Аннотация к рабочим программам учебных предметов
ООП начального общего образования
МАОУ СОШ № 9
Рабочие программы на уровне основного общего образования составлены на основании
ФГОС НОО, утвержденного приказом Минпросвещения № 287 от 31.05. 2021 года, ФОП НОО,
утвержденной приказом Минпросвещения № 370 от 18.05.2023 года в соответствии с
федеральным учебным планом основного общего образования (5-дневная учебная неделя).
Рабочие программы являются частью ООП НОО, определяющей: содержание;
планируемые результаты; тематическое планирование с учетом федеральной рабочей программы
воспитания и возможностью использования ЭОР.
При составлении рабочих программ использовались материалы сайта Единое содержание
общего образования https://edsoo.ru/, Конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/ .
Обязательная часть учебного плана реализуется через изучение следующих предметных
областей: русский язык и литература, иностранный язык (английский), математика и информатика,
общественно-научные предметы, основы духовно – нравственной культуры народов России,
естественнонаучные предметы, искусство, технология, физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности.
Обучение осуществляется по УМК «Школа России». Данный УМК построен на единых для
всех учебных предметов основополагающих принципах, имеет полное программно-методическое
сопровождение и гарантирует преемственность с дошкольным образованием. Ведущая целевая
установка и основные средства её реализации, заложенные в основу УМК «Школа России»,
направлены на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте
требований ФГОС НОО.
Обязательная часть школьного учебного плана для 1-4-х классов отражает содержание
образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального
образования.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в Примерной программе воспитания.
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», — 675 (5 часов в неделю в
каждом классе): в 1 классе — 165 ч, во 2—4 классах — по 170 ч.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и
литературное чтение») включает: пояснительную записку; содержание обучения; планируемые
результаты освоения программы учебного предмета; тематическое планирование.
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» на уровне начального общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального
общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
Примерной
программе воспитания.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
Освоение ПОДПИСЬЮ
программы по предмету «Литературное чтение» в 1 классе начинается вводным
ЭЛЕКТРОННОЙ
интегрированным курсом «Обучение грамоте» (180 ч: 100 ч предмета «Русский язык» и 80 ч
Сертификат: 00FBF2251720B4B8650AEE037A490FF4F1
Владелец: Орехова Светлана Юрьевна
Действителен: с 14.05.2024 до 07.08.2025
предмета «Литературное чтение»). После периода обучения грамоте начинается раздельное
изучение предметов «Русский язык» и «Литературное чтение», на курс «Литературное чтение» в 1
классе отводится не менее 10 учебных недель (40часов), во 2-4 классах — по 136 ч (4ч в неделю в
каждом классе).
ИНОСТРАННЫЙ (АНЛИЙСКИЙ) ЯЗЫК
Рабочая программа по английскому языку на уровне начального общего образования составлена
на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования, а также Примерной программы воспитания с учётом концепции
или историко-культурного стандарта при наличии.
Рабочая программа по иностранному языку на уровне начального общего образования составлена
на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования и
Универсального кодификатора распределённых по классам проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования и элементов
содержания по английскому языку (одобрено решением ФУМО). Учебный предмет «Иностранный
(английский) язык» входит в число обязательных предметов, изучаемых на всех уровнях общего
среднего образования: со 2 по 11 класс. На этапе начального общего образования на изучение
иностранного языка выделяется 204 часа: 2 класс — 68 часов, 3 класс — 68 часов, 4 класс — 68
часов.
МАТЕМАТИКА
В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении
других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты
и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые
учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных
арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также
различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин
(длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной
грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном
звене школы.
В Примерном учебном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы
отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов. Из них: в 1 классе — 132 часа, во 2 классе — 136 часов,
3 классе — 136 часов, 4 классе — 136 часов.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне начального общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а
также с учётом историко-культурного стандарта.
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», — 270 ч (два часа в
неделю в каждом классе): 1 класс — 66 ч, 2 класс — 68 ч, 3 класс — 68 ч, 4 класс — 68 ч.
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Рабочая программа по предметной области (учебному предмету) «Основы религиозных культур и
светской этики» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), а также Примерной
программы воспитания.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для
обязательного изучения в 4 классе начальной школы.
В тематическом планировании отражено программное содержание по всем разделам (темам)
курса; раскрывается характеристика основных видов деятельности обучающихся при изучении той
или иной темы.
Предлагаемая рабочая программа представляет собой содержание (ФЗ «Об образовании в РФ» ч.
7.2. ст. 12) и отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) по ОРКСЭ и
обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО. Предметная область ОРКСЭ состоит из
учебных модулей по выбору «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры»,
«Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур
народов России», «Основы светской этики». В соответствии с федеральным законом выбор модуля
осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся. Выбор установлен в ФЗ «Об образовании в РФ» (ч. 2 ст. 87.).
