РП_Право, 10-11

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Сысертский муниципальный округ
МАОУ СОШ № 9

Приложение к Основной
образовательной программе
среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного учебного курса «Право»
для обучающихся 10 – 11 классов

с. Щелкун, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана для обучающихся 1 0 - 11 классов в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования, приведена в соответствии с ФОП
(федеральной рабочей программой по учебному предмету «Обществознание» (10-11
классы).
В старшей школе предмет право является важным компонентом социальногуманитарного
образования
личности,
относится
к
числу
приоритетных
дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков.
Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданскоправовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее
освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового
поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных
социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи,
собственника, потребителя, работника). Право, как учебный предмет, создает
основудля
становления
социально-правовой
компетентности
обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и
применения права в различных правовых ситуациях.
Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом
образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей
личности, а также содержания курса права в основной школе. К основным
содержательным линиям примерной образовательной программы курса права для 10-11
классов общеобразовательной школы относятся следующие:
- роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий
процесс в стране;
- гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в
управлении государством, избирательная система в России;
- вопросы семейного и образовательного права; имущественные и
неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы
предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального
обеспечения;
- основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства; особенности
конституционного судопроизводства; международная
защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления
простых
документов, понимания юридических текстов, получения и
использования
необходимой
информации,
квалифицированной
юридической
помощи.
Цели изучения предмета
Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на
достижение следующих целей:
развитие личности, направленное на формирование правосознания и
правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в
необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом

общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства;
дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека,
демократическим правовым институтам, правопорядку;
освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права,
возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного
использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной
реализации гражданской позиции;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и
способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов
личности;
содействия подержанию правопорядка в обществе; решения
практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в
образовательном процессе;
формирование способности и готовности к самостоятельному принятию
правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере
отношений, урегулированных правом.
При проведении занятий используются лекции, семинары, деловые игры,
самостоятельная работа учащихся, что позволяет научить их пользоваться
правовой терминологией, готовить устные выступления и письменные работы на
правовые темы, строить свое поведение в соответствии с полученными правовыми
знаниями, давать правовую оценку своим действиям и действиям окружающих лиц.
Во время занятий необходимо обсуждать реальные правовые вопросы, с которыми
сталкивается любой гражданин РФ.
Место предмета в учебном плане
Предмет «Право» находится в предметной области учебного плана
«Общественно-научные предметы», изучается на уровне среднего общего образования на
базовом уровне 34 учебных часа, 34 учебных часов в течение учебного года.
Учитывая результаты опроса выпускников в 10-11-м классах – 0,5-1 час в неделю (17-34
часа в год).
Общая характеристика курса
Право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования
личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности
правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание
условий
для развития гражданско-правовой активности, ответственности,
правосознания обучающихся, дальнейшее
освоение
основ
правовой
грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для
эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе
(гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя,
работника).
«Право», как учебный предмет, создает базу для становления социально-правовой
компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации
и применения права в различных правовых ситуациях.

Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом
образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей
личности, а также содержания курса права в основной школе. К основным
содержательным линиям примерной образовательной программы курса права для 1 0 11 класса общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие:
вопросы
семейного
и
образовательного
права; имущественные и
неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы
предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального
обеспечения;
основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;
особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав
человека в условиях военного времени.
Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых
документов,
понимания юридических текстов, получения и использования
необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.
Содержание программы
Повторение. Правонарушение и юридическая ответственность.
Тема 1. Гражданское право
Понятие и источники гражданского права.
Гражданский Кодекс РФ, его
содержание и особенности.
Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора.
Стороны договора. Виды договоров. Право собственности. Понятие собственности.
Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы
приобретения права собственности. Прекращение права собственности.
Гражданская
правоспособность и дееспособность. Признание гражданина
недееспособным
или ограничено
дееспособным.
Гражданские права
несовершеннолетних.
Эмансипация. Предприниматель и предпринимательская
деятельность. Виды предприятий. Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и
возмещение вреда.
Тема 2. Налоговое и финансовое право
Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового
законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты
налоговых правоотношений. Налоговые организации. Аудит.
Налоги с физических лиц. Налоговая дееспособность. Подоходный налог. Налог на
имущество. Декларация
о
доходах.
Ответственность
за уклонение
от
уплаты
налогов. Административная и уголовная
ответственность.
Тема 3. Семейное право
Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи.
Члены семьи. Семейные правоотношения.
Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака. Права и обязанности
супругов.
Брачный договор. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный
договор. Прекращение брака.
Права и обязанности родителей и детей. Лишение, ограничение, восстановление
родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека. Попечительство. Правовое

регулирование образовательных правоотношений.
Тема 4. Трудовое право
Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые
правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя.
Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Трудовая
книжка. Коллективный договор. Стороны и порядок заключения трудового договора.
Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплаты труда:
повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и
контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труд и здоровья женщин и
несовершеннолетних.
Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам
(КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка.
Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядки возмещения
ущерба.
Тема 5. Административное право
Понятие и источники административного права. Административное правовое
регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных
правонарушениях.
Административные правонарушения. Признаки и виды
административных правонарушений. Административные наказания и их виды.
Подведомственность дел об административных правонарушениях.

