Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9
имени Героя Советского Союза А.И. Крапивина» село Щелкун
Сысертский городской округ
Приложение к Основной
образовательной программе
основного общего образования
Программа элективного курса
«Финансовая грамотность»
8-9 класс
с. Щелкун, 2024
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00FBF2251720B4B8650AEE037A490FF4F1
Владелец: Орехова Светлана Юрьевна
Действителен: с 14.05.2024 до 07.08.2025
Рабочая программа разработана и составлена на основе учебно-методических пособий:
1. Общественно-научные предметы. Финансовая грамотность. Современный мир: 8—9
классы: учебник для общеобразоват. организаций / Е. Б. Лавренова, О. Н. Лаврентьева. – М. :
Просвещение, 2021. — 208 с.
2. Общественно-научные предметы. Финансовая грамотность. Современный мир.
Методические рекомендации. 8—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е.
Б. Лавренова, О. Н. Лаврентьева. – М. : Просвещение, 2021. — 224 с.
Содержание элективного курса
8 класс
Глава 1. Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождают
Понятия и знания: деньги, функции денег, номинал, эмитент, эмиссия, двухуровневая
банковская система, центральный банк, коммерческий банк, денежно-кредитная политика,
стоимость денег, инфляция, покупательная способность, валюта, валютный курс, цена
заимствования, виды денег (наличные, безналичные, электронные, иностранная валюта,
квазиденьги, цифровые деньги), инструменты управления безналичными деньгами, конвертация
валюты, комиссия, блокчейн, криптовалюта, риск, величина риска, финансовый риск,
девальвация, валютный риск, процентный риск, операционный риск.
Установки: понимание денег как средства увеличения благосостояния, при котором деньги
не выступают в качестве самоцели; понимание необходимости грамотного распоряжения
деньгами; понимание того, что может являться деньгами, а что не может ими быть; понимание
сущности денег и денежной системы; понимание того, как устанавливается стоимость денег, что
на неё влияет и как она может меняться; понимание принципов совершения обмена денег разных
видов; понимание того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;
понимание того, что в различных ситуациях выгодны разные инструменты управления
безналичными деньгами; понимание необходимости иметь финансовую подушку безопасности
на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; понимание наличия рисков при
пользовании деньгами.
Предметные умения: различать функции денег; различать виды денег, в том числе
современные и исторические; различать российские деньги и иностранную валюту; рассчитывать
суммы для обмена различных валют по их курсу; определять природу финансовых рисков;
искать различную информацию по истории денег, об их подлинности, видах и формах.
Компетенции: оценивать выгоды и издержки, сопряжённые с использованием разных видов
денег; выбирать вид денег для использования в конкретной жизненной ситуации; оценивать
риски, связанные с использованием различных видов денег, учитывать их при осуществлении
различных финансовых операций.
Глава 2. Семейный бюджет: как управлять им в современном обществе
Понятия и знания: семейные финансы, статьи расходов семьи, обязательные,
необязательные и излишние расходы, крупные, средние и мелкие расходы, финансовая подушка
безопасности, обдуманная покупка, эмоциональная покупка, кешбэк, дистанционные покупки,
безопасные покупки в Интернете, риски при покупке товаров и услуг, источники семейных
доходов, денежные и неденежные доходы, регулярные, временные и разовые доходы,
номинальные, располагаемые и реальные располагаемые доходы, активные и пассивные доходы,
бюджет семьи, профицит, дефицит, правила ведения семейного бюджета.
Установки: понимание отличий современной семьи от традиционной; понимание
ограниченности ресурсов семьи (в том числе денежных) и необходимости бережного отношения
к ним; понимание того, что каждый член семьи обладает финансовыми правами и
обязанностями; осознание необходимости учёта и планирования своих доходов и расходов;
понимание того, что за каждым расходом стоит реальная потребность, которая может быть
2
удовлетворена разными способами; понимание того, что одна и та же вещь может иметь разную
стоимость; понимание необходимости оценки различных вариантов совершения покупок;
понимание последствий совершения спонтанных покупок; понимание того, что на размер
доходов членов семьи влияет множество факторов, и того, что человек и семья могут влиять на
большинство из них, тем самым увеличивая свои доходы; способность различать регулярные и
нерегулярные источники доходов.
