МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Сысертский муниципальный округ
МАОУ СОШ № 9
Приложение к
Основной образовательной программе
основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«Экологичный образ жизни»
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
С. Щелкун, 2025
Сертификат: 7EE73CAFA0C6BEC7D951F41E59F122B6
Владелец: Орехова Светлана Юрьевна
Действителен: с 28.04.2025 до 22.07.2026
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ И ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на
достижение планируемых результатов освоения программы
основного общего образования с учётом выбора участниками
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности .
Это позволяет обеспечить единство обязательных требований
ФГОС во всём пространстве школьного образования .
Сегодня всё население планеты включено в общественные
отношения, непосредственно или опосредованно связанные с
окружающей средой . Современный человек в повседневной
жизни часто оказывается в ситуациях, требующих принятия
экологически оправданных решений . А это значит, что каждому человеку, вне зависимости от сферы профессиональной
деятельности, предпочтений и увлечений, необходимо владеть
экологическими знаниями, ориентироваться на экологическую безопасность .
Устойчивое развитие сегодня возможно только при осознанном и заинтересованном участии экологической деятельности всех людей, в первую очередь наиболее активной части
населения — учащейся молодёжи . Современным школьникам
важно научиться жить в мире, который стоит перед очевидными и очень сложными для решения экологическими вопросами . Этим и обусловлена актуальность данной программы
внеурочной деятельности .
Реализация программы в школах страны поможет построить экологически безопасное будущее для каждого человека и
позволит школьнику находить баланс между своими потребностями и природой . Кроме того, реализация программы поможет формированию субъектной позиции школьников в сфере экологии, заключающейся в их отказе от пассивной роли
созерцателя и переходе к активному и осознанному включению в решение экологических проблем .
Программа поможет ребёнку:
6 в формировании экологических знаний, в развитии его
ценностного отношения к природе, в организации его
экологически сообразной деятельности . Это позволит ребёнку получить представление о современном состоянии
4
Программа курса внеурочной деятельности
6
6
6
6
экологии города, страны, планеты; об основных экологических понятиях и проблемах; научиться проводить простейшие исследования в сфере экологии; проявлять заботу о
природе; получить опыт экологической деятельности;
приобрести знания о взаимодействии и взаимосвязи природы, общества и человека, что позволит сформировать готовность к бережному отношению к природе, к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения окружающей среды;
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей . Эти навыки помогут ребёнку стать увереннее в себе,
честнее с самим собой, понимать и оценивать степень влияния других людей на свои решения, оценивать влияние
собственных решений на состояние окружающей природы
и собственного здоровья;
понять необходимость ежедневных усилий по поддержанию
чистоты в доме, на улице, в лесу, по сортировке мусора,
по минимизации использования пластика в быту, по экономии ресурсов, по соблюдению правил здорового образа
жизни и т . п .;
в планировании своего жизненного и профессионального
пути, для которого будет естественен экологичный образ
жизни .
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Варианты реализации программы и формы проведения
занятий. Программа рассчитана на 34 часа, в рамках которых предусмотрены такие формы работы, как беседы, дискуссии, практикумы, экскурсии, встречи, деловые и ролевые
игры, групповая работа, интервью . Программа может быть
реализована в работе со школьниками 5—7 классов .
Взаимосвязь с программой воспитания. Программа курса
внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций
примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций . Это позволяет на практике соединить
обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка .
Это проявляется:
— в возможности включения школьников в деятельность, организуемую в рамках модулей программы воспитания:
«ЭКОЛОГИ ЧНЫЙ ОБРАЗ Ж И ЗН И »
5
«Внеурочная деятельность», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Школьные медиа», «Организация предметно-эстетической среды», «Профориентация»;
— в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлечённость в совместную деятельность с педагогом и другими детьми .
Особенности работы педагога по программе . Педагог, работающий по программе «Экологичный образ жизни», старается раскрыть потенциал каждого школьника через вовлечение его в различные формы деятельности . При этом результатом работы педагога в первую очередь является личностное
развитие ребёнка . Личностных результатов педагог может
достичь, увлекая ребёнка совместной и интересной им обоим деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, наполняя занятия
ценностным содержанием .
Примерная схема проведения занятий по программе может
быть такой:
6 приветствие школьников;
6 эмоциональная разрядка (короткие игры, маленькая притча,
размышления детей о предложенном высказывании или
цитате и т . п .);
6 актуализация темы предстоящего занятия;
6 работа по теме занятия;
6 рефлексия .
Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие используемых педагогом форм работы: в ходе даже
одного занятия педагог может чередовать разнообразные
игры, практикумы, групповую работу, обмен мнениями, мозговой штурм, дискуссии . Кроме того, программа предусматривает организацию экскурсий, практикумов, интервью, проведение которых будет более успешным при участии самих
школьников в их организации, при участии других педагогов
и сотрудников школы, родителей и социальных партнёров
школы .
В Приложении к программе содержатся методические материалы в помощь педагогу, помогающие ему грамотно организовать деятельность школьников по программе курса «Экологичный образ жизни» .
