РП_Школьный театр Созвездие_5-9

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Сысертский муниципальный округ
МАОУ СОШ № 9

Приложение к
Основной образовательной программе
среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«Школьный театр «Созвездие»
5-9 классы

с. Щелкун, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При разработке программы были использованы учебно -методические пособия:
В.Г.Григорьева, П.В.Степанова методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» пособие для учителей, А.П.Ершова «Театральная педагогика», А.П.Ершова,
В.М.Букатов «Театральные подмостки школьной дидактики», Р.Ганелин Программа обучения
детей основам сценического искусства Школьный театр.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества
и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных,
социальных, семейных и других ценностей. Формирование активной деятельностной позиции;
выстраивание социального партнерства школы с семьей. Данная программа направлена на создание условий для развития творческой личности и создание условий для еѐ самореализации.
Занятия театральной деятельностью не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к
межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. Театр своей многомерностью,
своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки
постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать
других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального
искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут
практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте
предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы. Программа способствует
подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп
нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы. Полученные знания позволят
учащимся преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить задачи.

Цель программы: Создание условий для гармоничного развития ребенка, эстетическое
воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
Формирования общей культуры, самореализации и самоопределения обучающихся средствами
театрального искусства.

Задачи программы:
• формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами;
• развитие эмоциональной сферы ребенка,
• воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения;
• формирование интереса к театру как средству познания жизни,
• духовному обогащению;
• развитие творческих способностей.
• создание благоприятной эмоциональной атмосферы общения обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя» поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуре.

Программа строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребѐнку возможность активного поиска и освоения
объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеосюжеты.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность
осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников.
В программе используются следующие методы и формы:
1. По источнику передачи и восприятию информации: - словесный (беседа, этическая беседа, рассказ, диалог); - наглядный (репродукции, фильмы, фотоматериалы показ педагога, индивидуальные занятия, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности); - практический (постановка спектаклей, упражнения, этюды, репетиции).
2. По дидактическим задачам: - приобретение знаний через знакомство с театральной литературой и терминологией, через игры, упражнения, этюды; - применение знаний через постановку спектаклей; - закрепление через генеральные репетиции; - творческая деятельность показ спектаклей; - проверка результатов обучения через открытые уроки, конкурсы, фестивали, семинары, интегрированные занятия.
3. По характеру деятельности: - репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу;
- частично-поисковый - во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: программа рассчитана на детей 11-16 лет (5-11 классы).

Формы занятий: занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. Для успешного освоения программы количество детей в группе – 6-12 человек.
Продолжительность проведения одного занятия: 60 минут.
Формы подведения итогов занятий-выступления перед зрителями в основнойшколе.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные,
регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Планируемы результаты освоения программы

Личностные результаты освоения курса:
• идентифицируют себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
• проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
• различают основные нравственно-этические понятия;
• соотносят поступок с моральной нормой;
• оценивают свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и
др.);
• оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

• мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,
• проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, сопереживание, сочувствие, помощь и др.
• выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание,
удивление, желание больше узнать;
• оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность,
инициативу, ответственность, причины неудач;
• применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
• пользоваться приѐмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеосюжетов, проводить сравнение и анализ поведения героя;
• понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
• проявлять индивидуальные творческие способности в игре, этюдах, чтении по ролям В
сфере коммуникативных универсальных учебных действий: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
• работать в группе, учитывать мнения партнѐров;
• обращаться за помощью; • формулировать свои затруднения; • предлагать помощь и
сотрудничество;
• слушать собеседника;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
• осуществлять взаимный контроль;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. оформлять
диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; составлять устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства; уметь самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий
проект, импровизировать; работать в группе, в коллективе; выступать перед публикой, зрителями. Предметные Учащиеся будут знать
• правила поведения зрителя, этикету в театре до, во время и после спектакля;
• виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
• чѐтко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
• наизусть стихотворения русских авторов. Учащиеся будут уметь • владеть комплексом
артикуляционной гимнастики;
• действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
• произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
• произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
• произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
• читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; строить диалог с партнером на заданную тему;
• подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Содержание программы
Описание программы внеурочной деятельности школьного театра «Созвездие»:
1. Вводное занятие «Разрешите представиться.
Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Инструктаж по технике безопасности
2. История театра. Театр как вид искусства Первоначальные представления о театре как
виде искусства. Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Общее
представление о видах и жанрах театрального искусства: (драматический театр, музыкальный
театр (опера, балет, оперетта, мюзикл, театр кукол) и др. Народные истоки театрального искусства. Скоморохи - первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе. Преследование скоморохов со стороны государства и церкви. Знакомство с театральными профессиями. Спектакль - результат коллективного творчества. Кто есть, кто в театре. Актер - «главное чудо театра».
3. Актерская грамота и сценическое искусство Многообразие выразительных средств в
театре Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства - исполнительское искусство актера. Возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место,
время, ситуацию, партнеров. Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия
как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий. Тренинги на внимание Развиваем воображение и фантазию Упражнения на расслабление и напряжение Обретения
навыка оправдания своих действий, высказываний, вдумчивости
4. Художественное чтение Художественное чтение как вид исполнительского искусства.
Основы практической работы над голосом. Гигиена речевого аппарата. Литературное произношение. Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и
верхах. Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения
Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с
жанром литературного произведения. Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью Привитие интереса к чтению. чтение вслух, чтение вслух по ролям, чтение с актерской
выразительностью
5. Сценическое движение Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие
психофизического аппарата. Работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности. Беседы. «В поисках собственного стиля», «Об Айседоре Дункан». «Бальные» танцы. «Танец-шествие», «Фигурный вальс». Привить уважение к своему телу, научиться им владеть и
держать в тонусе. Научить красиво двигаться, держать корпус. Через умение красиво двигаться
формировать чувства уверенности и раскованности. Разучивание элементарных танцевальных
движений. Разучивание элементов танца.
6. Работа над пьесой, инсценировками рассказа и сказки Работа над выбранной пьесой,
инсценировкой осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными
моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра будущего спектакля Работа по карточкам
«от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий,
отработка логического соединения текста и движения.
7. Экспромт театр: Активно и сиюминутно включает ребенка в творческий процесс, доставляя радость от творчества. Экспромт театр приучает ребенка к самодисциплине, к интенсивности в работе, включает в и развивает навык коллективного труда, в познании на собствен-

ном опыте социализирующую роль искусства. Развивает воображение и фантазию. Ребенок
научается импровизации.
8. Работа над постановкой инсценировки Выбор произведения. Определение главной
темы рассказа и идеи автора. Раскрывающиеся через основной конфликт. Распределение ролей.
Выстраивание взаимодействия исполнителей. Работа с мизансценой. Закрепление выстроенных
мизансцен. Репетиция по эпизодам. С отработкой диалогов. Выразительность, произносимых
диалогов. Темпоритм речи. Отработка монологов. Пластический рисунок роли. Темпо-ритм.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов и роли. Репетиции отдельных
картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для музыкального оформления спектакля. Сводная репетиция. Генеральная репетиция.
9. Поход в театр для детей и юношества. Просмотр спектакля его обсуждение.
10. Итоговое занятие: Подведение итогов и достижений.
.

Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности

№

Раздел программы

1.

Вводное занятие

2.

История театра. Театр
как вид искусства.
Актерская
грамота,
сценическое искусство

3.

чте-

Школьный театр «Созвездие» для детей (5-9 класс)
Кол-во
Кол-во
Кол-во
Характеристика деятельности обучаючасов
часов
часов
щихся
(теория) (практика)
1
0,5
0,5
Знакомство с учителем. Организационные вопросы. Инструктаж по технике
безопасности. Игры на сплочение
2
1
1
Знакомство с театральными профессиями. Театральными жанрами.
8
1
7
На занятиях в игровой форме идет работа на развитие внимания, воображения и
фантазии, разыгрываются этюды на взаимодействие с партнером. Овладение
навыками пантомимы. Этюдное оправдание словесных действий
3
1
2
Развитие артикуляционного аппарата.
Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках. Знакомство с законами художественного чтения. Основами сценической лепки фразы. Чтение вслух литературных произведений.
2
2
Работа над пластикой. Разучивание простейших танцевальных движений

4.