Предметные умения: вести расчёты расходов семейного (личного) бюджета; ранжировать
расходы по степени важности; определять реальные потребности, стоящие за разными
расходами; искать информацию о ценах и качестве товаров и услуг в различных источниках;
вести расчёты доходов и расходов семейного бюджета, в том числе с использованием различных
программ; искать информацию в различных источниках о грамотном ведении семейного
бюджета.
Компетенции: оптимизировать расходы семейного бюджета; оценивать семейные и личные
потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей семьи; совершать обдуманные
покупки на основе анализа, сравнения и оценки различных вариантов; определять ресурсы,
которые могут приносить доход, и находить способы увеличения доходов семьи; грамотно
составлять семейный бюджет с учётом возможных рисков и финансовых потерь.
Глава 3. Личный доход подростка: какие возможности есть в современном обществе для его
формирования
Понятия и знания: полная дееспособность, эмансипация, недееспособный, малолетний,
несовершеннолетний, личные доходы подростка и их виды, предпринимательская деятельность,
трудовые отношения, трудовая дееспособность, гражданско-правовые отношения, особенности
трудовых прав подростка, премия, заработная плата, подоходный налог, ИНН, СНИЛС.
Установки: понимание того, что несовершеннолетний может иметь доходы, в том числе за
счёт осуществления трудовой деятельности; понимание того, что трудовая деятельность
подростка регулируется законом и имеет ряд ограничений; понимание того, что для оформления
отношений с работодателями могут предлагаться разные договоры; понимание того, что при
нарушении прав работника необходимо обращаться за защитой; понимание того, что трудовые
доходы облагаются подоходным налогом.
Предметные умения: различать гражданские и трудовые права малолетних,
несовершеннолетних и совершеннолетних; различать правовые и финансовые последствия
заключения разных видов договоров; рассчитывать размер дохода, который работник получает
после удержания НДФЛ; искать информацию в различных источниках по теме защиты трудовых
прав.
Компетенции: находить (подбирать) варианты личного заработка в конкретных жизненных
условиях; оценивать предлагаемые условия найма на работу с позиции соблюдения трудовых
прав несовершеннолетнего; защищать свои права работника в случае их нарушения.
Глава 4. Подведём итоги
Обобщение пройденного материала за 8 класс.
9 класс
Глава 4. Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку
Понятия и знания: услуга, финансовые услуги, финансовые организации, банк, Банк
России, микрофинансовые организации, физическое лицо, юридическое лицо, инвестиционные
компании, инвестиции, прибыль, убыток, инвестор, негосударственные пенсионные фонды,
страховые компании, платёжная система, финансовый инструмент, финансовый продукт,
банковский счёт, банковский вклад, договор банковского вклада, сумма вклада, система
страхования вкладов, параметры вкладов, капитализация, банковская карта, виды банковских
карт, кредитная история, правила пользования банковскими картами, аутентификация, PIN-код,
мобильный банк, интернетбанк, издержки и выгоды пользования банковскими картами, правила
безопасного использования банковских карт с применением различных инструментов, взаимные
обязанности банка и держателя банковских карт, накопление, эмоциональная и финансовая цель,
3
грамотное составление плана накоплений, источники накоплений подростка, страхование,
самострахование, взаимное страхование, страховой фонд, страховой случай, страховщик,
страхователь, застрахованное лицо, выгодоприобретатель, страховой полис, страховая сумма,
франшиза, страховая выплата, страховая премия, страховые взносы, страховые и нестраховые
риски, имущественное страхование, ОСАГО, личное страхование, медицинское страхование,
пенсионное страхование, социальное страхование, туроператор, турагент, способы выгодной
покупки билетов на самолёт, лоукостер, чартерный рейс, регулярный рейс, способы выгодного
обеспечения проживания во время путешествий, хостел, способы выгодного оформления
медицинской страховки, способы минимизации затрат при посещении музеев, выставок,
экскурсий, потребитель, базовые права потребителя финансовых услуг, моральный вред,
способы возмещения потерь потребителю, способы защиты прав потребителя финансовых услуг,
Роспотребнадзор, финансовый омбудсмен, мошенничество, финансовые пирамиды.