6
Программа курса внеурочной деятельности
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности
«Экологичный образ жизни» (3 ч)
Давайте знакомиться. Игры и упражнения, помогающие
познакомиться . Ожидания каждого школьника и группы в
целом от совместной работы в рамках программы .
Кто защищает природу . Понятия «экология», «экологичный образ жизни», «экологическая деятельность» . Российские и международные экологические организации, работа
которых нацелена на сохранение планеты .
Как проходит мой день. Повседневные действия, которые
могут нанести ущерб природе . Способы уменьшения последствий наших повседневных действий для природы .
Раздел 2. Правила экологичного образа жизни (7 ч)
Путешествие пластиковой бутылки. Содержимое нашего пакета с мусором . Пластик в общем объёме мусора . Подготовка пластиковой бутылки к переработке .
Сдай батарейку. Использование разных типов батареек,
элементов питания дома и в промышленности . Вред использованных батареек для природы . Правила сбора и утилизации
использованных батареек .
Как отдыхать экологично . Отдых на природе . Что значит
отдыхать экологично . Как выглядят места отдыха людей, не
заботящихся о природе . Правила экологичного отдыха .
Знаки экологической безопасности. Виды знаков экологической безопасности . Функциональное назначение знаков .
О чём говорит маркировка товаров. Что такое маркировка и экомаркировка товаров . Процесс получения экомаркировки на товар . Экологические знаки на упаковке . Экомаркировка и экологическая чистота цикла производства и продажи товара .
Раздел 3. Здоровье своими руками (5 ч)
Звук и здоровье . Взаимосвязь экологичного образа жизни
и здоровья человека . Звук и здоровье . «Шумовое загрязнение» . Природные и техногенные звуки . Частота звука и громкость звука: их влияние на физическое и психическое здоровье человека .
«ЭКОЛОГИ ЧНЫЙ ОБРАЗ Ж И ЗН И »
7
Транспорт вокруг нас. Современные транспортные средства и типы двигателей . Соотношение машин с различными
типами двигателей на дорогах России и сравнение их характеристик с точки зрения состава выхлопных газов . Влияние
выхлопных газов на здоровье человека . Болезни, связанные
с качеством воздуха . Способы минимизации выбросов выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания . Экологические
стандарты топлива в России . Электромобиль .
Экология питания. Потребность подростка в еде: калории;
белки, жиры и углеводы; вода; витамины . Количество приемов пищи . Домашняя еда и фастфуд . Упаковка для еды в
магазине и дома . Правила хранения продуктов длительного
хранения и скоропортящихся продуктов . Вегетарианство .
Расчёт массы тела . Анорексия . Питание во время стрессовых
ситуаций .
Раздел 4. Экологические навыки (19 ч)
Практикум по сортировке неорганического мусора. Вопрос об утилизации мусора и его место среди экологических
проблем планеты . Как утилизуют мусор . Что такое сортировка мусора . Правила сортировки мусора . Одноразовая посуда .
Места для сбора разных видов мусора .
Потребительское общество. Что такое «потребительское
общество» . Его характеристики . Ограничение потребления .
Экология нашего города (села). Наш город с точки зрения
экологии . Природные особенности местности, в которой мы
живём . Промышленные предприятия города и района . Трассы и магистрали . Экологические проблемы города и способы
их решения .
Какой бывает энергия. Получение энергии и способы её
экономии дома, в школе, в городе . Что такое «зелёная энергия» . Солнечные станции, ветряки, приливные электростанции — их плюсы и минусы для экологии . Расчёт стоимости
электроэнергии .
Пернатые друзья. Птицы нашего края . Значение птиц для
природы . Охрана птиц . Зимующие птицы . Кормушки и корм
для птиц .
Санитары нашей природы. Основные функции санитаров
природы . Животные, птицы, насекомые, помогающие сохранить окружающую природу . Санитары леса и мусор в лесу .
Экологический практикум. Правила очистки водоёмов и
рек от мусора . Правила сбора мусора в лесу и парке . Прави8
Программа курса внеурочной деятельности
ла посадки саженцев деревьев . Правила сбора макулатуры .
Правила создания экологической тропы .
Почему лишь немногие живут экологично? Как экологичный образ жизни позволит сохранить жизнь на планете .
Глобальные экологические вызовы . Усилия народов и стран
мира по сохранению жизни на планете .
Создание социальной рекламы. Значение социальной рекламы . Примеры социальной рекламы . Экологическая социальная реклама .
Красная книга России. Цель создания Красной книги .
Структура Красной книги России . Разные цвета страниц
Красной книги .
День Земли. История возникновения Дня Земли . Акции,
которые проводятся ко Дню Земли . Акции «Час Земли», «Зелёный марафон» .
Игровой практикум. Экологическая игра «Что? Где? Когда?» . Игра «Экологическое лото» . Возможности игры для
формирования экологичного образа жизни .