Художественное
ние.

5.

Сценическое
ние.

6.

Работа над пьесой, инсценировкой.

3

7.

Экспромт театр.

2

8.

Репетиционный период. Постановки по
сказкам и инсценировкам рассказов.

10

движе-

1

2

2
2

8

Учимся работать с пьесой, инсценировкой. Определение главной темы. Идеи
автора. Определение жанра. Чтение пьесы.
Учимся импровизации на экспромт постановках
Постановки по выбранным произведениям. Осваиваем сценическое пространство. Овладеваем навыком взаимодействия, сопереживания и сочувствие.

Осваиваем навыки художника, реквизитора, костюмера.
9.

Поход в театр для детей и юношества.

10. Итоговое занятие.

Итого

2

1

1

Просмотр профессионального спектакля.
Обсуждение.

1

0,5

0,5

Подведение итогов. Наши удачи и чему
еще нужно научиться

34 часа
Скороговорки, используемые на занятиях по сценической речи
Нашей Юле купили юлу,
Юля играла с юлой на полу.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Баран Буян залез в бурьян.
Наш Полкан попал в капкан.
Бобры для бобрят добры.
Кричал Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
Около кола колокола.
Съел Слава сало,
Да сала было мало.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон:
Как в капюшоне он смешон!
Маленькая болтунья
Молоко болтала, болтала,
Да не выболтала.
Горихвостка, горихвосточка,
Выгорихвостилагорихвостят.
Хитрую сороку поймать морока.
А сорок сорок —Сорок морок.
У Кондрата куртка коротковата.
Влас у нас, а Афанас у вас.
Скрепи скрепки крестиком.

Кровельщик Кирилл криво крышу крыл.
Верзила Вавила весело ворочал вилы.
Фофанова фуфайка Фефеле впору.
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
Злое зелье не уйдёт в землю.
На дворе — трава, на траве — дрова.
Из кузова в кузов сгружали арбузы.
Купила Марусе бусы бабуся,
На рынке споткнулась бабуся о гуся.
Не будет подарка у внучки Маруси —
Все бусы склевали по бусинке гуси.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
У бела быка губа была тупа.
Не буду Будду я будить,
А буду будоражить Будду.
Поезд мчится, скрежеща: «Же-ча-ща, же-ча-ща!»
В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.
От топота копыт пыль по полю летит.
Звенит земля от золотого зноя.
У нас на дворе погода размокропогодилась.
Щетина у чушки, чешуя у щучки.
Идёт косой козёл с косой.
Около омута охала Ольга: «Ох-ох-ох!»
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали: «Ха-ха-ха-ха-ха!»
Карл у Клары
Украл кораллы,
А Клара у Карла
Украла кларнет.
У попа поп, и поп попа похваливает.
Ткачи ткали ткани на платье Тане.
СЛОВАРЬ Театра
Авансцена — передняя часть сцены.
Антракт — промежуток между действиями спектакля.
Бутафория — предметы и украшения, имитирующие подлинные в сценической обстановке.