Установки: понимание взаимосвязи финансовых потребностей и финансовых организаций;
понимание того, что целью деятельности финансовых организаций является прибыль; понимание
того, что выбор вида вклада зависит от тех задач, которые ставит вкладчик; понимание низкой
рискованности и низкой доходности вклада; понимание того, что выбор банковской карты
зависит от задач, которые необходимо решать с её помощью; понимание наличия рисков
мошенничества при пользовании банковской картой; понимание того, что соблюдение правил
финансовой безопасности минимизирует риски; понимание того, что некоторые риски, в том
числе и финансовые, можно минимизировать с помощью страхования; понимание того, что
страхование может принимать разные формы; понимание того, что постановка финансовых
целей и планирование их достижения позволяют делать накопления; понимание того, что на
небольшие покупки разумнее накопить, нежели брать кредит; понимание того, что цена
путешествия зависит от многих факторов; понимание того, что можно минимизировать затраты
на путешествия; понимание того, что потребители финансовых услуг обладают правами и
возможностями их защиты при нарушении финансовыми организациями.
Предметные умения: различать виды финансовых услуг; различать финансовые услуги и
продукты; рассчитывать доходность вклада, в том числе с капитализацией процентов; различать
дебетовую и кредитную банковские карты; пользоваться калькулятором страхования; вести
расчёты для формирования плана накоплений; пользоваться сайтами авиакомпаний, турагентств,
сайтами бронирования отелей, сайтами-агрегаторами; находить информацию по защите прав
потребителей на сайтах Роспотребнадзора и Банка России.
Компетенции: выбирать наиболее подходящий вклад для конкретной жизненной ситуации;
грамотно выбирать банковскую карту и безопасно её использовать; формировать план
накоплений на финансовую цель; выбирать страховой продукт для конкретных жизненных
ситуаций; находить наиболее выгодные способы организации путешествий; защищать свои права
потребителя финансовых услуг.
Глава 5. Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые отношения
Понятия и знания: финансы, финансовая система государства, общественные блага,
государственный бюджет, расходы государственного бюджета, облигации, государственные
облигации, доходы государственного бюджета, налоги, налоговая система России, виды налогов
(федеральные, региональные и местные, прямые и косвенные), налогоплательщик, объект
налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, имущественный налог, кадастровая
стоимость, земельный налог, транспортный налог, НДФЛ, личный кабинет налогоплательщика,
пеня, штраф, налоговая декларация, налоговый вычет, виды налоговых вычетов (стандартный,
социальный, имущественный, профессиональный).
Установки: понимание того, как формируются и на что тратятся государственные финансы,
какова связь между налогами и общественными благами; понимание того, что наличие
собственности и доходов предполагает ответственность в виде уплаты налогов; понимание того,
что косвенные налоги входят в цены товаров и услуг, которые мы покупаем; понимание того, что
разные налоги рассчитываются по-разному; понимание того, что чем дороже имущество или
больше доходы, тем будет больше размер уплачиваемых налогов; понимание необходимости
4
уплаты налогов и наличие возможностей сделать это разными способами; понимание
возможности возврата части уплаченных налогов через оформление налогового вычета.
Предметные умения: различать статьи доходов и расходов государственного бюджета;
пользоваться сайтом Федеральной налоговой службы; рассчитывать НДФЛ; рассчитывать налог
на имущество; рассчитывать земельный налог; рассчитывать транспортный налог.
Компетенции: определять налоги и сроки их выплаты в разных жизненных ситуациях;
оценивать имущество и доходы с точки зрения расходов на налоги, планирования своевременной
уплаты налогов и оформления налогового вычета.
Глава 6. Современный человек: как инвестировать в себя
Понятия и знания: человеческий капитал, индивидуальный человеческий капитал, факторы,
влияющие на человеческий капитал, индекс человеческого развития, инвестиции в человеческий
капитал, виды инвестиций и способы инвестиций в человеческий капитал, современный человек.
Установки: понимание важности и необходимости вложений в свой человеческий капитал;
понимание того, что вложения в человеческий капитал с раннего возраста обеспечивают
финансовое благополучие в настоящем и будущем; понимание необходимости планирования
вложений в человеческий капитал на протяжении всей жизни.
Предметные умения: находить актуальную информацию в различных источниках по теме
человеческого капитала и способов его формирования.
Компетенции: определять способы инвестиций в свой человеческий капитал; формировать
свою траекторию накопления человеческого капитала.