Экологическая карта города (района). Карта города (района), где обозначены все «экологические места»: пункты приёма пластиковой тары, батареек, макулатуры; места наибольшего загрязнения воздуха, экологические тропы и т . д .
«ЭКОЛОГИ ЧНЫЙ ОБРАЗ Ж И ЗН И »
9
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЭКОЛ О ГИЧ НЫ Й ОБРАЗ ЖИЗНИ »
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение
достижения обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения содержания курса .
Личностные результаты
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе, в
том числе:
В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках
реализации программы «Экологичный образ жизни»; готовность к разнообразной совместной деятельности; выстраивание доброжелательных отношений с участниками курса .
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей
Родины в науке, технологиях и трудовых достижениях народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе экскурсий экологической направленности .
В сфере духовно-нравственного воспитания: воспитание
моральных ценностей и норм в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм; осознание необходимости брать на себя ответственность в ситуации экологического выбора, активное
неприятие асоциальных поступков .
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного; стремление создавать вокруг
себя эстетически привлекательную среду .
10
Программа курса внеурочной деятельности
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение правил гигиены, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность); способность
адаптироваться к изменяющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям; осмысление собственного опыта и выстраивание дальнейших целей,
связанных с будущей профессиональной жизнью; умение
управлять собственным эмоциональным состоянием; формирование навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека .
В сфере трудового воспитания: активное участие в реше-нии
практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода задачи; применение знаний,
полученных в ходе изучения курса «Экологичный образ жизни»; осознание важности обучения для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для
этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор, построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей . Принятие идеи экологизации современного общества с необходимостью сохранения живой природы и защите её от негативного антропогенного воздействия, вызванного потребительским отношением человека .
В сфере экологического воспитания: применение социальных и естественно-научных знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры; осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности .
В сфере понимания ценности научного познания: овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, средством самосовершенствования человека; овла«ЭКОЛОГИ ЧНЫЙ ОБРАЗ Ж И ЗН И »
11
дение основными навыками исследовательской деятельности
в процессе изучения экологии, осмысление собственного опыта, анализ своих поступков и стремление совершенствовать
пути достижения цели индивидуального и коллективного
благополучия .
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта и основных социальных ролей; способность действовать в условиях
неопределённости, повышать уровень своей компетентности
через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции; развитие способности
осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей,
планировать своё развитие, в том числе в сфере экологии;
умение оперировать терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития; умение анализировать и
выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
уметь находить позитивное в произошедшей ситуации .
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты обучающихся, освоивших
данный курс, включают:
Универсальные познавательные действия: выявлять дефицит информации о той или иной стороне экологически значимой деятельности, находить способы решения возникших
проблем; использовать вопросы как инструмент для познания; аргументировать свою позицию, мнение; оценивать достоверность информации, полученной в ходе работы с интернет-источниками; самостоятельно формулировать обобщения
и выводы по результатам проведённого обсуждения в группе
или в паре; прогнозировать возможное дальнейшее развитие
процессов, событий и их последствия, связанных с тем или
иным экологически обоснованным выбором; применять различные методы при поиске и отборе информации, связанной
с экологически значимой деятельностью и дальнейшим изучением курса; выбирать, анализировать, систематизировать и
интерпретировать информацию; находить аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию
12
Программа курса внеурочной деятельности
в различных информационных источниках; самостоятельно
выбирать оптимальную форму представления информации,
предназначенную для остальных участников курса «Экологичный образ жизни» .
Универсальные коммуникативные действия: формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения
в рамках занятий, включённых в курс «Экологичный образ
жизни»; выражать свою точку зрения; понимать намерения
других участников занятий курса «Экологичный образ жизни», проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым,
участвующим в занятиях; в корректной форме формулировать
свои возражения; в ходе диалога и(или) дискуссии задавать
вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи; сопоставлять свои суждения
с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты
работы, связанные с тематикой курса по экологии; понимать
и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, принимать цель
совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких участников курса «Экологичный образ жизни», проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата
по своему направлению и координировать свои действия с
действиями других участников курса .
Универсальные регулятивные действия: выявлять проблемы, возникающие в ходе изучения курса «Экологичный образ
жизни»; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессе включения
в различные виды активности в сфере экологии; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; предвидеть трудности, которые могут возникнуть в рамках экологически обоснованной деятельности; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения курса
«Экологичный образ жизни», уметь находить позитивное в
«ЭКОЛОГИ ЧНЫЙ ОБРАЗ Ж И ЗН И »
13
любой ситуации; уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; различать, называть и управлять собственными эмоциями; уметь
ставить себя на место другого человека, осознанно относиться
к другому человеку, его мнению, понимать мотивы и намерения участников курса, осознанно относиться к ним .
Предметные результаты
Предметные результаты освоения программы основного
общего образования представлены с учётом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе экологически значимой деятельности школьников .
