«Школьный музей»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Сысертский городской округ
МАОУ СОШ № 9

Приложение к
Основной образовательной программе
основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Школьный музей»

с. Щелкун, 2023 год
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00904D6421DFB9BEC897355E125FE126D2
Владелец: Орехова Светлана Юрьевна
Действителен: с 03.03.2023 до 26.05.2024

Учебная программа «Школьный музей» предполагает обучение детей основам
краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности
школьного музея.
Школьный краеведческий музей в соответствии со своим профилем расширяет и
углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины,
воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее
историческому прошлому и настоящему.
Музей
выступает важным фактором
формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и
укреплению школьных традиций.
Содержание программы «Школьный музей»
Тема 1.Вводное занятие. Цели и задачи курса. Инструктаж (1час)
Теоретические занятия. Инструктаж.
Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в
движении. Школьный музей как организационно – методический центр. Организация
участия учащихся в местных, районных, региональных краеведческих программах .
Тема 2. Наследие в школьном музее (4 часа)
Теоретические занятия (2часа)
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия.
Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод
выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и
использования.
Практическое занятие (2 часа)
Тема 3. Родной край в истории страны (6 часов)
Теоретические занятия (1 час)
История заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных
источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные
особенности природы, истории и культуры родного края.
Практические занятия (5 часов)
Экскурсии по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного
края.
Тема 4. Функции школьного музея (2 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Полифункциональность школьного музея: детский клуб; общественная организация,
объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и
учащихся; способ документирования истории, природы и общества родного края; форма
сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа
профессиональной ориентации детей.
Тема 5. Организация школьного музея (4 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся.
Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности
актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.
Практические занятия (2 часа)
Выборы актива школьного музея. Обсуждение функций актива.
Тема 6. Моя семья и родной край (8 часов)
Теоретические занятия (2 часа)
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив.
Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление
родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Практические занятия (6 часов)
2

Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей
архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
Тема 7. Наша школа в истории села (8 часов)
Теоретические занятия (2 часа)
История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники
школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках.
Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных
архивах.
Практические занятия (6 часов)
Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и
рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы.
Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение
исторической хроники и летописи школы.
Тема 8. Комплектование фондов школьного музея (4 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого
исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события,
явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной
информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного
значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической
сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других
полевых изысканий.
Практические занятия (2 час.)
Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей
между участниками поисково-собирательной работы. Разработка маршрутов походов и
экспедиций.
Тема 9. Фонды школьного музея (4 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные
фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций.
Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных
предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация
музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и
архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.
Практические занятия (2 часа)
Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного
и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных
коллекций.
Тема 10. Учет и описание музейных предметов (4 часа)
Теоретические занятия (1 час)
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов:
главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта
музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Практические занятия (3 часа)
Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных
предметов, составлению учетных карточек музейных предметов.
Тема 11. Экспозиция школьного музея (2 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая,
систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Основные приёмы
3

экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в
экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Тема 12. Тексты в музейной экспозиции (2 часа)
Теоретические занятия (1 час)
Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов.
Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Практические занятия (1 час)
Игра-практикум по составлению этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в
экспозиции.
Тема 13. Военная слава земляков(6 часов)
Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных
действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии
семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России. (2 ч.)
Практические занятия (4 часа)
Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших
действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга
Памяти.
Тема 14. Экскурсионная работа в школьном музее (6 часа)
Теоретические занятия (1 час)
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия
музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы
подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и
популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь,
внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Практические занятия (5 часов)
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Проведение
экскурсий.
Тема 15. Индивидуальные консультации по темам проектов (6 часов)
Планируемые результаты изучения программы внеурочной деятельности
«Школьный музей»
Через систему краеведческой работы школа предполагает воспитывать в будущем
гражданине России:


чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей
нации, гордость за свою Родину;



высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать своё
общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь
гармонично и нравственно



чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире,
потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и
досуговой сферах жизни;



способность к творчеству, потребность в углубленном изучении какой – либо
отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания
4



физическое совершенство; умение избегать всего, что может вредить здоровью,
адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ жизни.

Воспитание социальной ответственности и компетентности:


позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;



умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию,
поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета исходя из традиционных
духовных ценностей и моральных норм;



первоначальные навыки практической деятельности в составе различных
социокультурных групп конструктивной общественной направленности;



сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья,
классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения,
неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в
этих сообществах;



знание о различных общественных и профессиональных организациях, их
структуре, целях и характере деятельности;

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:


ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к
героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание

• знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;


продолжать героические традиции многонационального российского народа;



начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;



умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебноисследовательских задач;



умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с
информацией из разных источников;



начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных
комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со
сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;



умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время,
информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте,
осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации
учебных и учебно-трудовых проектов;

5

Тематический план по программе внеурочной деятельности
«Школьный музей»
№
Содержание программы
п/п.