Глава 7. Подведём итоги
Все дидактические единицы курса.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы элективного курса
Личностные результаты освоения курса:
формирование субъектной позиции у учеников, понимание необходимости быть
самостоятельными в принятии решений;
формирование у обучающихся ценностей ответственного поведения в области личных
финансов и потребления различных ресурсов семьи, школы, общества и государства;
формирование элементарных финансовых знаний современного человека;
готовность и способность обучающихся к самообразованию в области финансовой
грамотности на всех жизненных этапах;
формирование уважительного отношения к труду и трудовым и финансовым правам;
готовность обладать правами потребителей финансовых услуг и защищать эти права в случае их
нарушения;
готовность осваивать правила поведения при взаимодействии с финансовыми
организации и государственными органами, роли и формы финансовой жизни семьи.
Метапредметные результаты освоения курса:
Регулятивные УУД:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности через понимание необходимости инвестирования в свой
человеческий капитал. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы, которые можно решить с использованием услуг
финансовых организаций;
5
разрабатывать способы решения проблем в области личных финансов; ставить
финансовые цели свойственной деятельности;
формулировать учебные задачи как шаги для достижения поставленной цели
практической финансовой деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая
логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения финансовых целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
практических финансовых задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действия в соответствии с учебной и практической
финансовой задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и практических финансовых задач;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать способы решения задач
в области личных финансов;
составлять план решения финансовой проблемы (выполнение проекта, проведение
исследования);
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию в
связи с пониманием инвестирования в человеческий капитал.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Обучающийся сможет:
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа
изменений
ситуации
для
получения
запланированных
характеристик
продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и процесса
деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для
получения улучшенных характеристик продукта.
Познавательные УУД:
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
выделять явление из общего ряда других явлений; определять обстоятельства, которые
предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять
определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия
явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и
явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять
способ проверки достоверности информации;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления;
объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
6
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
критически оценивать содержание и форму текста.
3. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД:
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнёра в
рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные клишированные и оригинальные тексты с использованием необходимых
речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Компетенции финансовой грамотности:
оценивать выгоды и издержки, сопряжённые с использованием разных видов денег;
выбирать вид денег для использования в конкретной жизненной ситуации; оценивать
риски, связанные с использованием различных видов денег, учитывать их при осуществлении
различных финансовых операций;
оптимизировать расходы семейного бюджета;
оценивать семейные и личные потребности и желания с точки зрения финансовых
возможностей семьи;
совершать «умные» покупки на основе анализа, сравнения и оценки различных
вариантов;
определять ресурсы, которые могут приносить доход, и находить способы увеличения
доходов семьи;
грамотно составлять семейный бюджет с учётом возможных рисков и финансовых
потерь;
находить (подбирать) варианты личного заработка в конкретных жизненных условиях;
оценивать предлагаемые условия найма на работу с позиции соблюдения трудовых
прав несовершеннолетнего;
7
защищать свои права работника в случае их нарушения;
выбирать наиболее подходящий вклад для конкретной жизненной ситуации;
грамотно выбирать банковскую карту и безопасно её использовать;
формировать план накоплений на финансовую цель;
выбирать страховой продукт для конкретных жизненных ситуаций;
находить наиболее выгодные способы организации путешествий;
защищать свои права потребителя финансовых услуг;
определять налоги и сроки их выплаты в разных жизненных ситуациях;
оценивать имущество и доходы с точки зрения расходов на налоги, планирования
своевременной уплаты налогов и оформления налогового вычета;
определять способы инвестиций в свой человеческий капитал;
формировать свою траекторию накопления человеческого капитала.
Предметные результаты освоения курса:
освоение базовых понятий и знаний, отражающих устройство финансового сектора и
принципы его функционирования в современном обществе, в частности: деньги, финансы, банк,
инфляция, валюта, финансовый риск и его виды, способы минимизации, семейный бюджет,
правила ведения семейного бюджета, трудовая дееспособность, трудовые права подростка,
гражданско-правовые и трудовые отношения, финансовые услуги и продукты, инвестиционные
компании, страховые компании, банковский вклад и счёт, банковская карта, финансовая
безопасность, финансовая цель, страхование и его виды, минимизация финансовых затрат при
планировании путешествий, накопления и правила их формирования, защита прав потребителя
финансовых услуг, финансовое мошенничество, финансовая система государства,
государственный бюджет, налоги и их виды и способы уплаты, налоговые вычеты и способы их
оформления, человеческий капитал и способы инвестирования в него для увеличения
благосостояния в будущем;
освоение предметных умений, включающих умения вести элементарные финансовые
расчёты и использовать финансовую информацию для принятия решений.