Предметные результаты включают:
Биология: формирование ценностного отношения к живой
природе, к собственному организму; понимание роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира; умение применять систему биологических знаний;
формирование представлений об основных факторах окружающей среды, их роли в жизнедеятельности и эволюции организмов, об антропогенных факторах; формирование представлений об экосистемах и значении биоразнообразия, о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством,
и способах их преодоления; умение создавать и применять
словесные и графические модели для объяснения строения
живых систем, явлений и процессов живой природы; владение навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений); умение интегрировать биологические знания со
знаниями других учебных предметов; формирование основ
экологической грамотности: осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и охране природных
экосистем, сохранению и укреплению здоровья человека;
умение выбирать целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и
здоровью окружающих; умение использовать приобретённые
знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; неприятие вредных
привычек и зависимостей; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья; формирование мотивации к продолжению изучения биологии как профильного
предмета на уровне среднего общего образования .
14
Программа курса внеурочной деятельности
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни
человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населённого
пункта; умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями
и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; умение использовать географические
знания для описания существенных признаков разнообразных
явлений и процессов в повседневной жизни, положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве; умение
объяснять влияние изученных географических объектов и явлений на качество жизни человека и качество окружающей
его среды; умение выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы
данных), необходимые для решения учебных, практико-ориентированных задач, практических задач в повседневной жизни; умение оценивать характер взаимодействия деятельности
человека и компонентов природы в разных географических
условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
умение решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей
местности, путей её сохранения и улучшения, задачи в сфере
экономической географии для определения качества жизни
человека, семьи и финансового благополучия .
Химия: владение правилами поведения в целях сбережения здоровья и окружающей природной среды; понимание
вреда (опасности) воздействия на живые организмы определённых веществ, способов уменьшения и предотвращения их
вредного воздействия; понимание значения жиров, белков,
углеводов для организма человека .
Физика: умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности
при обращении с бытовыми приборами и техническими
устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и технологий
для рационального природопользования .
Технология: понимание социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта .
«ЭКОЛОГИ ЧНЫЙ ОБРАЗ Ж И ЗН И »
15
Основы безопасности жизнедеятельности: формирование
культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания
значимости безопасного поведения; овладение знаниями и
умениями для предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии
рисков культурной среды); формирование социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и
нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью
окружающих .
Русский язык: формирование умений речевого взаимодействия (в том числе общения при помощи современных средств
устной и письменной речи): создание устных монологических
высказываний на основе жизненных наблюдений и личных
впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы .
Литература: овладение умением использовать словари и
справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники
в библиотечных фондах, Интернете для выполнения учебной
задачи .
Физическая культура: формирование привычки к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой; умение планировать самостоятельные занятия физической культурой и строить индивидуальные программы оздоровления и
физического развития .
16
Программа курса внеурочной деятельности
«ЭКОЛОГИ ЧНЫЙ ОБРАЗ Ж И ЗН И »
17
н
Основное содержание
Деятельность школьников
я
д
н
н
И
н
«
н
н
н н
,
.
д
н
», «
н », «
д
н
» .
д н
дн
н
,
н н
н н
д
н
н
н
д н
.
В
Б
«
«
Б
н
н
,
,
.
н
н
«
н
«
д
н н
. .В
н
,
н
н
н
н
», «
д
.
н
н »
, н
н
н
н
н
»
д
д
д ,
«
н »
нн
н
н
д
н
: «
», «
н », «
»,
д », « н
», «
», «
н »,
н
», « д », «
», «
» .
,
д
д .
д
д
нн
н
В
н
нд д
д , Г н
,
д
,
н
д , В
н
н
.д .
н н
д . н
н
н
н
н
,
, «
»
д
Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности «Экологичный образ жизни» (3 ч)
Темы
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
18
Программа курса внеурочной деятельности
Темы
д
н
д
н
д
д
н
дн
н
,
д .
д
д
д
н
н
н н
н
н
н
д
н
н
, д
н
.
н
.
д
дн
,
н
д
д
н
.
Б
д
н
,
д н ; д
н
;
.
н
н
д
н
дн
н д
н
н
н
н
н ;
н
н
н
н ;
нн
н
н
н ,
н
н
; л
н
нн
н
н
н ,
н
н
;
л
н
н
н , л
д .
, д
:
д ,
,
д
, д н
,
н,
н
д
д
н
,
,
н
.д .
д н
н
н
н
н
н
н
д
н
д
н
Деятельность школьников
Раздел 2. Правила экологичного образа жизни (7 ч)
дн н
н н
Основное содержание
Продолжение табл.
«ЭКОЛОГИ ЧНЫЙ ОБРАЗ Ж И ЗН И »
19
н
д
В
И
д
д
д
д
н
,
нн
н
н
нн
н
д .
н .
д
нн
н
.
д
д .
д
н
н
,
.
Б
н
н
д
н
н
.
д н
»,
н
н
д
дд
н .
н
н
д
н
д н
д
д
д
д
нн
н
д
н
.
,
д н д
н
н
н
,
н
,
н
« д
д
, н
н н
.