Теоретические Практические
занятия
занятия

Всего

1

Вводное занятие. Цели и задачи
курса. Инструктаж.

1

0

1

2
3

Наследие в школьном музее.
Родной край в истории
государства Российского.
Функции школьного музея
Организация школьного музея.
Моя семья и родной край.
Наша школа в истории села.

2
1

2
5

4
6

2
2
2
2

0
2
6
6

2
4
8
8

Комплектование фондов
школьного музея
Фонды школьного музея

2

2

4

2

2

4

Учёт и описание музейных
предметов
Экспозиция школьного музея.
Тексты в музейной экспозиции
Военная слава земляков
Экскурсионная работа в
школьном музее.
Подготовка к конкурсу
исследовательских работ по
краеведению. Конкурс
исследовательских работ по
краеведению
Заседание Совета и актива
школьного музея
Областные и районные
мероприятия
Итого:

1

3

4

2
1
2
1

1
4
5

2
2
6
6

0

6

6

0

1

1

0

4

4

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

16
17

68

6

Календарно-тематический план к программе внеурочной деятельности
«Школьный музей»
№
п/п.

Дата
проведения
план факт

Тема занятия

Теоретичес Практикие занятия ческие
занятия

Всего

1

Вводное занятие. Цели и задачи
курса. Инструктаж.

1

0

1

2-3

Наследие в школьном музее.

2

0

2

4-5

Музеефикация объектов наследия
как
способ
их
охраны
и
использования.
История заселения родного края.
Уникальные особенности природы,
истории и культуры родного края.
Экскурсии
по
достопримечательным
объектам
природы, истории и культуры
родного края.
Функции школьного музея
Школьный музей как
общественное учебноисследовательское объединение
учащихся.
Учредительные
документы
школьного музея.

0

2

2

1

0

1

0

5

0

2
1

0
0

2
1

1

0

1

Практические занятия: Выбор и
функции актива музея.
Семейные предания, традиции и
реликвии. Семейный архив.
Памятные события в истории семьи.
Биографии членов семьи, рода.
Составление родословных таблиц.
Описание семейного архива и
семейных реликвий.
История школы.
Школьные традиции и
достопримечательности. Учителя и
выпускники школы, их след в
истории края.
Летопись школы. Школьный музей

0

2

2

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

6
7

8-9
10
11
1213
1417
1821
2225

26-

7

29
3031
3233

3435
3637
3839
4041
4243

4445
4651

и архив. Источники по истории
школы в районных архивах.
Организация поисковособирательской работы. Выбор
темы музейно-краеведческого
исследования.
Изучение события, явления.
Выявление и сбор предметов
музейного значения. Меры
безопасности в процессе походов,
экспедиций
Структура и состав собрания
школьного музея: основной и
научно-вспомогательные фонды,
музейные коллекции.
Организация учёта фондов
школьного музея. Обеспечение
сохранности музейных предметов
Задачи учета и научного описания
музейных предметов
Система учета музейных фондов:
главная инвентарная книга, учетные
карточки музейных предметов.
Концепция экспозиции школьного
музея. Виды экспозиций:
тематическая, систематическая,
монографическая, ансамблевая
экспозиция
Тексты в музейной экспозиции

1

1

2

1

1

2

2

0

2

0

2

2

1

1

2

0

2

2

2

0

2

1

1

2

2

4

6

1

0

1

5357

Военные традиции земляков.
Жители родного края – участники
ВОВ и других военных действий.
Выпускники школы в рядах
Вооруженных Сил России. Военные
реликвии семьи.
Книги Памяти
Экскурсия как форма
популяризации историкокультурного наследия музейными
средствами
Виды экскурсий: обзорная,
тематическая, учебная
Практические занятия: Разработка
экскурсий.

5863

Индивидуальные консультации по
темам проектов. Подготовка к

0

52

0

5

6

5

6
8

64
6568

районным и областным конкурсам.
Заседание Совета и актива
школьного музея
Областные и районные
мероприятия.
Итого:

1

0

1

0

4

4
68

Педагогические технологии
Работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих
реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:
- метод проекта;
- ученического исследования;
- образовательных путешествий;
- технологии коллективных творческих дел;
- технологии проблемного обучения.
Ведущие направления деятельности:
1. Организационная и методическая работа.
2. Поисково-исследовательская работа.
3. Экспозиционная и учетно-хранительная работа.
4. Экскурсионно-массовая работа.
5. Учебно-образовательная и воспитательная.
6. Работа с фондами.
7. Информационно-технологическая работа.
Формы работы в школьном музее
Учебная работа:

Воспитательная работа:

- практическая работа на местности;

- кружки, экскурсии, походы;

- учебные экскурсии вне музея;

- туристические поездки;

- уроки в музее

- встречи, сборы, собрания;

- экскурсии в музее
- изучение исторических событий.

- уроки мужества, акции;
- экскурсии, встречи в музее.

9



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.