Тема 6. Уголовное право
Понятие преступления. Принципы российского уголовного права. Уголовный
кодекс РФ, его особенности. Понятие преступления. Состав преступления. Категория
преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив
преступлений. Основные группы преступлений.
Понятие уголовной ответственности, ее основания. Понятие и цели наказания.
Виды наказаний. Ответственность несовершеннолетних. Меры процессуального
принуждения. Досудебное производство. Судебное производство.
Защита прав
обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе.
Конституционное,
гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство.
Основания и порядок обращения в Конституционный суд РФ. Правовые последствия
принятия решения Конституционным судом РФ.
Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное
разбирательство. Порядок обжалования судебных решений.
Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок
обжалования судебных решений в уголовном процессе.
Профессиональной юридическое образование. Особенности профессиональной
юридической деятельности. Профессиональная этика. Юридические профессии: судьи и адвокаты
Тема
7. Основы судопроизводства,
конституционного и арбитражного процесса».

включая

«Основные

принципы

Повторительно-обобщающие уроки
Планируемые результаты освоения курса
1) Владеть знаниями о праве как социальном регуляторе, системе права и

законодательстве Российской Федерации, системе прав, свобод и обязанностей
человека и гражданина в Российской Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в
Российской Федерации; правовом регулирования гражданских, семейных, трудовых,
налоговых, образовательных, административных, уголовных правовых отношений;
экологическом
законодательстве,
гражданском,
административном
и уголовном
судопроизводстве.
2) Характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том числе
ценности
человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семьи,
созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод человека,
гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, исторического единства народов
России, преемственности истории нашей Родины, осознания ценности культуры
России и традиций народов России, общественной стабильности и целостности
государства на примере раздела «Правовое регулирование общественных отношений в
Российской Федерации».
3) Владеть умениями определять смысл, различать признаки научных понятий и
использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений при
изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний, включая
понятия: право, источник права, система права, норма права, отрасль права, институт права,
правонарушение, юридическая ответственность, нормативный правовой акт, закон,
подзаконный акт, законодательный процесс, правовой статус, гражданство Российской
Федерации, налог;
4) Классифицировать и типологизировать на основе предложенных критериев
используемые в социальных науках понятия и термины, отражающие социальные явления
и процессы, в том числе: правовые нормы; отрасли и институты права; источники
права; нормативные правовые акты; виды правовых отношений; правонарушения;
виды юридической ответственности; права и свободы человека и гражданина Российской
Федерации; конституционные обязанности гражданина Российской Федерации; способы
защиты гражданских прав, правоохранительные органы; организационно-правовые формы
юридических лиц; права и обязанности родителей и детей; права и обязанности работников
и работодателей; дисциплинарные взыскания;
налоги
и
сборы
в
Российской
Федерации; права и обязанности налогоплательщиков; виды административных
правонарушений и
наказаний; экологические правонарушения;
способы
защиты
права
на
благоприятную окружающую
среду; виды преступлений; виды наказаний в уголовном праве.
5)
Владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинноследственные, функциональные, иерархические и другие связи при описании системы права,
нормативно-правовых актов, прав, свобод и обязанностей; приводить примеры взаимосвязи
права и морали; государства и права; действия правовых регуляторов и развития
общественных
процессов; характеризовать причины
и
последствия
отклоняющегося
(девиантного)
поведения;
правонарушения
и
юридической
ответственности за него; абсентеизма; коррупции;
характеризовать
функции
правоохранительных органов; отражать связи социальных объектов и явлений с
помощью различных знаковых систем, в том числе в таблицах, схемах, диаграммах,
графиках.
6) Иметь представления о методах изучения социальной, политической сферы жизни
общества, включая универсальные методы науки, а также специальные методы социального
познания,
в
том
числе
социологические
опросы,
биографический,