н
,
н
д
н
н
н
д н
д
н
,
д н
д
:
н
д
н
«
н
н
д
.
.
дн
нн
д
д
н
д
н
,
д
д .
дн
д
,
д
н
д
д
;
;
,
,
,
н »,
20
Программа курса внеурочной деятельности
Темы
н
.
н
н
В д
н
н
н
.
н
н
.
н
н
н
н
Основное содержание
н
.
н
,
н
Б д
н н
н
д
н
н
н
н
н
н
.
д
н
д
н
н
д ,
н
н
н
н
,
д
н
,
д
нн
н
.
д
н
д
н
н
.д .
,
д
д
, н
д
н
н
н
, н
н
,
н
н
н
,
дн
д .
д
н
н
д н
,
н
н
д н ,
н
д
нн
н
н
д
д
д
нн
н
Деятельность школьников
,
,
н
,
д
н н
н
д
д
н
н
.
.
,
,
Продолжение табл.
«ЭКОЛОГИ ЧНЫЙ ОБРАЗ Ж И ЗН И »
21
н
н н
нн
н
д
В
д
» .
д
.
д
д
М
н
д
д
н
н
, н
д
н
,
н
н н
н
н
,
:
.«
дн
н
н
н
.
,
н
н
И
Б
И
Б
«Г
н
»,
н
д
нн
д
;
д
н
н
.
н
н
н
д
нн
н
н
, н
д
,
н
.
,
.
н
н
»,
Раздел 3. Здоровье своими руками (5 ч)
д
н
н
н
н
д
н д
н
н
д
д
,
,
;
д
.
,
д
н .
н ;
дн
.
,
д
н
«
.
н
н
н
н
н
н
, н
, д
н
д
д
,
д
н
н
н
н
,
н
;
22
Программа курса внеурочной деятельности
М
я
я
Темы
н
д
д .
;
д ;
н
д
н
.
нн
н
н
.Б
н д н
д ;
д
д
н
н
.
д
,
.
н
н
н ,
д
.
д
д
н
.
нн
н
н
нн
.
н
н
.В
н д
н н
н
д
н
н
д
н
н
.
д
д :
н
Основное содержание
Г
д
,
н
н
д
д
н
Б
Ин
д
,
н
н
.
н
д
н
н
д
.
н ,
н нн
д
н н
д
.
д
н
н
н
,
н д
,
.
н
д
н «
д
н нн
нд н
н
д
,
.
н
нн
н
н
д
н
нн
н
д
н н
н
н
д
н ,
д
д
н
н н
н
н
н
Деятельность школьников
д
д
н
,
н
нн
»
д
,
н
н
,
,
н
н
,
н
н
.
.
Продолжение табл.
«ЭКОЛОГИ ЧНЫЙ ОБРАЗ Ж И ЗН И »
23
«
М
дн
д
н
.
н
н н
н
н
н
.
д
.
д
н
.
И
н
н
н
Б
,
д
«
,
н
н
д
д ,
н
н
»,
д
д
д .М
д
д
.
»
.
.
н
н
Б
Б
н
Б
н
д
.
д
н
д
н
,
д
.
н
,
.
н
«
Г
.
н
н
н н
н
Раздел 4. Экологические навыки (19 ч)
н
.
.В
н
н
н
.
,
н
» .
д
, н
нн
«
,
д
;
» н
д
н
н .
,
н
н
н
н
д
д
н н
н
,
н
н
д,
д
,
,
н
24
Программа курса внеурочной деятельности
я
Темы
,
д
нн
н .
.
дн
» .
н
н
«
д
н
нн
н
н
.
Основное содержание
д
д
н
.
.
д
,
д н
Г
М
, д
н
д
д н
,
н н н ;
Ин
н
д
Г
н »,
н
Б
дн
н
,
,
н
н
д
н
дн
,
;
н
дн
д
н
д
н
д
н
д
н
.
д
н
н
н
н
д
,
н
д
н
н
д .
н
нн
н
д .
«
» .
н
н
н
нн
.
нн
;
н
,
д
н
.
д , д
н
н ;
н н
н
н
н н
«
н
н
,
н
Деятельность школьников
,
,
,
н
д
д
Продолжение табл.
«ЭКОЛОГИ ЧНЫЙ ОБРАЗ Ж И ЗН И »
25
я
я
,
д
.
н
д .
» .
д
н
.
н
н
н
,
н
н
н
д
д
«
.
.
н
н
н
н
,
н
.
,
н
н
н
д
н
.
д
Г
М
н ,
Б д
н н
н
н
д .
н
н
,
н
н
н
:
,
,
н
н
Ин
н
д
«
»,
н
Б
д
д
н
н
н
д
н
н
д
,
н
н
«
н
.
н
н
;
д
» н
н
д
н
, д н
н
н
д
В
н
,
н
н
н н
н
.В
д
н
н н
.
н
.
, н
,
.
д
н
н
.
,
,
26
Программа курса внеурочной деятельности
Темы
Г
н
.
н
н
н
н
д
н
.