Тематическое планирование элективного курса
«Финансовая грамотность»
№
модуля
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Тема
8 класс
Современные деньги: что это такое и какие риски их
сопровождают
Семейный бюджет: как управлять им в современном
обществе
Личный доход подростка: какие возможности есть в
современном обществе для его формирования
Подведём итоги
9 класс
Услуги финансовых организаций: что нужно
современному подростку
Человек
и
государство:
как
наладить
взаимовыгодные финансовые отношения
Современный человек: как инвестировать в себя
Подведём итоги
Количество часов
5
6
4
1
16 часов
7
5
3
1
16 часов
8
9
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Финансовая грамотность», 8-9 класс
№
Дата урока
План
Факт
Тема занятия
Базовые понятия
Характеристика основных видов деятельности (УУД)
8 класс
Глава 1. Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождают
− Выделять явление из общего ряда других явлений;
1. 03.09
Деньги и их
Деньги, функции денег,
− Определять обстоятельства, которые предшествовали
функции
номинал, эмитент,
возникновению связи между явлениями, из этих
эмиссия, двухуровневая
обстоятельств выделять определяющие, способные быть
банковская система,
причиной данного явления, выявлять причины и следствия
центральный банк,
явлений
коммерческий банк,
− Строить рассуждение от общих закономерностей к
2. 10.09
Что делает деньги
денежно-кредитная
частным явлениям и от частных явлений к общим
деньгами
политика, стоимость
закономерностям;
денег, инфляция,
− Строить рассуждение на основе сравнения предметов и
покупательная
явлений, выделяя при этом общие признаки;
способность, валюта,
− Излагать полученную информацию, интерпретируя её в
контексте решаемой задач.
валютный курс, цена
− Излагать полученную информацию, интерпретируя её в
3. 17.09
Какие они,
заимствования, виды
контексте решаемой задачи;
современные
денег (наличные,
−
Самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся
деньги
безналичные,
электронные, иностранная в проверке, предлагать и применять способ проверки
достоверности информации;
валюта, квазиденьги,
− Объяснять явления, процессы, связи и отношения,
цифровые деньги),
выявляемые в ходе познавательной и исследовательской
инструменты управления
деятельности (приводить объяснение с изменением формы
безналичными деньгами,
представления;
конвертация валюты,
− Объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с
комиссия, блокчейн,
заданной точки зрения);
криптовалюта, риск,
− Делать вывод на основе критического анализа разных
точек
зрения,
подтверждать
вывод
собственной
величина риска,
аргументацией
или
самостоятельно
полученными
данными.
финансовый риск,
− Находить в тексте требуемую информацию (в
4. 24.09
Риски в мире
девальвация, валютный
соответствии с целями своей деятельности);
денег
риск, процентный риск,
Приложение.
Форма занятия, виды
учебной
деятельности
Интерактивная лекция.
Учебнопознавательная
Занятие-дискуссия.
Учебнопознавательная,
учебноисследовательская
Занятие-дискуссия.
Учебнопознавательная,
учебноисследовательская
Практическое занятие.
Учебно-
операционный риск.
Обобщение главы
1. Современные
деньги: что это
такое и какие
риски их
сопровождают
Глава 2. Семейный бюджет: как управлять им в современном обществе
6. 08.10
Современная
Семейные финансы,
семья
и
её статьи расходов семьи,
финансы
обязательные,
необязательные и
излишние расходы,
крупные, средние и
7. 15.10
Что входит в
мелкие расходы,
расходную часть
финансовая подушка
семейного
безопасности, обдуманная
бюджета
покупка, эмоциональная
8. 22.10
Как разумно
покупка, кешбэк,
совершать
дистанционные покупки,
покупки
безопасные покупки в
Интернете, риски при
9. 05.11
Откуда берутся
покупке товаров и услуг,
доходы в
источники семейных
семейном
доходов, денежные и
бюджете
неденежные доходы,
регулярные, временные и
разовые доходы,
номинальные,
располагаемые и реальные
располагаемые доходы,
активные и пассивные
доходы, бюджет семьи,
профицит, дефицит,
5.
01.10
− Ориентироваться в содержании текста, понимать
целостный смысл текста, структурировать текст.
− Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно
искать способы решения задач в области личных финансов;
− Составлять план решения финансовой проблемы
(выполнения проекта, проведения исследования)
познавательная,
учебно-практическая
Практическое занятие,
учебная игра. Учебнопознавательная,
учебно-практическая,
учебно-проектная
− Выделять явление из общего ряда других явлений;
− Определять обстоятельства, которые предшествовали
возникновению связи между явлениями, из этих
обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия
явлений
− Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно
искать способы решения задач в области личных финансов;
− Составлять план решения финансовой проблемы
(выполнения проекта, проведения исследования)
Интерактивная лекция.