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Рабочая программа по изобразительному искусству на уровне начального общего образования
составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы»,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования.
Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к
результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область
«Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное
искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4
классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю.
Изучение содержания всех модулей в 1—4 классах обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его
изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой
участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем
для изучения, а увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это
способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и
личностных и метапредметных результатов обучения.
Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство», —
135 ч (один час в неделю в каждом классе).
1 класс — 33 ч, 2 класс — 34 ч, 3 класс — 34 ч, 4 класс — 34 ч.
МУЗЫКА
Рабочая программа по музыке на уровне начального общего образования составлена на основе
«Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с
учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от
02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания,
развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и
предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство»,
является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и
допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных
тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и
основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Общее количество — не менее 135 часов (33 часа в 1 классе и по 34 часа в год во 2—4 классах).
ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)
Предлагаемая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной
области (предмету) «Труд (Технология)» и обеспечивает обозначенную в нём содержательную
составляющую по данному учебному предмету.
В соответствии с требованиями времени и инновационными установками отечественного
образования, обозначенными во ФГОС НОО, данная программа обеспечивает реализацию
обновлённой концептуальной идеи учебного предмета. Её особенность состоит в формировании у
обучающихся социально ценных качеств, креативности и общей культуры личности. Новые
социально-экономические условия требуют включения каждого учебного предмета в данный
процесс, а уроки технологии обладают большими специфическими резервами для решения данной
задачи, особенно на уровне начального образования. В частности, курс технологии обладает
возможностями в укреплении фундамента для развития умственной деятельности обучающихся
начальных классов.
В курсе технологии осуществляется реализация широкого спектра межпредметных связей.
Согласно требованиям ФГОС общее число часов на изучение курса «Труд (nехнология)» в 1—4
классах — 135 (по 1 часу в неделю): 33 часа в 1 классе и по 34 часа во 2—4 классах.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Программа по физической культуре на уровне начального общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
При создании программы по физической культуре учитывались потребности современного
российского общества в воспитании здорового поколения, государственная политика с
национальными целями увеличения продолжительности жизни граждан России и научная теория
физической культуры, представляющая закономерности двигательной деятельности человека.
Здоровье закладывается в детстве, и качественное образование в части физического воспитания,
физической культуры детей дошкольного и начального возраста определяет образ жизни на многие
годы.
Основные предметные результаты по учебному предмету «Физическая культура» в соответствии
с ФГОС НОО должны обеспечивать умение использовать основные гимнастические упражнения
для формирования и укрепления здоровья, физического развития, физического совершенствования,
повышения физической и умственной работоспособности.
Освоение программы по физической культуре обеспечивает выполнение обучающимися
нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
(далее – ГТО) и другие предметные результаты ФГОС НОО, а также позволяет решить
воспитательные задачи, изложенные в федеральной рабочей программе воспитания.
Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета «Физическая культура» в
начальной школе, составляет 270 ч (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс — 66 ч; 2 класс —
68 ч; 3 класс — 68 ч; 4 класс — 68 ч. Третий час физической культуры реализуется в МАОУ СОШ
№ 9 за счёт часов внеурочной деятельности и/или за счёт посещения обучающимися спортивных
секций.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ»
Рабочая программа по учебному предмету «Здоровое питание» на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Программа направлена на
формирование основ культуры здоровья детей, обеспечивают двигательную активность учащихся,
знакомят их с рациональным питанием, помогают сплотить классный коллектив, приводят к
улучшению психо-эмоционального состояния школьников, к изменению отношения к себе и
собственному здоровью, воспитывают гигиеническую культуру, привычку к занятиям
физкультурой и спортом.
Целью реализации основной общеобразовательной программы начального общего
образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником
начальной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями
ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья.
«ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ»
Программа курса «Шахматы» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной
школы и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в
соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники,
методические рекомендации для учителя, (авт. И.Г.Сухин).
Новизна программы заключается в том, обучение игре в шахматы с самого раннего возраста
помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству
сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей
полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость,
мнимую ущербность.
Актуальность программы в том, что она позволяет реализовать требования федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования – воспитание и
развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества.
Стержневым моментом организации занятий становится деятельность самих учащихся, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала,
включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
Отличительные особенности программы в следующем: шахматы по своей природе остаются,
прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру.
Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят
спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную
игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в
обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к
концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в
меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства,
могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта.
Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и
извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя
определенных свойств характера.
Целесообразность связана с тем, что о социальной значимости шахмат, их возрастающей
популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных
организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных
шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все
более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой
среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.