,
д
.
н
н
н ,
н
.
н
.
н
.
н
д
н
д .
,
н
.
н
Основное содержание
д
д
, н
д
И
д
н
нн
н »,
Б
В
д
Ин
М н
Б
н
н
«
н
д н
д
н
,
н
н
н
д
н
н
,
н
,
н
н
нн
н
н н
д
н
н
д
«
,
,
н
:
н
н
,
,
д
д .
д
н
н
,
д
н
.
д
н
,
»,
н
.
н
н
д н
н
Деятельность школьников
д
, н
н
,
н
/
н
н
, н
д .
, н
.
.
Продолжение табл.
«ЭКОЛОГИ ЧНЫЙ ОБРАЗ Ж И ЗН И »
27
я
д
«
И
н
н
н»
.
н
н
н
.
н
н
д
,
н
», «
н
д н
н
н
н н
н
н
.
н
н
н
н
.
н
н
н
н
н
н
н
н
.
.
д
н
н
Г
н
н
н
н
Б
д
Г
«
н
н
,
д
нн
д
н
д
н
н
«
.
,
»
д
н
.
д
дн
н
нд
д
,
н
н
н
д
,
н
д
;
д н
н
н
,
,
н
д
н
н
н
.
д
н
н
.
н
н
н
д
н ,
д н
д
н
н
д н
н
д
н
н
н
н
н
н
д
н
»
н
д
д
,
н
н
н
н н
н
н
н
.
н
.
н ,
н , н
,
н
.
28
Программа курса внеурочной деятельности
н
И
В
;
»:
н
,
н н
н
д ?» .
«
н
н
н
н
д
«
,
» .
? Гд ?
н , д
д
,
.д .
н
д
«
Основное содержание
1 Описание этих и других игр представлено в Приложении .
1
я
Темы
н
Г
д
И
Б
н
д
н
д
д
д
н
н
д
«
д н
н
н
;
;
,
«
,
д
н
н
н
н
«
н
д
н
;
д
;
д н
.
? Гд ?
» .
н
д
н
д
, н
.д .
н , д
н
,
,
н н
д
»:
д нн
д ?» .
н
Деятельность школьников
Окончание табл.
ПРИЛОЖЕНИЕ
К разделу 1. Введение в курс внеурочной деятельности
«Экологичный образ жизни»
Игра «Никто не знает, что я…» проходит следующим образом . Педагог просит каждого ребёнка продолжить
фразу «Никто не знает, что я…» . Для проведения игры можно воспользоваться мягкой игрушкой, которую участники
бросают друг другу после своего высказывания . Педагог первым продолжает эту фразу, а затем бросает игрушку кому-то
из школьников, который, поймав предмет, также продолжает
эту фразу .
Игра «Расскажи мне о себе» может проходить в парах .
В течение 2—4 минут школьники рассказывают о себе своему
партнёру то, что считают нужным, а потом каждый в течение
минуты представляет своего товарища по паре для остальных
школьников .
Игра «Разворачивающаяся кооперация» позволяет
выяснить мнение группы по какому-то вопросу таким образом, чтобы мнение каждого было учтено . Сначала педагог
просит каждого школьника сформулировать свои ожидания
от предстоящих занятий . На это уйдёт 1—2 минуты . Затем
дети объединяются в пары и составляют общий список ожиданий, учитывающий ожидания каждого . Это займёт ещё
2—4 минуты . Далее школьники объединяются в четвёрки и
составляют общий для четверых человек список и т . д . Во
время работы групп одинаковые ожидания объединяются,
при необходимости переформулируются . Ожидания всех детей при этом должны быть учтены . В заключение формируется общий список ожиданий группы, который представляет
один из участников .
К разделу 3. Здоровье своими руками
Викторина «Транспорт и здоровье»
(курсивом обозначены верные ответы)
Вопрос 1 . Время на разогрев двигателя внутреннего сгорания зимой (при температуре до –10 °C) составляет:
1) около получаса
2) около 15 минут
3) около 2 минут
«ЭКОЛОГИ ЧНЫЙ ОБРАЗ Ж И ЗН И »
29
Вопрос 2 . Сколько электробусов в автомобильном парке Москвы?
1) около 100
2) около 700
3) около 1500
Вопрос 3 . Какая составляющая выхлопных газов, может
привести к заболеванию астмой?
1) оксиды азота
2) углекислый газ
3) водяной пар
Вопрос 4 . Новые машины с двигателями внутреннего сгорания перестанут продавать в Европе:
1) с 2075 года
2) с 2035 года
3) с 2025 года
Вопрос 5 . Экологичные автомобили по-другому называются:
1) зелёные
2) белые
3) бесшумные
Игра «Громко-тихо», в которой можно использовать такую информацию: ( в скобках информация для педагога): гудок автомобиля (до 120 дБ), стиральная машина (70 дБ),
музыка из автомобиля (100—110 дБ), пылесос (75 дБ), кондиционер (40—45 дБ), мотоцикл с глушителем (80 дБ),
отбойный молоток (115 дБ), самолёт на взлёте (125 дБ),
железнодорожный вагон в 7 метрах (90 дБ), раскаты грома (100 дБ), старт ракеты (145 дБ), тиканье настенных
часов (30 дБ), полицейская сирена в 2 метрах (122 дБ), шотландская школьница, перекричавшая шум взлетающею Боинга (125 дБ), шорох листвы (15 дБ).