Учебнопознавательная
− Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно
искать способы решения задач в области личных финансов;
− Составлять план решения финансовой проблемы
(выполнения проекта, проведения исследования
− Излагать полученную информацию, интерпретируя её в
контексте решаемой задачи;
− Самостоятельно
указывать
на
информацию,
нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ
проверки достоверности информации;
− Объяснять явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе познавательной и исследовательской
деятельности (приводить объяснение с изменением формы
представления;
− Объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с
заданной точки зрения);
− Делать вывод на основе критического анализа разных
точек
зрения,
подтверждать
вывод
собственной
аргументацией или самостоятельно полученными данными
Практическое занятие.
Учебнопознавательная,
учебно-практическая
Занятие-дискуссия.
Учебнопознавательная,
учебноисследовательская
Практическое занятие.
Учебнопознавательная,
учебно-практическая
11
10.
12.11
Как грамотно
составлять
семейный бюджет
правила ведения
семейного бюджета.
− Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно
искать способы решения задач в области личных финансов;
− Составлять план решения финансовой проблемы
(выполнения проекта, проведения исследования)
− Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно
искать способы решения задач в области личных финансов;
− Составлять план решения финансовой проблемы
(выполнения проекта, проведения исследования)
Обобщение главы
2. Семейный
бюджет: как
управлять им в
современном
обществе
Глава 3. Личный доход подростка: какие возможности есть в современном обществе для его формирования
− Выделять явление из общего ряда других явлений;
12. 26.11
Источники
Полная дееспособность,
− Определять обстоятельства, которые предшествовали
личного дохода
эмансипация,
возникновению связи между явлениями, из этих
подростка
недееспособный,
обстоятельств выделять определяющие, способные быть
малолетний,
причиной данного явления, выявлять причины и следствия
несовершеннолетний,
явлений.
личные доходы подростка
− Излагать полученную информацию, интерпретируя её в
13. 03.12
Как может
и их виды,
контексте решаемой задачи;
работать
предпринимательская
− Самостоятельно
указывать
на
информацию,
подросток
деятельность, трудовые
нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ
отношения, трудовая
проверки достоверности информации;
дееспособность,
− Объяснять явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе познавательной и исследовательской
гражданско-правовые
деятельности (приводить объяснение с изменением формы
отношения, особенности
трудовых прав подростка, представления;
премия, заработная плата, − Объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с
заданной точки зрения);
подоходный налог, ИНН,
− Делать вывод на основе критического анализа разных
СНИЛС.
11.
19.11
14.
10.12
15.
17.12
Какие налоги
необходимо
платить, когда
работаешь
Обобщение главы
3. Личный доход
точек
зрения,
подтверждать
вывод
собственной
аргументацией или самостоятельно полученными данными.
− Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно
искать способы решения задач в области личных финансов;
− Составлять план решения финансовой проблемы
(выполнения проекта, проведения исследования).
Учебная игра. Учебнопрактическая, учебнопроектная
Практическое занятие.
Учебнопознавательная,
учебно-практическая
Интерактивная лекция.
Учебнопознавательная
Занятие-дискуссия.
Учебнопознавательная,
учебноисследовательская
Практическое занятие.
Учебнопознавательная,
учебно-практическая
− Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно Практическое занятие.
искать способы решения задач в области личных финансов;
Учебно-
12
Подведём итоги
16. 24.12
− Составлять план решения финансовой
(выполнения проекта, проведения исследования).
подростка: какие
возможности есть
в современном
обществе для его
формирования
Проверяем свой
уровень
финансовой
грамотности
Все дидактические
единицы курса.
проблемы познавательная,
учебно-практическая
− Устанавливать
связь
между
полученными Занятие —
характеристиками продукта и характеристиками диагностика
процесса деятельности и по завершении деятельности учебных достижений
предлагать изменение характеристик процесса для
получения улучшенных характеристик продукта;
− Оценивать
свою
деятельность,
аргументируя
причины достижения или отсутствия планируемого
результата
9 класс
Глава 4. Услуги финансовых организаций: что нужно современному
1. 06.09
Финансовые
Услуга, финансовые услуги, финансовые
организации и их организации, банк, Банк России,
услуги
микрофинансовые организации,
физическое лицо, юридическое лицо,
инвестиционные компании, инвестиции,
прибыль, убыток, инвестор,
негосударственные пенсионные фонды,
страховые компании, платёжная система,
2. 13.09
Как грамотно
финансовый инструмент, финансовый
выбрать вклад.
