тавда. Малый бизнес в сфере обслуживания. Карты
легкой промышленности и сферы обслуживания.
Транспортный комплекс. Состав комплекса и роль отдельных видов транспорта в его
структуре.
Ведущая роль железнодорожного транспорта во внешних перевозках и во внутренних
перевозках массовых грузов. Густота железных дорог в пределах области и ее территориальные
различия. Электрификация железных дорог. Крупные железнодорожные узлы и
железнодорожные магистрали.
Автомобильный транспорт и его ведущая роль во внутриобластных перевозках. Густота
автодорог с твердым покрытием в пределах области и её территориальные различия.
Важнейшие автодороги. Речной транспорт и его роль в северо-восточных районах. Основные
судоходные реки: Тавда и Тура. Воздушный транспорт. Екатеринбургский аэропорт - один из
крупнейших в стране. Трубопроводный транспорт. Трубопроводы, связывающие область с
основными нефте- и газоносными районами страны: Бухара-Урал, Уренгой-Игрим-СеровНижний Тагил-Екатеринбург. Карты транспорта.
Внешние и внутренние связи. Характеристика структуры ввоза и вывоза: преобладание
топлива, минерального сырья, продукции сельского хозяйства, легкой и пищевой
промышленности - во ввозе и металла, проката, оборудования для тяжелой и горнодобывающей
промышленности - в вывозе. Сырьевые грузопотоки с севера и северо-востока области и
продукции обрабатывающих отраслей в обратном направлении.
Карты внешних и внутренних связей Свердловской области.
Практическая работа 5. Оценка степени развития разных видов транспорта внешних
экономических связей Свердловской области (по выбору учителя).
1. Составление проекта развития транспортной системы одного из субрегионов
Свердловской области.
Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства и расселения в
Свердловской области на основании карт расселения и транспорта.
Составление картосхемы внешних экономических связей Свердловской области на основе
статистических материалов.
Планируемые результаты освоения программы учебного курса внеурочной деятельности
«География Свердловской области»
Личностные результаты
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию
природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное
отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного
наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к
символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности
(патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа
России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной
деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные
проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в
российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для
окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других
народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе
и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран
мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы
и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников
географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач;
овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках,
установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение
правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила
здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к
природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем
и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Метапредметные результаты
Изучение учебного курса внеурочной деятельности способствует достижению
метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов,
процессов и явлений;
устанавливать существенный признак классификации географических объектов,
процессов и явлений, основания для их сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных
наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов,
процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое
и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных
вопросов и проблем;
проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на
краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических
объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими
объектами, процессами и явлениями;
оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического
исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и
выводов;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов
и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей
среды.
Работа с информацией
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников географической информации с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, в различных источниках географической информации;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической
информации;
оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам
различных вопросов в устных и письменных текстах;
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических
проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных
географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах
работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной
задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать
способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
владеть способами самоконтроля и рефлексии;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
Предметные результаты:
прогнозировать геокультурное своеобразие территории Свердловской области как
субъекта Российской Федерации;
оценивать тенденции изменения природных, экономических и социокультурных
процессов в регионе как составной части российского географического пространства;
возможные изменения географических объектов на территории Свердловской области
под действием природных и социокультурных факторов с учетом закономерностей их
возникновения и развития;
оценивать изменения в сложившемся региональном опыте хозяйственной деятельности
под влиянием реформирования хозяйственного комплекса страны;
объяснять закономерности размещения основных видов природных ресурсов и их
территориальные сочетания;
объяснять
принципы
рационального
природопользования
как
элементы
соционормативной культуры человека, последствия нарушения этих принципов для природы и
жизни человека:
понимать смысл былин, сказаний, преданий, поговорок как результат художественного
осмысления природных особенностей региона и культурно-исторических связей населения с
природой мест проживания;
знать особенности населения: численность, демографические процессы, половозрастную
структуру, структуру занятости, темпы и уровень урбанизации, расселение;
знать географию межотраслевых комплексов российского и областного значения,
особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства, соотношение уровней
развития различных отраслей в хозяйственном комплексе региона;
анализировать противоречия между традиционными и новыми видами хозяйствования в
регионе и вытекающие отсюда проблемы;
понимать географические особенности региона как уникального, самобытного
геокультурного
пространства,
староосвоенного,
милитаризированного,
высокоурбанизированнорго субъекта Российской Федерации;
уникальность и общечеловеческую ценность объектов, имеющих статус памятников
природы и культуры.