К разделу 4. Экологические навыки
Игра «Экологическое лото»
Данная игра21способствует рефлексии школьниками своего
отношения к природе, своего повседневного поведения в ней .
Проводится она следующим образом . Участники рассаживаются по возможности в круг, в центре которого находится
2 Игра разработана по аналогии с настольной игрой, описанной М . Е . Песковой
в журнале «Классный руководитель» (№ 7, 2007 г .), которая, в свою очередь,
создана на основе игры, придуманной немецким психологом Г . Хорном .
30
Программа курса внеурочной деятельности
стол, на котором разложены 23 стопки карточек (в каждой
стопке по нескольку одинаковых карточек — чем больше, тем
лучше) .
Ведущий (классный руководитель — он также играет и
как простой участник) берёт из первой стопки карточку и зачитывает вслух то, что на ней написано . Если то, что написано на карточке, применимо к кому-то из участников игры,
тот поднимает руку и получает эту карточку . При необходимости ведущий может попросить участника доказательств того, что он действительно может взять себе данную карточку .
Если претендентов на карточку много, то они также получают карточки из первой стопки .
То же самое проделывается с карточками из второй стопки, третьей, четвёртой и т . д . Если какая-то из карт оказалась невостребованной, она откладывается в сторону, а игра
продолжается .
Когда все карты распределены, каждый школьник по имеющимся у него карточкам мысленно составляет рассказ-портрет о себе . Если вы чувствуете, что здесь могут возникнуть
затруднения, то можно работать над составлением обобщённого портрета класса .
Заслушиваются два-три рассказа школьников (если желающих нет или их мало, классный руководитель может выступить в качестве первого рассказчика о себе самом, подав тем
самым пример другим) .
Обсуждаются портреты: о чём они говорят, как нас характеризуют, что нам не нравится в самих себе, какую опасность
для природы представляет наш образ жизни, что мы можем
здесь изменить и т . п .
Содержание карточек
1 . Из окна машины, автобуса или поезда (если никто не
видит) я иногда выбрасываю фантики или пустые бутылки .
2 . Мне нравится выращивать какие-нибудь комнатные растения .
3 . Я всегда закрываю водопроводный кран, если вижу, что
из него без дела капает вода .
4 . Я никогда не оставляю после себя мусор в лесу, а складываю его в пакет и уношу с собой .
5 . Я думаю, что никогда нельзя покупать ландыши и подснежники у уличных торговцев .
6 . Когда я мою руки или умываюсь, то стараюсь делать
небольшой напор воды .
«ЭКОЛОГИ ЧНЫЙ ОБРАЗ Ж И ЗН И »
31
7 . Мне жалко животных, которых убивают только для того, чтобы люди носили дорогие модные шубы или шапки .
8 . Я знаю, сколько мои родители платят за электроэнергию .
9 . Если мне нужно что-нибудь выбросить на улице, я всегда для этого ищу урну .
10 . Сломанные игры или игрушки я чаще выбрасываю,
чем стараюсь их починить .
11 . Я всегда выключаю свет, если в помещении никого
нет .
12 . Я хочу, чтобы родители чаще меняли мне мой смартфон на более новый и модный .
13 . Я знаю, что такое энергосберегающая лампочка .
14 . Я знаю, для чего туристы обжигают в костре использованные консервные банки .
15 . Мне нравится ухаживать за животными .
16 . Я считаю, что животные — такие же полноправные
хозяева Земли, как и люди .
17 . Я бы предпочёл пользоваться одноразовой посудой,
чтобы не мыть обычную .
18 . Я стараюсь не кричать и не разговаривать очень
громко в лесу, потому что это может напугать птиц и зверей .
19 . Не люблю охотников .
20 . Я не согласен с фразой «Человек — царь природы» .
21 . Газон или клумбу с цветами я скорее обойду, чем пройду по ним .
22 . Если я бросил мусор и не попал в урну, я вернусь и
сделаю, как надо .
23 . Я считаю, что вещей для жизни (одежда, обувь, посуда, бытовая техника и т . п .) не должно быть в избытке .
Викторина «Что? Где? Когда?»
1. Запасы этого с каждым годом истощаются, и виной тому — деятельность человека . Если вообразить мировой океан
бассейном, то этого там будет всего одна столовая ложка .
Если семья сэкономит хотя бы 5-ю часть этого от того, что
она использует сейчас, то этим можно будет за год наполнить
озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра . Во время
чистки зубов, мы можем сэкономить этого до 200 литров в
неделю . О чём идет речь?
Ответ: пресная вода.
Обсуждение: ведущий предлагает детям обсудить способы экономии воды в домашних условиях.