продукт, банковский счёт, банковский
Как накопить на
вклад, договор банковского вклада, сумма
свою мечту
вклада, система страхования вкладов,
параметры вкладов, капитализация,
банковская карта, виды банковских карт,
кредитная история, правила пользования
− Выделять явление из общего ряда
других явлений;
− Определять обстоятельства, которые
предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств
выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять
причины и следствия явлений.
− Выбирать из предложенных вариантов и
самостоятельно искать способы решения
задач в области личных финансов;
− Составлять план решения финансовой
проблемы
(выполнения
проекта,
проведения исследования);
− Оценивать
свою
деятельность,
аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата.
Интерактивная лекция.
Учебнопознавательная
Практическое занятие,
учебная игра
13
3.
20.09
4.
27.09
5.
04.10
6.
11.10
Как грамотно
выбрать
банковскую карту
и безопасно ею
пользоваться
банковскими картами, аутентификация,
PIN-код, мобильный банк, интернетбанк,
издержки и выгоды пользования
банковскими картами, правила
безопасного использования банковских
карт с применением различных
инструментов, взаимные обязанности
банка и держателя банковских карт,
накопление, эмоциональная и финансовая
цель, грамотное составление плана
Как грамотно
накоплений, источники накоплений
выбрать
подростка, страхование, самострахование,
страховой
взаимное страхование, страховой фонд,
продукт
страховой случай, страховщик,
страхователь, застрахованное лицо,
выгодоприобретатель, страховой полис,
страховая сумма, франшиза, страховая
Как отправиться в выплата, страховая премия, страховые
путешествие,
взносы, страховые и нестраховые риски,
минимизируя
имущественное страхование, ОСАГО,
финансовые
личное страхование, медицинское
затраты
страхование, пенсионное страхование,
Как защитить
социальное страхование, туроператор,
свои права
турагент, способы выгодной покупки
потребителя
билетов на самолёт, лоукостер, чартерный
финансовых услуг рейс, регулярный рейс, способы выгодного
обеспечения проживания во время
путешествий, хостел, способы выгодного
оформления медицинской страховки,
способы минимизации затрат при
посещении музеев, выставок, экскурсий,
потребитель, базовые права потребителя
финансовых услуг, моральный вред,
способы возмещения потерь потребителю,
способы защиты прав потребителя
− Выбирать из предложенных вариантов и
самостоятельно искать способы решения
задач в области личных финансов;
− Составлять план решения финансовой
проблемы
(выполнения
проекта,
проведения исследования).
Практическое занятие,
учебная игра. Учебнопознавательная,
учебно-практическая,
учебно-проектная
Практическое занятие,
учебная игра. Учебнопознавательная,
учебно-практическая,
учебно-проектная
Практическое занятие,
учебная экскурсия.
Учебнопознавательная,
учебно-практическая
− Выделять явление из общего ряда
других явлений;
− Определять обстоятельства, которые
предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств
выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять
причины и следствия явлений.
− Составлять план решения финансовой Практическое занятие.
проблемы
(выполнения
проекта, Учебнопроведения исследования).
познавательная,
учебно-практическая
− Оценивать
свою
деятельность,
аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
− Самостоятельно
указывать
на
информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки
достоверности информации
Практическое занятие.
Учебнопознавательная,
учебно-практическая
14
финансовых услуг, Роспотребнадзор,
финансовый омбудсмен, мошенничество,
финансовые пирамиды.
− Выбирать из предложенных вариантов и
Обобщение главы
самостоятельно искать способы решения
4. Услуги
задач в области личных финансов;
финансовых
−
Составлять план решения финансовой
организаций: что
проблемы
(выполнения
проекта,
нужно
проведения исследования).
современному
подростку
Глава 5. Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые отношения
8. 25.10
Финансы
Финансы, финансовая система − Выделять явление из общего ряда других
современного
государства, общественные
явлений;
− Определять
обстоятельства,
которые
государств
блага, государственный
предшествовали возникновению связи между
бюджет, расходы
государственного бюджета,
явлениями, из этих обстоятельств выделять
определяющие, способные быть причиной данного
облигации, государственные
явления, выявлять причины и следствия явлений.
