Сысертский городской округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9
имени Героя Советского Союза А.И. Крапивина» село Щелкун
УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора МАОУ СОШ № 9
___________ С.Ю. Орехова
Приказ от 30.08.2022 № 169-ОД
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол от 30.08.2022 № 1
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социальной направленности
Волонтерское движение: «Трудовой десант»
Возраст обучающихся: 13-15 лет
Класс/ классы: 8-9 классы
Срок реализации: 1 год
Количество часов в год: 68 часов
Составитель: Чермянинова Л.А.,
педагог доп. образования
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 508864662EA4DDBFD6CFD2BE581237D1B2D6B06C
Владелец: Орехова Светлана Юрьевна
Действителен: с 08.12.2021 до 08.03.2023
с. Щелкун, 2022
Полное название
программы
Направленность
программы
Аннотация к
программе
Нормативноправовая база:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
(далее ДООП) «Волонтерское движение: «Трудовой десант»
Социальная
Трудовые навыки закладываются в процессе жизни и бытия человека. От
того насколько будут сформированы трудовые навыки у подрастающего
поколения, зависит дальнейшее их самоопределение. В процессе труда
дети постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно
формирующиеся личности, что существенно для их самостоятельной
жизни.
Данная программа представляет широкие возможности для организации
трудовой деятельности учеников, где формируются жизненно важные
умения и качества личности, такие как самостоятельность,
инициативность, умение принимать решение, работать в коллективе,
самостоятельно получать знания, то есть тех качеств, которые помогут
успешно адаптироваться в самостоятельной жизни.
Программа адресована обучающимся в возрасте от 13 до 15 лет.
Максимальное число детей, обучающихся в одной группе до 15 чел.
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции
2013 г.);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Концепция развития дополнительного образования (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от
04.09.2014 г. №1726-р);
- Санитарные
правила
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и
норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания"
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196
"Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам"
(с
изменениями
и
дополнениями от 5 сентября 2019 г., 30 сентября 2020 г.)
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих
программ,
(включая
разноуровневые программы)»
- Устав МАОУ СОШ № 9
Уровень
сложности
содержания
Место реализации
программы
Возрастная
категория
Нормативный срок
освоения
программы
Режим занятий,
продолжительност
ь каждого занятия
Сведения
о
составителе
Форма обучения
по программе
Формы
организации
образовательной
деятельности
Максимальное
число
детей,
обучающихся
в
одной группе
Базовый
Муниципальное
автономное
общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 имени Героя Советского
Союза А.И. Крапивина» с. Щелкун
624015 Свердловская область, Сысертский район, с. Щелкун, пер.
Школьный,1.
13-15 лет
1 год
Занятия до 45 минут
Чермянинова
образования
Лиана
Александровна,
педагог
дополнительного
очная
групповая/индивидуальная
до 15 человек
Программа дополнительного образования «Волонтерское движение: «Трудовой
десант» имеет социальную направленность.
Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и
актуальной. Через собственное участие в реализации социально-значимых видах
деятельности подросток вступает в новые социальные отношения со сверстниками,
развивает свои средства общения с окружающими. Активное осуществление
общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в
общении
со сверстниками
и
взрослыми,
признанию
у
старших,
самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, согласно выбранному идеалу.
Участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и
одобряемой, позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность
в себе и своей значимости для других, формирует у подростка общественно
направленную мотивацию.
Программа «Волонтерское движение: «Трудовой десант» предполагает включение
детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их
лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести
жизненный опыт.
Актуальность программы. Одной из задач гражданского и патриотического
воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной
жизненной
и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в
общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской
безнадзорности
является
усиление
сопротивляемости
личности негативным
влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков
социальной
и
личностной
компетентности, позволяющих
им
противостоять
приобщению
к
употреблению психоактивных веществ,
алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения
общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к
другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих,
противостоять внешнему давлению. Развитие молодежного
добровольческого
движения
входит
в
число
приоритетных
направлений
государственной
молодежной политики. Программа способствует формированию духовно-нравственных
качеств личности молодого человека, улучшению морально-психологического состояния
молодежи, повышению культуры участия в благотворительной деятельности, решению
социальных проблем местного сообщества и как следствие – всестороннему развитию
личности, профессиональной ориентации, карьерному росту.
Содержание программы
Глава 1.Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения
Социальное
служение
и
социальная
работа.
Добровольчество
и
благотворительность. Волонтерство как институт формирования и развития
социальной
активности
молодежи.
Происхождение
понятия
«волонтер»,
«доброволец». Волонтерство в
России. Детские и молодежные добровольческие
организации.
Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты
волонтерской
деятельности. Поиск
и
выявление социальных проблем.
Постоянная социальная помощь. Разовые социальные акции. Бригады быстрого
реагирования.
Влияние
волонтерской
деятельности
на
молодежь.
Мотивация
добровольческой деятельности. Роль волонтерства в личном развитии волонтера.
Личностный рост. Выражение гражданской позиции. Социальное взаимодействие.
Реализация творческого потенциала.