описывать географические особенности отдельных территорий в пределах Свердловской
области; особенности отраслей и межотраслевых комплексов, внешнеэкономические связи,
состав экспорта - импорта; связи между природными, культурно-историческим,
экономическими и демографическими процессами;
описывать территориальные различия условий жизни и хозяйственной деятельности
людей в регионе;
определять зависимость между рельефом и геологическим строением территории по
тематическим картам: физической, геологической, тектонической, геоморфологической;
взаимосвязи между типами растительности, почв, особенностями рельефа и режима
увлажнения;
Называть особенности географического положения Свердловской области, размеры
территории, протяженность-границ, координаты крайних точек; численность, этнический
состав населения, ареалы распространения основных этнических групп, особенности
демографической ситуации в регионе, размещение городского и сельского населения, называть
имена известных ученых, путешественников, выдающихся личностей, внесших вклад в
освоение и изучение Среднего Урала; методы географических исследований, примеры
современных географических исследований на территории Свердловской области.
Тематическое планирование программы внеурочной деятельности
Кол-во часов
Лабораторные,
№
Название темы
практические работы
1
Введение
3
2
География населения.
7
1
3
География хозяйства.
11
1
4
Экономическое районирование.
4
5
Экология области.
4
1
6
Малая Родина.
4
1
Резерв
1
Всего
34
4
Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности «География Свердловской области»
Тема, урок
Колич
Дата
ество план факт
часов
Краткое содержание
(основные понятия)
Введение.
3
Урок 1. Особенности
ЭГП Свердловской
области.
1
Особенности экономикогеографического положения
Урок 2. Развитие
металлургии на Урале.
Династия
горнозаводчиков
Демидовых.
Урок 3. Развитие
металлургии. Татищев
В.Н.
Раздел 3 . Население и
хозяйство.
Тема. География
населения.
Урок 4. Этнический
состав населения.
1
Роль Демидовых как
основателей металлургохимического комплекса на
Урале.
1
Роль Татищева В.Н. в
развитии горного дела на
Урале.
УУД
Практическая работа 1. Знакомство с
учебником по географии Свердловской
области, географо-краеведческим атласом,
альбомом контурных карт, стенными
картами и другими источниками
географической информации.
Практическая работа 2. Анализ
географического положения области.
Нанесение границ области на контурную
карту. Определение географических
координат крайних точек области,
географического центра. Вычисление
протяженности с севера на юг и с запада на
восток. Вычисление расстояний до
восточных и западных, северных и южных
границ СНГ, России. Сравнение
географического положения с другими
областями Урала, России.
диктант
18
7
1
Этнический состав
населения и историю его
Контролирующие
материалы
Устанавливать связи между
природными, культурно-
формирования.
Урок 5. Динамика
численности населения.
1
Численность населения
области
Урок 6. Плотность
населения.
1
Урок 7. Трудовые
ресурсы.
1
Влияние природных
условий и географии
хозяйства на размещение и
плотность населения,
главные полосы расселения
Свердловской области.
Современные проблемы
занятости трудовых
ресурсов.
Урок 8. Народные
промыслы.
Урок 9. Практическая
работа 4. Изучение
населения области.
Урок 10. Городское и
сельское население.
1
Тема. География
хозяйства.
Урок 11. Общая
характеристика
хозяйства.
11
1
1
1
историческими,
экономическими и
демографическими
процессами.
Анализировать таблицы и
графики динамики
численности населения,
сопоставлять их со
среднероссийскими
показателями.
Читать карту плотности
населения.
Анализировать карту
плотности населения,
диаграммы, делать выводы.
Индивидуальные сообщения об одном из
промыслов на выбор учащихся.
Письменный отчет по работе.
Наиболее значительные
системы расселения,
особенности размещения
городского и сельского
населения.
Факторы, влияющие на
отраслевую и
территориальную структуру
области.
Анализировать структуру
хозяйства по картам и
статистическим материалам.
Практическая работа 3.
1. Нанести на контурную карту ареалы
хозяйственного освоения в разные
исторические периоды.
Показать в пределах ареалов наиболее
крупные населенные пункты.
Творческая работа (для углубленного
изучения). Составить подборку произведений
известных писателей о Среднем Урале, быте,
традициях населения.
Урок 12. МХК –
фундамент всего
хозяйственного
комплекса Свердловской
области.
Урок 13.
Машиностроительный
комплекс.
Урок 14.
Лесопромышленный
комплекс.
Урок 15 .Топливноэнергетический комплекс.
1
Основные центры черной,
цветной металлургии,
химической
промышленности.
Основные центры
показывать и называть по
карте.
1
Отраслевой состав
комплекса.
Читать карту
машиностроения.
1
Состав комплекса.
Читать карту ЛПК
1
Уметь показывать по карте
крупнейшие электростанции.
Урок 16. Комплекс
отраслей по производству
строительных
материалов.
Урок 17.
Агропромышленный
комплекс.