облигации, доходы
государственного бюджета,
9. 08.11
Какие налоги
− Строить рассуждение от общих закономерностей
налоги, налоговая система
платят люди,
к частным явлениям и от частных явлений к общим
России, виды налогов
проживающие в
закономерностям;
(федеральные, региональные и − Строить рассуждение на основе сравнения
России
местные, прямые и
предметов и явлений, выделяя при этом общие
косвенные),
признаки;
налогоплательщик, объект
− Излагать
полученную
информацию,
налогообложения, налоговая
интерпретируя её в контексте решаемой задачи.
база, налоговая ставка,
10. 15.11
Как рассчитать
− Выбирать из предложенных вариантов и
имущественный налог,
размер налогов,
самостоятельно искать способы решения задач в
кадастровая стоимость,
уплачиваемых
области личных финансов;
− Составлять план решения финансовой проблемы
жителями страны земельный налог,
транспортный налог, НДФЛ,
(выполнения проекта, проведения исследования).
личный кабинет
налогоплательщика, пеня,
11. 22.11
Как своевременно штраф, налоговая декларация, − Выбирать из предложенных вариантов и
уплатить налоги и налоговый вычет, виды
самостоятельно искать способы решения задач в
7.
18.10
Практическое занятие,
занятие —
презентация учебных
достижений
Интерактивная
лекция. Учебнопознавательная
Занятие-дискуссия.
Учебнопознавательная,
учебноисследовательская
Практическое
занятие, учебная
игра. Учебнопознавательная,
учебнопрактическая,
учебно-проектная
Практическое
занятие, учебная
15
оформить
налоговый вычет
12.
29.11
Обобщение главы
5. Человек и
государство: как
наладить
взаимовыгодные
финансовые
отношения
налоговых вычетов
(стандартный, социальный,
имущественный,
профессиональный).
Глава 6. Современный человек: как инвестировать в себя
13. 6.12
Что такое
Человеческий капитал,
человеческий
индивидуальный
капитал
человеческий капитал,
факторы, влияющие на
человеческий капитал,
индекс человеческого
развития, инвестиции в
человеческий капитал,
виды инвестиций и способы
инвестиций в человеческий
капитал, современный
14. 13.12
Как
человек.
инвестировать в
человеческий
капитал
15.
20.12
Обобщение главы
6. Современный
человек: как
области личных финансов;
экскурсия. Учебно− Составлять план решения финансовой проблемы познавательная,
(выполнения проекта, проведения исследования).
учебно-практическая
− Излагать
полученную
информацию,
интерпретируя её в контексте решаемой задачи;
объяснять явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые
в
ходе
познавательной
и
исследовательской
деятельности
(приводить
объяснение с изменением формы представления;
− Объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с
заданной точки зрения);
− Делать вывод на основе критического анализа
разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
− Объяснять явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые
в
ходе
познавательной
и
исследовательской
деятельности
(приводить
объяснение с изменением формы представления;
объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с
заданной точки зрения);
− Делать вывод на основе критического анализа
разных точек зрения, подтверждать вывод собственной
аргументацией или самостоятельно полученными
данными.
− Планировать
и
корректировать
свою
индивидуальную образовательную траекторию в связи
с пониманием инвестирования в человеческий капитал.
Практическое
занятие, занятие —
презентация
учебных достижений
Занятие-дискуссия.
Учебнопознавательная,
учебноисследовательская
Практическое
занятие. Учебнопознавательная,
учебнопрактическая,
учебно-проектная
− Выстраивать жизненные планы на краткосрочное Практическое
будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить занятие, занятие —
адекватные им задачи и предлагать действия, указывая презентация
16
инвестировать в
себя
Глава 7. Подведём итоги
16. 27.12
Проверяем свой
уровень
финансовой
грамотности
и обосновывая логическую последовательность шагов). учебных
достижений.
Учебнопознавательная,
учебнопрактическая,
учебно-проектная
Все дидактические
единицы курса.
− Устанавливать
связь
между
полученными Занятие —
характеристиками продукта и характеристиками диагностика
процесса деятельности и по завершении деятельности учебных достижений
предлагать изменение характеристик процесса для
получения улучшенных характеристик продукта;
− Оценивать свою деятельность, аргументируя
причины достижения или отсутствия планируемого
результата
17
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)