32
Программа курса внеурочной деятельности
2. Прообраз этого агрегата создал Леонардо да Винчи в
конце XV века . В движение он приводился пружинным механизмом . А спустя четыре века Готлиб Даймер запатентовал
то, без чего сейчас мы этот агрегат не представляем . За год
активной работы этот агрегат выбрасывает в атмосферу количество углекислого газа, равное его массе . О каком агрегате
идёт речь?
Ответ: об автомобиле. А запатентовал Даймер двигатель внутреннего сгорания.
Обсуждение: ведущий предлагает детям ответить, какими способами можно уменьшить выбросы в атмосферу
углекислого газа, в том числе от автомобилей.
3. «Чёрный ящик» . В этом ящике предмет, который придумал английский механик Питер Дюран в 1810 году . С тех
пор этот предмет незаменим в далёких экспедициях, походах,
в армии . Да и в повседневной жизни мы иногда его используем . Если выбросить этот предмет, то в земле этот предмет
пролежит целых 100 лет и не сгниёт . Но если обжечь этот
предмет, к примеру, на костре, то через год-два этого мусора
не станет . Что за предмет в ящике?
Ответ: обыкновенная консервная банка.
Обсуждение: ведущий предлагает детям порассуждать
о том, к каким последствиям для нашей жизни ведёт замусоривание лесов, улиц, дворов.
4. Этот напиток в конце XIX века изобрёл фармацевт .
А название этому напитку придумал один бухгалтер . Выпивая всего стакан этого напитка, мы поглощаем целых 9 чайных ложек сахара (а это суточная норма для человека) . Уже
через 45 минут после употребления этого напитка у человека
заметно повышается кровяное давление . В составе этого напитка есть цикламовая кислота, которая вызывает рак у
крыс . О каком популярном напитке идёт речь?
Ответ: кола.
Обсуждение: ведущий предлагает назвать напитки, которыми можно заменить колу.
5. Этот город считается одним из самых дорогих в мире
для проживания в нём людей . Однако при этом он только
в 4-й десятке самых безопасных городов мира . В понятие
«безопасность» включена и экологическая безопасность . По
качеству воздуха этот город в составе 30 лучших городов
мира . О каком городе идёт речь?
Ответ: этот город — Москва.
«ЭКОЛОГИ ЧНЫЙ ОБРАЗ Ж И ЗН И »
33
Обсуждение: ведущий предлагает подумать над тем,
каким образом можно поднять место в рейтингах не только Москвы, но и других городов страны.
6. «Чёрный ящик» . Эту тару очень сложно перерабатывать . Она составляет 90% не поддающейся разложению части мусора на обочинах наших дорог . Процесс её изготовления существенно загрязняет атмосферу . Если в неё налить
горячий напиток, она начинает выделять токсины — опасные
для здоровья вещества . Что это за тара?
Ответ: пластиковая бутылка.
Обсуждение: ведущий предлагает детям ответить на
вопросы — можно ли избежать употребления в быту пластиковой посуды; возможен ли раздельный сбор мусора и какая польза всему живому от этого.
7. За последние 100 лет численность этого вида животных
сократилась в 30 раз . Сейчас в мире насчитывается около
4000 особей (в нашей стране около 700) . Состояние этой популяции — индикатор состояния дальневосточной природы .
Главный путь сбережения этого вида — сохранить для него
нетронутыми хотя бы нынешние кусочки тайги, то есть спасти их от вырубки . О каком животном идёт речь?
Ответ: об амурском тигре.
Обсуждение: ведущий просит назвать способы сохранения лесов на нашей планете (или в нашей стране, или
в нашем городе). Говорит о том, что 130 кг макулатуры
спасают от вырубки одно дерево.
8. При их использовании затраты электричества сокращаются на 80 % . Если с завтрашнего дня каждая семья в России станет их использовать, то это позволит сэкономить в год
столько электричества, сколько вырабатывается за это же
время на крупной электростанции страны . Тем самым будет
сэкономлено несколько десятков млн тонн угля, который не
будет сожжён, а значит, не будет загрязнять природную среду . Что же может сделать каждая российская семья?
Ответ: заменить обычные лампочки накаливания на
энергосберегающие.
Обсуждение: ведущий предлагает обсудить возможности использования таких источников энергии, как ветер
или солнце.
Примечание . Для поддержания динамики игры и сохранения интриги до её конца ведущий может на плотном листе
бумаги напечатать фразу, отражающую замысел игры (например, это может быть мысль писателя И . Ялома «Мы полно34
Программа курса внеурочной деятельности
стью ответственны за свою жизнь, не только за свои действия, но и за своё бездействие») . Затем он разрезает лист на
15—20 частей . Каждый игрок, принимающий активное участие в обсуждении, после розыгрыша каждого вопроса получает часть общего пазла . В конце игры команды складывают
свои части, составляют пазл и читают фразу .
«ЭКОЛОГИ ЧНЫЙ ОБРАЗ Ж И ЗН И »
35