Вага — особая конструкция, к которой крепятся нити для управления марионеточной
куклой. Она бывает горизонтальной (для марионеток-животных) и вертикальной.
Гапит— трость, на которую насажена головка тростевой куклы. Гапит, снабженный простейшей механикой, позволяет поворачивать и наклонять головку. Возможен вариант крепления к гапитуниток, управляющих глазами и ртом куклы.
Грядка — верхний передний край (или план) ширмы.
Даланг— актер яванского театра кукол. В его задачу входит только кукловождение, а
текст произносит находящийся рядом чтец.
Декорации (от латин. — украшение) — художественное оформление действия на ширме
или театральной сцены.
Дубль — подменная кукла, копирующая своим внешним видом основную и заменяющая
её в случае необходимости при решении особых сценических задач,
Задник — расписной или гладкий фон на заднем плане ширмы или сцены.
Зеркало сцены — плоскость видимого зрителю игрового пространства, ограниченная в
театре кукол ширмой, порталами и портальной аркой.
Котурны — в театре кукол небольшие скамеечки, прикрепляемые к обуви, или специальные башмаки на толстой подошве. Они используются в том случае, когда рост актеракукольника не позволяет ему держать куклу на уровне воображаемого пола ширмы.
Кулисы — вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.
Марионетка — низовая кукла, управляемая с помощью нитей. Она требует особого
устройства сцены и ваги.
Мизансцена — определенное расположение декораций, предметов и действующих лиц
на сцене в отдельные моменты спектакля.
Мимирующая кукла — кукла из мягких материалов с подвижным выражением лица.
Пальцы актера находятся непосредственно в голове куклы и управляют её ртом, глазами и носом.
Монолог — речь одного лица, мысли вслух.
Падуга — горизонтальная часть декоративного оформления сцены. Представляет собой
полоску ткани, подвешенную на штанге или тросе.
Пантомима — выразительные движения телом, передача чувств и мыслей лицом и всем
телом.
Папье-маше — наиболее распространенный способ изготовления кукольных голов,
представляющий собой оклеивание бумагой по глиняному слепку снаружи или гипсовой форме
изнутри.
Парик — накладные волосы.
Партер — места для зрителей ниже уровня сцены.
Патронка — картонная трубочка, которая вклеивается в шею и руки перчаточной куклы.
Она позволяет «подогнать» руку и голову персонажа к размерам пальцев актера.
Передник ширмы (или фартук) — матерчатая занавеска, закрывающая конструкцию
ширмы со стороны зрителя. В отличие от обтяжки, которая прикрепляется к рамке ширмы
наглухо, передник просто подвешивается. Применяется при различных устройствах разборных
ширм.
Перчаточная кукла — кукла, которая имеет вид трехпалой перчатки для управления головой и реками куклы.
Петрушка — любимый герой скоморохов, удалой смельчак и задира, в любой ситуации
сохранявший чувствоюмора и оптимизм. Как внешний вид куклы (длинный нос, колпачок с кисточкой), так и сценки, которые он разыгрывал, почти не подвергались изменениям на протяжении столетий. В кукольных представления: вместе с Петрушкой принимали участие различные персонажи: цыган, лекарь, квартальный, капрал и др. Любопытно, что некоторые эпизоды в
представлениях Петрушки перекликаются с кукольными представлениями других стран.
Пищик — специальное приспособление, которымипользовались актеры-петрушечники.
Пониженный план — окно или прорезь на основной ширме, находящиеся ниже основной
грядки. Используется для показа контрастных сцен с «живым» актером или сюрпризных моментов.

Портал (портальная арка) — плоскость, ограничивающая в виде рамки «зеркало» сцены с
боков и сверху.
Реквизит — подлинные и бутафорские вещи и предметы, используемые по ходу действия спектакля.
Ремарка — пояснение автора на страницах пьесы, которое определяет место и обстановку действия, указывает на поведение и настроение персонажа в тех или иных обстоятельствах
спектакля.
Репетиция — повторение, предваряющее показ спектакля.
Репертуар — пьесы, идущие в театре в определённый промежуток времени.
Список литературы
Р.Ганелин Программа обучения детей основам сценического искусства Школьный театр
. ... biblioteka.teatr-obraz.ru
Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства».
/dyts/programs/2009/o_tea.doc
Д.В Григорьева, П.В.Степанова «Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор» пособие для учителей
А.П.Ершова, В.М.Букатов “Театральные подмостки школьной дидактики”, История социоигровой педагогики, драмогерменевтика
А. П. Ершова. Театральная педагогика izumzum.rmhealth.ershova- teatralenayapedagogika.
Театральная педагогика | Театральная библиотека: пьесы, книг.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».