Раздел 2. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ
Виды зависимостей. Химическая (алкоголизм, наркомания, табакокурение)
и нехимическая (эмоциональная, шопоголизм и
др.) зависимость. Влияние
курения на организм человека. Влияние алкоголя на организм человека. Алкоголь
и закон. Употребление алкоголя как незаконное действие. Ответственность за
употребление алкоголя. Физиологическая и моральная зрелость человека. Умение
отказываться. Возможные способы отказа от нежелательного действия. Отработка
навыка отказа от действий опасных для здоровья, жизни и благополучия человека.
Критика ложных поводов для употребления алкоголя. Компьютерная, игровая
зависимости.
Раздел 3. Основы проведения социальных дел
Разработка и проведение социальных акций:
- День народного единства;
- День матери;
- Письмо солдату;
- Акция «Ветеран живет рядом»;
- Акции по пропаганде ЗОЖ;
- благотворительные акции.
Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности
(работа на школьном дворе, Акция «Чистое село» и т.д.).
Раздел 4. Специальная подготовка волонтеров
Помощь ветеранам и пожилым людям.
Основные проблемы в жизни
пожилого человека. Основные задачи в работе с пожилыми людьми и
ветеранами. Психологические особенности людей пожилого возраста. Оказание
трудовой помощи по укладке дров, очистке снега, уборке. Организация встреч и
проведение праздников.
Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Цель: формирование
нравственных
и коммуникативных
качеств
личности,
через
организацию
общественно-полезной
деятельности,
способствующей самореализации личности школьника; апробация новых форм
организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной
деятельности.
Личностные:
ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям
конкретной учебной задачи;
предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей
деятельности на основе предложенных критериев;
положительное
отношение
к
преобразовательной
трудовой
деятельности,
осознание своей ответственности за общее дело;
уважение к чужому труду и результатам труда;
формированию устойчивого интереса к трудовой деятельности, к общению с
природой;
воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к
жизни;
воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;
формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и
укреплении здоровья;
содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье,
школе, поселке, стране; воспитание активной гражданской позиции;
Предметные:
обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам
лучше понимать себя;
обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;
знакомство с технологией социальной акции и проведения социальных
дел;
обучение основам работы с различными видами информации;
знакомство с интерактивными методами обучения, современными социальными
технологиями;
обучение методике социального проектирования;
расширение навыков работы с информацией;
специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных
категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного
поведения).
Метапредметные:
формирование первичных организаторских умений и навыков;
развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде.
развитие уверенности в себе;
дальнейшее формирование организаторских умений и навыков, развитие
лидерских качеств;
расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми
различных социальных категорий
развитие
рефлексивных
умений, навыков
самоанализа
и
самооценки своей деятельности.
создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу
доброжелательности и сотрудничества;
развивать активную деятельность;
формировать общественную активность, реализацию в социуме.
Отличительная особенность программы заключается в развитие молодежного
добровольческого движения, получении молодежью новых знаний,
развитии
навыков
общественной
деятельности,
формировании нравственных ценностей,
активной гражданской позиции.
Возраст
детей
участвующих
в
реализации
дополнительной
образовательной программы:13-15 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на 68 часов в год; по 4 часа в неделю. Однако по
желанию учащихся можно продолжать работу и более 1 года.
Формы и режимы занятий
Режим занятий подчиняется требованиям СанПин.
Соблюдается
режим
проветривания,
санитарное
содержание
помещения проведения занятий.
Оптимальная наполняемость группы – не мене 15 человек.
Формы проведения занятий: свободные дискуссии, беседа, творческая
мастерская, стреча,
практикум, трудовая акция, уличная акция, информационная
акция, встреча, «трудовой десант», практикум, лекция.
Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
№
1
2
3
4
Раздел, тема
Волонтерская деятельность как одна
из форм социального служения
Работа волонтеров по пропаганде
ЗОЖ
Основы проведения социальных дел
Специальная подготовка волонтеров
Общее
количество
часов
4
10
Из них:
теория
68 час.
практика
2
2
8
2
4
34
16
14
54
34
20
Формы
контроля
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Презентация
,буклеты
Сувениры
итоговое
занятие
№ п/п
Дата
План Факт
Кол-во
часов
Тема занятия
Раздел 1. Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения (4 час.)
1
1
2
1
3
1
4
1
Социальное служение и социальная работа. Добровольчество и
благотворительность.
Происхождение понятия «волонтер», «доброволец».
Волонтерство в России.
Роль волонтера в решении социальных проблем местного
сообщества. Объекты волонтерской деятельности.
Влияние волонтерской деятельности на молодежь.
Раздел 2. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ (10 час.)
5-10
11-12
13-14
6
2
2
Виды зависимостей.
Алкоголь и закон.
Компьютерная, игровая зависимости.
Раздел 3. Основы проведения социальных дел (44 час)
15-28
14
Разработка и проведение социальных акций:
- День народного единства;
- День матери;
- Новогодний десант;
- Письмо солдату;
- Поздравляем мужчин и женщин;
- Акция «Ветеран живет рядом»;
- Акции по пропаганде ЗОЖ;
- Благотворительные акции: акция «Чистое село»;
- Организация детских праздников.
29-48
10
Уборка пришкольной территории.
10
Благоустройство школьного двора.
Раздел 4. Специальная подготовка волонтеров (20 час.)
49-64
16
Помощь ветеранам и пожилым людям.
Оказание трудовой помощи по укладке дров, очистке снега,
уборке.
65-68
4
Организация встреч и проведение праздников.
68