1
Проблемы и перспективы
развития и размещения
ТЭК.
Основные центры по
производству строительных
материалов.
Работать с картами
сельскохозяйственного
производства.
Урок 18. Комплекс по
производству товаров
народного потребления и
сфера услуг.
1
Специфические
особенности
агроклиматических
ресурсов.
Состав комплекса
Урок 19.Транспортный
комплекс.
1
1
Основные транспортные
магистрали области.
Показывать основные
центры по карте области.
Показывать основные
региональные центры сферы
услуг: Екатеринбург,
Нижний Тагил, Серов,
Каменск-Уральский,
Красноуфимск, Ирбит,
Тавда.
Показывать основные
магистрали по карте.
Практическая работа 5. Оценка степени
развития разных видов транспорта внешних
экономических связей Свердловской области
(по выбору учителя).
1. Составление проекта развития
транспортной системы одного из
субрегионов Свердловской области.
Составление картосхемы территориальной
структуры хозяйства и расселения в
Свердловской области на основании карт
расселения и транспорта.
Составление картосхемы внешних
экономических связей Свердловской области
на основе статистических материалов.
Урок 20. Внешние и
внутренние связи
Свердловской области.
1
Урок 21. Практическая
работа 6. Установление
экономических связей
Свердловской области.
Раздел 4. Экономикогеографические районы.
Тема. Экономическое
районирование.
Урок 22. Экономическое
районирование.
Горнозаводской район.
1
Урок 23. Промышленное
Зауралье.
Лесопромышленное
Зауралье.
1
Внешние экономические
связи области с субъектами
РФ, странами ближнего и
дальнего зарубежья.
Работать с картами внешних
и внутренних
экономических связей
свердловской области.
На основе информации учебника с. 288
составить презентацию.
Опорный конспект с показом внешних и
внутренних экономических связей
Свердловской области.
4
1
Принципы выделения
внутриобластных
экономико-географических
районов и их состав.
Исторические особенности
заселения и хозяйственного
освоения района.
Влияние ГП, природных,
исторических,
экономических условий на
особенности хозяйственной
Показывать по картам
границы районов и их
состав.
Определять по картам
особенности ЭГП, основные
виды природных ресурсов,
главные особенности
Характеристика одного района на выбор
учащегося.
специализации.
Урок 24. Аграрнопромышленное Зауралье.
Аграрно-промышленное
Предуралье.
1
Урок 25. Города
Свердловской области.
1
Раздел 5. Экологические
проблемы области.
Тема. Экология области.
Урок 26. Общая оценка
экологической
обстановки Свердловской
области.
4
Урок 27. Основные пути
рационального
использования
природных ресурсов.
Урок 28. Охрана
природы.
1
Урок 29. Практическая
работа 7. Анализ
1
4
1
1
Влияние ГП, природных,
исторических,
экономических условий на
особенности хозяйственной
специализации.
Причины и основные
факторы возникновения
экологически острых и
кризисных ситуаций в
области.
Основные направления
оптимизации
природопользования в
области.
Систему особо охраняемых
государственных
территорий области:
заповедников, заказников,
памятников природы,
природных национальных
парков; охраняемые виды
растений и животных;
правила поведения человека
на природе.
расселения населения и
размещения хозяйственных
центров.
Определять по картам
особенности ЭГП, основные
виды природных ресурсов,
главные особенности
расселения населения и
размещения хозяйственных
центров.
Описывать облик городовэкономических центров
районов и подрайонов.
Работать с
информационными и
статистическими
материалами,
характеризующими
экологические проблемы.
Практическая работа 7. Составление
сравнительной характеристики двух районов.
Презентация о любом городе области на
выбор учащегося.
Индивидуальные сообщения о загрязнение
окружающей среды по выбору учителя.
Описывать памятники
природы и др.охраняемые
территории своего региона,
составлять экологический
паспорт природных и
хозяйственных объектов.
Письменный отчет по работе.
экологических ситуаций.
Раздел 6. Своя местность.
Тема. Малая Родина.
Урок 30. История села,
население и хозяйство.
4
1
Урок 31. Практическая
работа 8.
1
Урок 32. Практическая
работа 8. Ч.2
Урок 33. Практическая
работа 9. Оценка
экологической ситуации
«малой Родины».
1
Итого: 33 часов
Резерв: 1 час
1
Особенности
национального состава,
основные отрасли
хозяйства.
Особенности природы,
хозяйства, экологической
ситуации.
Выявлять влияние
природных особенностей на
условия жизни населения, на
условия труда и отдыха.
Проложить маршрут на
бумаге.
Провести по маршруту,
защитить свой маршрут.
Составить схематичный
план с обозначением
объектов, явлений
экологического
неблагополучия условными
знаками, надписями.
Письменный отчет.
Маршрут на местности.
План-схема.