Читательская грамотность

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Сысертский городской округ
МАОУ СОШ № 9

Приложение к
Основной образовательной программе
основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Читательская Грамотность»
для обучающихся 8 класса

с. Щелкун, 2024

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00FBF2251720B4B8650AEE037A490FF4F1
Владелец: Орехова Светлана Юрьевна
Действителен: с 14.05.2024 до 07.08.2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие
навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных
(возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)
особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей.
Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного,
эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система
базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей,
которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Цель программы:
Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном,
развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как
социокультурного и образовательного феномена.
Программа «Читательская грамотность» направлена на развитие общеинтеллектуального
воспитания обучающихся на ступени основного общего образования и является
неотъемлемой частью Основной образовательной программы основного общего
образования.
В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным
потоком информации. Чтобы не теряться в нем, необходимо иметь элементарные навыки
работы с информацией: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение
информации в максимально рациональной форме. Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования ставит:
- учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка
самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата
использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения,
анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, соотнесения с известным, требующие от учащихся более глубокого
понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания
или исследования новой информации, преобразования известной информации,
представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.;
- учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка
коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с
заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом.
Формирование этих навыков легло в основу целевого блока программы курса.
Содержание элективного курса « Читательская грамотность»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов.
Функционально- стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный
стиль, официально-деловой стиль, научный стиль).. Языковые особенности разных стилей
речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые
средства..

Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского
опыта, освоения и использования информации.
Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Способы связи предложений
в тексте. Средства связи предложений в тексте.. Смысловые части текста, микротема, абзац,
план текста Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в
неявном виде.
Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы,
знака. Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).
Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании
текста. Составление схем с опорой на прочитанный текст.
Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация. Недостающая или
избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.
Содержание элективного курса « Читательская грамотность»
«Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»-4ч
Определение основной темы и идеи. Особенности построения драматического в
драматическом произведении. Учебные произведения. Основная тема и идея текста. Текст
как источник информации .Сопоставление содержания текстов . Стиль текста.
Официально-деловой стиль. Деловые официально-делового стиля. Деловые ситуации в
текстах.
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского
опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея.
Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность.
Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи
предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой,
сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде.
Упорядочивание информации по задан - ному основанию. Существенные признаки
объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации:
словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники
информации: справочники, словари.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной
информации.
«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»- 7ч
Работа с текстом: как применять.Использование информации из текста в измененной
ситуации. Типы текстов: текст-инструкция. Типы текстов. Текст-инструкция. Правила.
Уставы.(указания к выполнению работы, Законы.правила, уставы, законы).

Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме,
представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции
(алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
«Работа с текстом: оценка информации» - 6ч
Поиск ошибок в предложенном тексте. Выявление ошибок в тексте. Типы задач на
грамотность. Типы задач на грамотность. Особенности информационных задач.
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,анкеты, договоры. договоры.
Особенности несплошных текстов. Мониторинг .
Планируемые результаты
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках
различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания,
расширить культурный кругозор.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоциональноценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание
субъективной значимости использования русского языка;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и
моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности
семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора;
• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
• готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики,
словарь, содержание).
 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством
учителя).
 Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
 Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
 Группировать,
классифицировать
предметы,
объекты
на
основе
существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить.
 Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
непонятное).
 Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и
соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
 Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
 Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной
деятельности.
Регулятивные УУД:
 Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
 Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
 Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она
расходится с эталоном (образцом).
 В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения
материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Ученик научится:
 ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
 выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию
и общему смыслу текста;
 формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
 предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой
на предыдущий опыт;
 объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
 сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать
соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной
вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или
таблицы и т. д.;
 находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять
его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе
и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или
синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
 решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие
полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов
текстов;
 ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный
момент информацию;
 выделять главную и избыточную информацию;
 прогнозировать последовательность изложения идей текста;
 сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной
теме;
 выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
 формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста,
сопереживать им.
Ученик получит возможность научиться
 анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения,
получения и переработки полученной информации и ее осмысления;


выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления
иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста
(использованных языковых средств и структуры текста);
 критически относиться к рекламной информации;
 находить способы проверки противоречивой информации;
 определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или
конфликтной ситуации.
Место учебного курса
По учебному плану на курс «Читательской грамотности» в 8 классе отводится 17
часов в год (0,5 час в неделю).


Тематическое планирование
№
п/п

Наименование разделов

Кол-во
часов

1

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного 4

2

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации 7

3

Работа с текстом: оценка информации

6

Итого

17

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

1.Работа с текстом: поиск информации и понимание
прочитанного.
Определение основной темы идеи в драматическом
1
произведении.
2
Учебный текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов официально3
делового стиля.
4
Деловые ситуации в текстах.
Итого по разделу:
2.Работа с текстом: преобразование и интерпретация
информации.
Работа с текстом: как применять информацию из
5
текста в изменённой ситуации?
Вопросы по содержанию текста. Подробный и
6
сжатый пересказ (устный и письменный).
Вопросы по содержанию текста. Подробный и
7
сжатый пересказ (устный и письменный).
Типы текстов: текст-инструкция (указания к
8
выполнению работы, правила, уставы, законы).

Количество часов
Практич
Всего
еские
работы

1
1
1
1
4

1
1
1
1

Дата
изучения

Типы текстов: текст-инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы, законы).
Создание небольших письменных текстов по
предложенной теме, представление одной и той же
10
информации разными способами, составление
инструкции к выполненному действию.
Выступление перед аудиторией сверстников с
11
небольшими
сообщениями,
используя
иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Итого по разделу:
3.Работа с текстом: оценка информации.
12
Поиск ошибок в предложенном тексте.
Соотнесение позиции автора текста с собственной
13
точкой зрения.
Выражение собственного мнения о прочитанном и
14
его аргументация.
Типы задач на грамотность. Информационные
15
задачи.
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,
16
договоры
17
Проведение рубежной аттестации.
Итого по разделу:
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
9

1

1

1
7
1
1
1
1
1
1
6
17

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.