сравнительно-правовой метод, политическое прогнозирование.
7)
Применять знания, полученные при изучении раздела «Правовое
регулирование общественных отношений в Российской Федерации», для анализа
социальной информации о правовом регулировании общественных процессов в
Российской Федерации, полученной из источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые
акты, государственные документы стратегического характера, публикации в СМИ;
осуществлять поиск политической и правовой информации, представленной в
различных знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных
источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в
информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения при
изучении
раздела
«Правовое
регулирование
общественных
отношений
в
Российской Федерации».
8) Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность с опорой на
полученные знания о правовом регулировании и законодательстве Российской
Федерации, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций,
творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные
выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по изученным
темам, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать
неадаптированные тексты.
9) Использовать правовые знания для взаимодействия с представителями других
национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных социальных
ролей, ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции; осознания роли непрерывного образования; использовать
средства информационно-коммуникационных технологий в решении различных задач
при изучении раздела «Правовое регулирование общественных отношений в
Российской Федерации».
10) Формулировать на основе социальных ценностей и приобретенных знаний о
структуре общества и
социальных взаимодействиях, политической сфере и
законодательстве Российской Федерации собственные суждения и аргументы об
опасности коррупции и необходимости борьбы с ней; соотношения прав и свобод
человека с обязанностями и правовой ответственностью; использовать ключевые
понятия, теоретические положения, в том числе необходимости поддержания
законности
и правопорядка; юридической ответственности за совершение
правонарушений; механизмах защиты прав человека; особенностях трудовых
правоотношений несовершеннолетних
работников;
особенностях
уголовной
ответственности несовершеннолетних для объяснения явлений
социальной
действительности; конкретизировать теоретические положения о государственном
суверенитете; избирательной системе в Российской Федерации; государственной
службе и статусе государственного служащего; основах конституционного строя
Российской Федерации; субъектах гражданских правоотношений; юридической
ответственности и ее видах; правовом регулировании оказания образовательных услуг;
порядке приема на работу, заключения и расторжения трудового договора, в том числе
несовершеннолетних граждан; защите трудовых прав работников; порядке и условиях
заключения и расторжения брака; правах и обязанностях налогоплательщика;
принципах уголовного права, уголовного процесса, гражданского процесса фактами
социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного

социального опыта.
11) Применять знание о правах и обязанностях потребителя финансовых услуг,
зафиксированных в законодательстве Российской Федерации; находить, анализировать и
использовать информацию, предоставленную государственными органами, в том
числе в цифровой среде, в целях управления личными финансами и обеспечения личной
финансовой безопасности.
12) Оценивать социальную информацию по проблемам правовых отношений,
содержащиеся в источниках информации; давать оценку действиям людей в типичных
(модельных) ситуациях с точки зрения социальных норм, в том числе норм морали и
права.
13) Самостоятельно оценивать и принимать решения, выявлять с помощью
полученных знаний наиболее эффективные способы противодействия коррупции;
определять стратегии разрешения социальных и межличностных конфликтов;
оценивать поведение людей и собственное поведение с точки зрения социальных норм,
включая
нормы морали и права, ценностей; осознавать неприемлемость
антиобщественного
поведения,
опасность
алкоголизма
и
наркомании.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Контрольные
работы

Всего

1
2
3

Введение в курс «Право»
Вопросы теории государства и права
Вопросы теории государства и права

1
1
1

4

Правонарушение
ответственность

1

5
6
7
8
9
10
11

12

13
14

и

юридическая

Понятие и источники гражданского
права.
Гражданская правоспособность и
дееспособность.
Гражданские права
несовершеннолетних.
Предпринимательство.
Юридические лица и их формы.
Право собственности.
Обязательственное право. Сделки.
Договоры.
Налоговое право. Налоговые органы.
Аудит. Виды налогов.
Ответственность за уклонение от уплаты
налогов.
Налогообложение физических и
юридических лиц.
Повторительно-обобщающий урок по

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/cf3b6e4f
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/0be448c5

1
1
1
1
1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44

1

1
1

1
9

15
16
17

18

19
20
21
22
23
24
25
26
27

темам «Гражданское право. Право
собственности. Обязательственное
право. Налоговое право»
Понятие и источники семейного права.
Брак, условия его заключения и
расторжения.
Права и обязанности супругов.
Права и обязанности родителей и детей.
Усыновление, опека
(попечительство). Правовое
регулирование образовательных
отношений
Понятие и источники трудового права.
Коллективный договор. Трудовой
договор.
Оплата труда. Охрана труда.
Трудовые споры. Ответственность по
трудовому праву.
Повторительно-обобщающий урок по
темам: «Семейное право. Трудовое
право».
Понятие и источники
административного права.
Административное правонарушение.
Административные наказания.
Понятие и источники уголовного
права. Понятие, признаки и состав
преступления.
Виды преступлений. Уголовная

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/59b8803c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/59b8803c

1
1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9d78176f

1
1
1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7289479d

1

http://www.allpravo.ru/catalog

1
10

28

29

30

31
32
33
34

ответственность
и наказание. Наказание.
Обстоятельства, исключающие
преступность деяния.
Обстоятельства, смягчающие и
отягощающие наказание.
Гражданское процессуальное право
(гражданский процесс). Особенности
уголовного судопроизводства
(уголовный процесс).
Основные принципы
конституционного и арбитражного
процесса
Повторительно-обобщающий урок по
темам: «Административное право.
Уголовное право. Основы
судопроизводство»
Резерв. Повторение
Резерв. Повторение
Резерв. Повторение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44

1

1

1
1
1
1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».